Правительство России разрешило компании De Beers начать добычу алмазов на территории страны. В перспективе это может ударить по интересам российского монополиста — акционерной компании «АЛРОСА» — и стимулировать его к более активному развитию.
На заседании правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (КИИ) получила принципиальное одобрение сделка по покупке транснациональной компанией De Beers 49,99% акций ОАО «Архангельское геологодобычное предприятие» («Архангельскгеолдобыча»).
Это предприятие владеет лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу алмазов на Верхотинской площади на срок до 29 декабря 2018 года. Кроме того, компания имеет две лицензии на право пользования недрами участков добычи стройматериалов на территории Hенецкого автономного округа, еще две – в Архангельской области. В настоящий момент 99,37% акций «Архангельскгеолдобычи» принадлежит нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
Следует отметить, что это было первое заседание КИИ в рамках исполнения принятого весной Закона об иностранных инвестициях, регламентирующего доступ иностранного капитала в 42 стратегические отрасли российской экономики. На первом заседании, помимо сделки с De Beers, получила одобрение заявка швейцарской компании World's Wings S.A. на приобретение блокирующего пакета (25%+1 акция) «Гражданских самолетов Сухого». И, как отметил руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев, желание купить доли в российских стратегических предприятиях выразили еще около десяти иностранных компаний.
Теперь ФАС совместно с Минприроды и Минфином предстоит разработать поведенческие требования к De Beers — поскольку на заседании КИИ перед покупателем было поставлено несколько условий. А именно: переработка алмазов на территории России в объемах, которые будут согласованы с правительством РФ, сохранение рабочих мест, обеспечение государственной тайны и соблюдение заявленных бизнес-планов.
Для справки: Верхотинская алмазная площадь находится в 130 км от Архангельска, в Мезенском районе. В 1996 году здесь была открыта кимберлитовая трубка, в дальнейшем получившая название «имени Владимира Гриба». По оценке De Beers, извлекаемые запасы этого месторождения составляют 67 млн карат алмазов общей стоимостью свыше $5 млрд.
Приход главного мирового игрока алмазной отрасли в Россию — совсем не случаен. Дело в том, что в последние пару лет De Beers столкнулась с желанием алмазодобывающих стран Африки получать больше денег от добываемого на их территории сырья. И сегодня компания вынуждена «лавировать».
В частности, в конце минувшего года De Beers подписала соглашение с Министерством полезных ископаемых и энергетики ЮАР, взяв на себя обязательство продавать 10% добытых на территории этой страны алмазов Государственному алмазному трейдеру (State Diamond Trader, SDT). Более того, в настоящий момент Национальный союз горняков ЮАР лоббирует создание в стране государственной алмазодобывающей компании.
Тем временем уже три из шести государственных горнодобывающих компаний Республики Конго пересмотрели условия соглашений с частными партнерами в пользу государства, увеличив объем отчислений с проектов, реализуемых в Конго. Возможно, что остальные компании также ревизуют имеющиеся соглашения. Понятно, что De Beers в Африке от таких инициатив становится все более неуютно.
А в России ситуация имеет обратный вектор. По сообщению ИА Rough&Polished, в сентябре заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Владимир Бавлов заявлял, что около 82,2% запасов алмазов в регионах Сибири и Дальнего Востока в настоящее время доступны для разведки и разработки, и выразил ожидания, что «в ближайшие годы объем добычи в данных регионах и ее стоимостное выражение многократно увеличатся». То есть, De Beers, став акционером «Архангельскгеолдобычи», сделает первый шаг в закреплении на весьма перспективном плацдарме.
По существу, De Beers на российской территории начинает наступление на своего потенциального конкурента — АК «АЛРОСА», добывающую 97% всех алмазов в РФ (доля компании в мировом объеме добычи алмазов составляет 25%). И происходит это на фоне имевшихся в Европе ожиданий того, что, наоборот, именно российская «АЛРОСА» потеснит мирового монополиста. Еще в начале текущего года часть европейских игроков алмазного рынка выражали надежду, что «АЛРОСА» реализует несколько проектов по огранке и развернет собственную сбытовую сеть. То есть, фактически, по влиянию на рынок, станет «Де Бирс-2».
Кстати, отчасти во исполнение этого плана Еврокомиссия запрещает De Beers приобретать алмазы у «АЛРОСА» с 2009 года (De Beers приобретает российские алмазы с 1959 года, в 2008 году компания имеет право на покупку алмазов на сумму в $400 млн), что должно стимулировать российскую корпорацию организовывать собственные обрабатывающие мощности.
Понятно, что продвижение De Beers на российские просторы в «АЛРОСА» не приветствуется. В одном из недавних интервью президент компании Сергей Выборнов подчеркивал, что, по закону об иностранных инвестициях, компании с иностранным участием, работающей в сфере стратегических национальных интересов РФ (а алмазодобыча относится к таковым), необходимо получить разрешение правительства. «Когда они его получат — я не знаю. Пока еще нет нормативной базы, подзаконных актов. Это произойдет, я думаю, не очень быстро», — предполагал Выборнов.
Однако, по информации ФАС, положительное решение по покупке De Beers 49,99% акций «Архангельскгеолдобычи» будет оформлено уже в ноябре. Поэтому «АЛРОСА» придется свыкаться с новым положением вещей. И в компании уже просчитывают возможные варианты «примирения».
«Любой, кто придет на это месторождение, обречен на «дружбу» с «АЛРОСА», потому что все экономически выгодные решения в области логистики и энергетики — наши. Точнее, базируются на наших инфраструктурных мощностях, — утверждал Выборнов летом в интервью «Интерфаксу». — А строительство еще одной независимой энергетической составляющей или дороги — это очень дорого и экономически не выгодно».
И, тем не менее, несмотря на столь быстрое вхождение транснациональной корпорации в Россию, конкурентная угроза от De Beers пока остается для «АЛРОСА» отдаленной. Как пояснил «Росбалту» пресс-секретарь Гильдии ювелиров России Владимир Тесленко, по некоторым данным, договор по Верхотинской площади — ступенчатый. То есть, De Beers вначале проведет проверку предполагаемых запасов месторождения и уже на основании результатов будет решать, разрабатывать ли ТЭО, или, в связи с мировым кризисом, отложить этот вопрос.
«Пока можно резюмировать одно: российское правительство не против прихода крупных иностранных компаний в добычу ископаемых на территории РФ», — констатировал Тесленко.
ya dumayu shto xvatit uzhe s 1959 goda pokupaet debeers pust dadut eshe dlya mestnix shtobi zarabotali, interesno shto dumaet antimonopolist komitet kogda prirordnie resusrsi uxodit v chuzhie ruki tokoy kak DE BEERS. ochen intersno shto ostanetsya kokie prirordnie resursi cherez 10 let.