Лоуренс Графф, ювелир и бизнесмен, основатель британского дома Graff, очень любит повторять: "Бриллианты не просто камни, которые использует некий ловкий мудрый мастер для того, чтобы создать то или иное украшение. Бриллианты — это лучший способ сохранить деньги. Способ, в котором, впрочем, нет ничего нового".
Лоуренс Графф — знаменитый ювелирный математик, человек совсем не сентиментальный, ведь он давно уже привык иметь дело с камнями, стоимость которых равна, к примеру, белоснежному Airbus A320. Совсем недавно портфолио редчайших камней Graff было обновлено самым кардинальным образом. Подробно это знаменательное событие по нашей просьбе прокомментировал сам великий ювелир: "Во-первых, хотелось бы обратить внимание всех заинтересованных коллекционеров на новый синий бриллиант Begum Blue. Это не просто камень. Это восхитительный редкий глубокий оттенок синего. Редчайший из всех, что я встречал. Для того чтобы синее свечение бесценного бриллианта было заметно наилучшим образом, я торжественно распорядился огранить Begum Blue в форме сердца".
Стоит расшифровать оригинальное название этого камня. Begum, или же бегума,— это титул супруги Ага-Хана. Ага-Ханы — богатейшие люди Индии, духовные лидеры религиозной секты исмаилитов (одним из самых известных в мире Ага-Ханов был Ага-Хан III, собиратель драгоценностей). Такое название — "Бегума" — объясняет и форму камня. Синий бриллиант в форме сердца становится дорогостоящим объяснением в любви.
Вторым и третьим экземпляром в собрании Graff оказались два превосходных камня, тематически примыкающие к упомянутому бриллианту Begum Blue. Это синий бриллиант под названием Imperial Blue, получивший в итоге каплевидную огранку, а также кристально белый The Birthday Diamond. В случае с Imperial Blue господин Графф особо оценил необычный оттенок синего, а также лучистость данного бриллианта. А в The Birthday Diamond Графф совершенно неожиданно отметил "необыкновенную нежность камня". Да, именно так — оказывается, и драгоценные камни могут быть нежными.
Лоуренс Графф каждому камню присвоил свой эпитет. Вот, например, еще два новых белых бриллианта — The Excellence (в форме "подушки") и The Emperor Maximillian (в огранке "маркиза") — удостоились от ювелира Граффа совсем других эпитетов. The Excellence был назван им "парадным решительным", а The Emperor Maximillian получил звание "возвышенного и элегантного" камня. Остается добавить, что The Excellence и The Emperor Maximillian оформлены в виде колец. Простых и безыскусных. Еще один белый "Любимец" — бриллиант La Favorite — получил при огранке багетную (или изумрудную) огранку. Этот камень, ставший центральной частью кольца (солитер поддерживают два белых бриллианта-сателлита), британский ювелир наделил "властностью, торжественностью", отметив, что считает его фамильным, взрослым украшением.
Не смог Лоуренс Графф пройти мимо еще одного своего питомца — желтого бриллианта под названием Deepdene. "Драгоценные камни различных желтых оттенков стали цениться в мире собирателей бриллиантов именно благодаря мне, поэтому я в определенном смысле смею считать себя их первооткрывателем",— говорит Лоуренс Графф. Желтый бриллиант Deepdene он охарактеризовал как "густой, насыщенный, сияющий". "Свет словно исходит из глубины камня, равномерно распределяясь вокруг",— рассуждает ювелир.
Большой насыщенно-желтый камень, еще один участник драгоценного собрания Graff, получил помпезное название Rojtman Diamond. Из этого камня уже создано кольцо: желтый бриллиант окружен двумя рядами мелких, но весьма достойных розовых. "Это совершенное, законченное произведение высокого ювелирного искусства, достойнейшая из драгоценностей, с которыми мне приходилось иметь дело",— признается Графф.
К сонму достойнейших Графф также причислил серьги водопадного типа, сделанные из 28 желтых бриллиантов каждая. Как объяснил Графф, эффект должен был достигаться благодаря сочетанию различных огранок в одном украшении. И правда, в серьгах оказались задействованы желтые бриллианты приблизительно одного и того же, весьма теплого лимонного, оттенка, но только разных огранок. Именно эта конструкция позволяет ювелирному полотну не выглядеть однотонным.
В заключение нашей продолжительной беседы Лоуренс Графф еще раз подчеркнул: "Бриллианты того уровня, о которых мы говорили,— это, безусловно, роскошь. Но, как бы парадоксально это ни звучало, это в высшей степени разумная роскошь, ибо хранит деньги".