Компания “Алмаз-холдинг" входит в тройку лидеров российского ювелирного рынка. Основные направления деятельности холдинга – производство ювелирных изделий из золота, платины и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, оптовая и розничная продажа через сеть собственных магазинов, изготовление эксклюзивных изделий ручной работы по эскизам заказчика, по эскизам дизайнеров и по каталогу, включающему изделия и других заводов, в том числе “Костромского ювелирного", “Топаза", “Грингора", “Красносельского ювелирпрома".
“Алмаз-холдинг" насчитывает более 150 магазинов (в том числе, 4 магазина в Казахстане), имеет совместные предприятия в Таджикистане и США. Компания постоянно участвует в международных ювелирных выставках в Базеле и Лас-Вегасе.
На вопросы корреспондента Rough&Polished отвечает президент "Алмаз-холдинга", член Высшего совета Гильдии ювелиров России Флун Гумеров.
Давно говорится о необходимости протекционизма со стороны государства в области ювелирного производства и торговли. Есть ли какие-то надежды или прогнозы в этом вопросе?
Я бы не стал говорить о протекционизме. Нужно говорить о необходимости создания равных условий ведения бизнеса как внутри России, так и с нашими коллегами за рубежом. Мы не требуем льгот. Безусловно, ювелирная отрасль процветает в тех странах, где ей оказывается господдержка, особенно в части, которая ориентирована на экспорт. В той же Индии ювелирные предприятия тесно сотрудничают с Министерством содействия экспорту. В России есть ряд моментов, которые ставят ювелирную отрасль в неравные условия. Какие?
Во-первых, избыточное администрирование. В чем это выражается? Сегодня рынок регулируется “Законом о драгметаллах и камнях" и многими правительственными постановлениями, часть которых были приняты еще в советские времена. Да и присутствие на рынке Пробирной службы России увеличивает административную нагрузку со стороны государства. При этом мы говорим не только о госконтроле со стороны пробирной палаты, но и о монопольном предоставлении услуг по клеймению изделий. А монополия, как известно, злейший враг любой экономики. Мне не раз приходилось говорить, что Россия одна из немногих стран, где есть служба пробирного надзора и практически единственная страна в мире, где услуги оказываются монопольно. Я уж не говорю о том, что ни сроки клеймения, ни количество пробирных инспекций не адаптированы к условиям рынка. Я очень ценю, что в последнее время удалось перейти с руководством пробирной палаты из поля критики в поле конструктивного диалога и надеюсь, что надеюсь, что в скором времени этот диалог даст реальные результаты.
Во-вторых, серьезная фискальная нагрузка. Остались пошлины на импортные ювелирные вставки и на импорт ювелирного оборудования. Практически все ювелирные вставки, кроме бриллиантов, приходится импортировать с уплатой 20-процентной пошлины и 18% НДС. И получается, что в 2-граммовом изделии золото 585 пробы стоит порядка 40 долларов, а ювелирная вставка может стоить от 100 долларов и выше и с учетом подорожания вставок наши изделия становятся неконкурентоспособными с импортной продукцией. Об экспансии импорта я скажу ниже. То же самое происходит и с оборудованием. Для производства ювелирных изделий нужны сложные, высокоточные станки. В России они не производятся. Чтобы ввезти их из-за рубежа нужно заплатить 20 процентов пошлины и 18-процентный НДС – и мои издержки сразу становятся на 40 процентов выше.
Называется ли это протекционизмом или созданием равных условий, о чем говорил в своем выступлении Дмитрий Медведев в Красноярске, государство должно снять преграды для построения цивилизованного ювелирного рынка, который гармонично вписался бы в глобальную мировую экономику.
Ваше мнение о российской кредитной и налоговой политике в сфере ювелирпрома?
Ювелирная промышленность — часть российской экономики и, конечно, как и любое производство в стране, нуждается в либеральной налоговой политике, дешевых кредитных средствах с тем, чтобы можно было обновлять вовремя основные средства, внедрять новейшие технологии, вкладывать серьезные деньги в человеческий капитал. Ради справедливости нужно сказать, что в последние годы государство сделало немало для уменьшения налогового бремени на производителя, снят налог на сверхприбыль – акциз. Торговля перешла на вмененную или упрощенную систему налогообложения. У нее появились оборотные деньги. Торговле стало выгоднее работать с легальным производителем, чем с “теневиком", так как у легального производителя продукция гарантированного качества и гарантированные поставки. И многие крупные производители создали свои бренды. И тот факт, что в последние годы удается ежегодно наращивать легальное производство, – это свидетельствует о том, что происходит вытеснение “теневиков" с рынка.
По поводу кредитов. Практически все ювелирные предприятия берут кредиты в банках, производят ювелирные изделия и за счет своего труда зарабатывают прибыль. Конечно, стоимость российских кредитов, по сравнению в банками на Западе, в разы дороже. И это тоже негативно влияет на себестоимость наших изделий. И многие российские предприятия начинают использовать разные схемы, в том числе, так называемую, давальческую, когда вывозится золото на переработку за рубеж и завозится обратно импортные изделия без уплаты пошлины и НДС. Не могу не повториться, что такая практика существует только в ювелирной отрасли, ведь никто не вывозит металл и не завозит автомобили, например, “мерседесы", аргументируя это тем, что у нас, якобы, плохие машины и плохой дизайн. Если правительство в ближайшее время не отменит эту практику, станет бессмысленным техническое перевооружение и развитие дизайнерской школы. Доля импортной продукции, завезенной по давальческой схеме и учитываемой как российской, от сегодняшних 20% дойдет до 100% и мы сможем констатировать, что “кулак судьбы отправил отрасль в нокаут".
Что мы можем противопоставить конкуренции со стороны производителей Турции, Греции, Ближнего Востока, Китая?
Центр ювелирного производства перемещается на юго-восток. В мире добывается ежегодно около 2,5 тыс. т золота, перерабатывается 3,2 тыс. т, в том числе 2,6 тыс. т на ювелирную промышленность. У нас огромная сырьевая база, при этом в России добывается 160 т золота, а перерабатывается порядка 70 тонн. В Китае, где ювелирная промышленность появилась буквально 10-15 лет назад, добывается порядка 200 т золота, и столько же они перерабатывают. Индия, добывающая порядка 5 тонн, перерабатывает 500-600 тонн. А Италия, практически импортируя 100% сырья, перерабатывает около 250 тонн. На этом фоне Россия, конечно, выделяется своей жесткой ориентацией сырья на экспорт и экспансией импортной ювелирной продукцией на свой рынок. Обратите внимание, что рост импорта увеличился за последние 6 лет в 5 раз. И это только легальный импорт, без учета скрытого, завезенного по так называемой давальческой схеме, хотя руководство страны жестко ставит задачу, что промышленность должна быть экспортоориентированной и импортозамещающей.
Что вы думаете о создании отечественных ювелирных брендов? Должно ли участвовать государство в их создании и раскрутке?
Да, я считаю, что государство должно помогать в создании объединенного российского ювелирного бренда, чтобы он был узнаваем во всем мире. Но, к сожалению, сегодня в нашем бизнесе нет серьезной общественной организации федерального уровня, которая могла бы вести конструктивный диалог с государством, а не занималась лоббированием интересов отдельных предприятий.
Что вы могли бы посоветовать покупателям ювелирных украшений?
Сегодня ювелирные предприятия ежегодно обновляют свой модельный ряд, реагируя на изменения моды, и работают очень небольшими партиями. Цена на золото растет: несколько лет назад оно стоило $250 за унцию, сегодня $920. И цена на золотые украшения будет расти. Были времена, когда украшения покупали для вложения средств, но сейчас все больше клиентов покупают именно ювелирные украшения как дополнение своего образа, в том числе, и эксклюзивные изделия. Я советовал бы покупать уникальные авторские вещи, чтобы они радовали глаз и дарили хорошее настроение. И, конечно, я думаю, что лучше покупать их в фирменных магазинах или в магазинах самих производителей. Из-за высокой стоимости рабочей силы мои коллеги за рубежом специализируются в основном на изделиях машинного производства. У нас же украшения гораздо сложнее, поэтому они оригинальнее и живее.
У вас красивое название фирмы — и приличный сегмент ювелирных украшений с бриллиантами. Вы сотрудничаете с фирмами по огранке алмазов или у вас в штате есть свои огранщики?
Изделия с бриллиантами занимают у нас значительную часть — это треть нашей продукции. На покупку бриллиантов у нас уходит — можно посмотреть последние месяцы – 29% средств. Покупаем бриллианты у нескольких фирм, в том числе у смоленского “Кристалла", “Амос" и “Туймаады даймонд". Может я ошибаюсь, но мне кажется, что наши производители бриллиантов порой продают на внешнем рынке чуть ли не дешевле, чем на внутреннем.
Чем ювелиры занимаются в свободное от дел время?
Я увлекаюсь охотой — меня как-то приглашал к себе на охоту в Австрию Гельмут Сваровский, потом он несколько раз приезжал в Россию и посетил завод в Красно-на-Волге “Красносельский Ювелирпром". Охотились мы и с Людвиком Карлом (фирма Preciosa) в Чехии. Вообще много путешествую. Но в основном по делу. Я недавно вернулся из Японии, это вообще феноменальная страна, но больше всего меня там поразило то, что эта страна — как одна очень большая корпорация, с огромной системой кооперации и разделения труда между предприятиями. А у нас может на заводе стоять очень дорогое оборудование, например станок непрерывного литья, которое работает в смену 10-20% рабочего времени. То же самое у соседа. У нас такая психология: я лучше себе куплю, чем пойду к соседу. Нашей ювелирной отраслью мог бы прирастать имидж России: у нас есть для этого все – сырьевая база, прекрасная школа, целевой потребитель.