Последнее из известных яиц работы знаменитой фирмы Карла Фаберже продано на русских торгах Christie’s в Лондоне в ноябре уходящего года.
Так называемое Ротшильдовское яйцо было заказано Фаберже нефтепромышленником Морисом Эфрусси к свадьбе своего шурина барона Эдуарда Ротшильда в 1902 году и с тех пор не покидало семью и не было известно широкой публике. Это одно из немногих уникальных творений знаменитой ювелирной компании, изготовленных не для императорской фамилии, а для частного заказчика.
Яйцо вызвало большой интерес и у специалистов, и у коллекционеров. Покрытое розовой эмалью-гильоше, оно сочетает в себе часы и механический сюрприз — усыпанного бриллиантами петушка, который кукарекает и хлопает крыльями каждый час.
Яиц подобного устройства известно всего три: кроме Ротшильдовского, это императорское яйцо Петушок" 1900 года и яйцо Шантеклер" золотопромышленника Александра Кельха 1904 года.
Аукционный дом оценил роскошную редкость в 6—9 млн. фунтов (13—18 млн. долл.). В итоге напряженных торгов яйцо было куплено более чем за 18 млн. долл. (с учетом аукционного процента).
До этого самым дорогим яйцом Фаберже, проданным с молотка, считалось так называемое Зимнее яйцо", заказанное в 1913 году императором Николаем II для своей матери, императрицы Марии Федоровны.
Оно было продано в 2002 году на том же Christie`s за 9,6 млн. долл. Еще девять императорских яиц были выставлены на аукцион Sotheby’s в 2004 году, но до аукциона куплены российским бизнесменом Виктором Вексельбергом. С тех пор яиц на аукционах не выставляли.
Ротшильдовское яйцо стало самым дорогим русским предметом декоративно-прикладного искусства. В списке самых дорогих произведений русского искусства оно уступает только живописи Василия Кандинского, обойдя по стоимости произведения Казимира Малевича и Марка Шагала.
Кроме рекордной стоимости продажа Ротшильдовского яйца удивительна тем, что его новый владелец не скрывал своей покупки и сам торговался в зале. Зал был полон. Люди стояли в проходах. Лота за номером 55 ждали все. Коллекционеры заметно волновались и нервничали. Однако у некоторых все же хватало профессиональной выдержки реагировать на предыдущие лоты вроде портсигаров и ковшей, кстати, тоже работы Фаберже. Александр Иванов сам присутствовал в зале и открыто торговался.
Для русских покупателей это не характерно: крупные покупки они предпочитали до сих пор совершать через арт-дилеров или по телефону. И если пару лет назад британские аукционисты шутили, что русские до сих пор расплачиваются за искусство наличными, доставая их прямо из багажников своих автомобилей, то теперь прогресс очевиден. Русские не только научились цивилизованно заключать сделки, но и больше не боятся публичности.
Коллекционер Александр Иванов, директор частного Русского национального музея, собирает произведения Фаберже и уже имеет в своей коллекции несколько яиц фирмы. Владелец обещает привезти Ротшильдовское яйцо в Россию.