Незаслуженно скромно информирована отрасль о результатах прошедшего собрания Гильдии. Тревожный звонок участника прошедшего собрания вопрошает: “Гильдия: заговор изнутри или игра теней?…" Сама постановка вопроса побудила “РосЮвелирЭксперт" обсудить положения на общественном поле. Тем более, что договор о сотрудничестве между “Рестэк Junwex" и Гильдией непосредственно вовлекает нас в отношения с этой общественной структурой, в рядах которой есть разные силы.
Недавно прошедшее собрание Гильдии Ювелиров уже освещалось сайтом этой организации. Но и сама информация, и происходящее действо как-то не вязались с казалось бы значимым событием. Ни оценок таких авторитетных и известных всем своей активностью А.Ю. Сидоренко, Ф.Ф. Гумерова, Г.В. Псарева или В. В. Сорокина, ни освещения в отраслевой прессе, или хотя бы оценок самих членов вновь избранных общественных органов…
“РосЮвелирЭксперт" также не получил от организаторов информации, над которой можно было бы поразмышлять, а на собрание, как и все другие медиа-структуры, приглашения мы не получали. Пользуясь информацией от звонивших нам коллег и целенаправленно связавшись с рядом специалистов отрасли, “РосЮвелирЭксперт" получил некоторые интересные комментарии, которые мы и предлагаем нашим партнерам.
По мнению одного из членов самой Гильдии звонившего нам, работа организации давно стала как “нечто само в себе". “Сам руководящий орган отражает потенциал ассоциации своим не меняющимся кардинальским составом", – выразился один из членов Совета. Впрочем, давно входя в состав этого органа, он отметил, что и выборы нового состава Совета не отличались активностью, да и не видно в нем сил реально влиять на происходящее. Надо согласиться с такой оценкой, т.к. многие уже смирились с отсутствием внятности задач, преследуемых руководством Гильдии. Давно наблюдая за развитием Гильдии, мы, в общем-то, согласны с мнением некоторых респондентов, успокаивающих нас в том, что “закрытость её учредителей, (а именно так рассматривают себя отдельные члены) мало беспокоит участников рынка из-за мизерной доли этой организации на реальном рынке". Однако тот факт, что именно сами члены Совета в ущерб отечественному производству зачастую и являются представителями фирм, получивших разрешения на т.н. переработку золота за рубежом, наталкивает на мысль об использовании авторитета общественной организации для “выбивания" подобных разрешений. Последнее время об этом много говорилось на различных слушаниях и круглых столах, в том числе и в Госдуме. Такое же положение и на рынке драгоценных вставок, фактически работающего по “черным" схемам. Авторитетный источник из Минфина в ответ на упрек в адрес этого органа открыто заявил, что разрешения на толлинг выдавались по запросу самих членов Гильдии Ювелиров.
Тревожные звонки в наш адрес от участников прошедшего гильдийского собрания и многочисленных участников рынка и вопросы наших коллег о личном отношении “РосЮвелирЭксперта" к происходящему побудили открыть общественное обсуждение положения дел. Приводим мнение журналиста под псевдонимом Вениамин Светлов, уже десятилетие работающего на этом рынке. Надеемся на отзывы наших читателей, а может быть и на отклики самих членов руководящих органов Гильдии.
Гильдия Ювелиров России – заговор изнутри или игра теней?..
В начале ноября в рамках работы выставки, прошедшей в Московском выставочном зале “Манеж", состоялось отчетно-перевыборное собрание Гильдии ювелиров. Собрание проводилось в закрытом режиме, оставив любопытных представителей средств массовой информации по ту сторону двери. Казалось бы, к чему такая секретность, если на повестке дня стояли вполне прозрачные вопросы о работе выставки, о принятии новых членов в Гильдию и о выборах нового Генерального директора организации?
Кажется, что в Гильдии, как некогда в Датском королевстве, не так все гладко, как хотелось бы, и, мягко говоря, в недоумении остались не только журналисты, оказавшиеся не у дел. Как вы думаете, с чего началось собрание? Отнюдь не с доклада мандатной комиссии о наличии голосующих голосов, подтвержденных уплатой членских взносов. И, как следствие, не было ни слова сказано ни о бюджете, ни о статьях доходов и расходов.
О самом собрании. Многих ювелиров одновременно обрадовал и обеспокоил один факт. Наконец-то, впервые за всю историю существования Гильдии общее собрание получило право выбрать Генерального директора Гильдии (ранее Генерального директора выбирал Совет). Отрадно, что в Гильдии появился единоличный руководитель, избранный общим собранием. Но, несмотря на это, в сердцах некоторых ювелиров, искренне болеющих за судьбу отрасли появляется тревожное ощущение, что в Гильдии происходит ползущая (целенаправленная, хорошо продуманная, но незаметная) приватизация общественной организации силами, которые отходят от основной идеи (а Гильдия была создана как общественная организация для защиты интересов отечественного производства).
Однако, прошедшее собрание ясно показало, что отдельные российские предприниматели до сих пор смотрят на бизнес как на машину для зарабатывания денег, а на покупателей – как на мешок, из которых эти деньги надо выбивать. Современный бизнес должен соответствовать прогрессивному социальному явлению, которое выдает продукт для удовлетворения необходимых нужд населения, будь это хлеб, одежда или украшения. Многим российским бизнесменам, к сожалению, все равно, как зарабатывать деньги – на давальческой ли схеме (тем более, что она вполне узаконена) или на импорте ювелирной продукции сомнительного качества.… Хотя существует почти единогласное решение Совета Гильдии, о том, чтобы ювелирные изделия, завезенные в страну по давальческой схеме приравнять к легальному импорту. И пока порядочные ювелиры уже который год во всех высоких кабинетах доказывают, что вывоз золота на переработку за рубеж является губителем отечественного производства, некоторые члены гильдии вовсю сами работают по так называемой, толлинговой схеме с молчаливого согласия федеральных властей. Казалось бы, и ребенку понятно, что на российской таможне нет ни необходимого количества квалифицированных специалистов, ни мощностей, которые могли бы посчитать и идентифицировать качество вставок и оценить их, чтобы обкладывать их пошлиной и НДС. Тем более, таможенники говорят, что в инструкции и не указано, что вставки положено посчитать. Между тем, все прекрасно понимают, что как минимум от 50 – до 70 процентов в стоимостном выражении всех ввозимых изделий – со вставками. И если отечественный производитель, завозя вставки отдельно от изделий, платит 20% таможенную пошлину и 18 – НДС, внутреннее отечественное производство становится явно в неравном положении по отношению к импорту. Многие сторонники давальческой схемы объясняют свою позицию тем, что в нашей стране якобы нет хороших дизайнеров, способных создать модные украшения. Это неправда. Современные коммуникации позволяют художнику ознакомиться с любым передовым дизайном, достаточно иметь выход в интернет. Существование давальческой схемы объясняется только тем, что она создает неравные условия ведения бизнеса, и некоторым беспринципным бизнесменам это очень выгодно. А Гильдия как общественная организация должна поддержать основную идею государства – создавать равные условия для развития конкуренции для всех участников рынка, похоже, идет на поводу у этих промышленников.
Как известно, куратором ювелирной промышленности является Министерство Финансов. Недавно одно авторитетное британское издание назвало Алексея Кудрина самым лучшим министром финансов среди европейских развивающихся стран, да и в России его считают одним из самых либеральных министров. И если общественная организация, способная довести свой голос до самого министра, не делает этого, невольно напрашивается удручающий вывод: существуют некие влиятельные силы, влияющие на Гильдию таким образом, чтобы она не выступала полным голосом для создания равных условий всем участникам рынка. И мысль о том, что эти силы решили приватизировать руководство и поэтому выбрали генерального директора только на один год, – уже не кажется столь фантастической. А через год эти силы предложат кандидатуру нового генерального директора, скорее всего, своего ставленника. Понимая, что Гильдия может являться громким рупором для организации цивилизованного бизнеса, в члены Гильдии в последнее время идут люди, основным бизнесом для которых является торговля импортными изделиями. Так, все три, предпринимателя, принятых на прошедшем собрании в члены Гильдии, занимаются именно импортом ювелирных изделий, что никак не добавляет пользы развитию отечественной промышленности и престижа ювелирной отрасли. Участников собрания насторожило, что четыре основных проблемы российского ювелирного бизнеса очень коротко, поверхностно высказаны лишь в речи Президента Гильдии ювелиров Валерия Радашевича. Между тем, эти четыре проблемы касаются каждого честного предпринимателя-ювелира: давальческое сырье (переработка золота за рубежом, которая губит техническое перевооружение предприятий, дизайнерскую школу и является легализированной контрабандой вставок), отмена пошлины на ввоз ювелирных вставок, введение пошлины на экспорт минерального сырья в виде золота и серебра (хотя есть опять-таки решение собрания Гильдии и идет резкий рост стоимости металла), и вопрос о либерализации пробирного надзора. Не потому ли эти проблемы умышленно замалчиваются, что многим предпринимателям просто не выгодно их решение? Зачем им отмена пошлин, если они и так завозят сделанные по давальческой схеме, фактически импортные изделия без оных? Да и либерализации пробирного надзора их мало волнует, поскольку иные крупные игроки ювелирного рынка уже открыли пункты пробирного надзора на своих предприятиях. Вот и крутятся на собрании вопросы в основном о выставке, лишь для видимости затрагивая наболевшие проблемы.
Кстати, о выставке. Основное время и внимание на собрании было уделено именно проведению выставок. Предлагались и рассматривались разные варианты – организовать выставку в Крокус-Сити в сентябре и в Манеже – в ноябре. Но искренне не хотелось бы, чтобы Гильдия ювелиров России стала обычной выставочной организацией или исполнительным органом какой-либо выставки. Выставка, организованная Гильдией, должна решить две важнейшие задачи – пропагандировать Гильдию как общественную организацию федерального уровня, которая защищает интересы общественного производителя перед всеми федеральными органами власти (перед Президентом и аппаратом Президента, перед правительством и перед Думой и Сенатом). И вторая, не менее важная задача – рекламировать продукцию отечественного производителя как товарную группу. Очевидно, что выставка, организованная Гильдией должна носить камерный характер, ни в коем случае не являясь конкурентом ни выставке в Сокольниках, ни выставке в гостином Дворе. А чтобы она была по-настоящему действенной, нужен ряд интересных и живых мероприятий, которые бы соединили в неформальном диалоге представителей власти и ювелиров, стал бы существенным вкладом в деятельности Гильдии по стабилизации ситуации на рынке. Увы, этого не произошло. И как бы на словах не позиционировалась выставка Гильдии как мероприятие исключительно российских производителей, на котором нет места импортерам, стенды зарубежных компаний заняли свои места в Манеже, да и на некоторые прилавки российских предприятий были отданы продукции Италии и Турции.
Можно, конечно, обо всем вышесказанном промолчать и продолжать аплодировать руководству Гильдии. Но, так или иначе, уже не приходится сомневаться в том факте, что существуют реальные силы, которые хотят приватизировать общественную организацию для достижения своих целей, идущих вразрез с интересами государства и основной массой участников рынка. Очевидно, этим силам не нужна организация с прозрачным бюджетом, открытым списком членов, четко нацеленная на выполнение уставных задач.