Сегодня в Казани обсуждались проблемы развития ювелирной отрасли России.
Одной из проблем является отсутствие единого государственного механизма по контролю, учёту, надзору производства и обращения ювелирных изделий. Для борьбы с контрафактной продукцией, по мнению специалистов ювелирной отрасли, необходимо создать Межведомственный совет (сначала — на федеральном уровне, а затем и на региональном). Кроме того, усилить контроль над реализацией драгоценностей. Основная работа, в связи с этим, должна проводиться региональными общественными организациями. Руководитель Поволжской госинспекции пробирного надзора ( г. Уфа) посетовал на то, что подведомственное ему учреждение не может обеспечить полномасштабный контроль: Ежегодно мы охватываем контролем лишь 5% магазинов". В качестве одного из вариантов решения этой проблемы на обсуждении предлагалось контроль доверить крупным производителям.
К слову, в данный момент рассматривается вопрос о создании пробирной инспекции в Казани.
Другой проблемой развития ювелирного рынка в России является разобщённость ювелирных предприятий и, как следствие, отсутствие национальной ювелирной индустрии.
По словам председателя Совета директоров НП Золотое кольцо Руси", президента компании Алмаз-Холдинг" Флуна Гумерова, не менее серьёзным препятствием для развития отечественной ювелирной отрасли является то, что государством разрешается вывоз и переработка российского золота в ювелирные изделия вне таможенной зоны, за рубежом. Данная схема, -говорит г-н Гумеров,- позволяет импортёрам оплачивать ввозимую продукцию золотом. При этом стоимость сырья выводится из налогооблагаемой базы". Если бы импортёр оплачивал свою продукцию живыми" деньгами, ему надо было бы заплатить пошлину и НДС. Суммарный объём платежей составил бы, как минимум, 20-25% от общей стоимости направленного на переработку золота. То есть, в итоге, себестоимость изделий возросла бы более, чем на четверть. Импорт, выработанный и завезённый с соблюдением всех норм, имел бы стоимость, с которой могли бы конкурировать отечественные производители, а вместо этого российский рынок заполняется дешёвой импортной продукцией, поскольку импортёры находят пути снижения таможенной стоимости изделий и услуг по их изготовлению.
Государство несёт убытки, как минимум, в объёме пошлин и налогов, начисляемых на стоимость сырья. Только на одной тонне вывозимого таким образом драгоценного металла казна теряет около 70 млн. руб.
Помимо всего вышеперечисленного, развитию ювелирной промышленности и вкладу ювелиров в экономику России мешают: высокие ввозные пошлины на оборудование и ювелирные вставки (20% на то и другое), сложности с апробированием.
Говоря об апробировании, Владимир Захаров, первый заместитель гендиректора ассоциации Гильдия ювелиров России" ( г. Москва) заметил, что ювелирные вставки пробирный надзор не контролирует. Кроме того, подлинность клейма, стоящего на изделии, навскидку" не определит даже специалист.
Когда речь зашла о Татарстане, Асхат Ишмухаметов воскликнул: Ювелирный рынок Татарстана — 8 млрд. долларов в год — является перспективнейшим. И Казань, столица Татарстана, при бережном отношении к тому, что есть, может вернуть себе былую славу".