Президент Cartier International господин Бернар Форнас рассказал о кремлевской выставке Екатерине Истоминой. Последний раз мы видели музейную экспозицию Cartier пятнадцать лет назад — в Эрмитаже. Почему ваш дом так долго томил русских клиентов?Тогда, в 1992 году, мы вновь узнавали Россию. Вы были словно новой для нас страной. Мы приезжали в гости, однако очень хотели видеть Россию домом. Мы хотели, чтобы русские снова, как в начале XX века, стали нашими клиентами — как ими были знаменитые русские аристократы и члены императорской семьи. Та экспозиция Cartier в Эрмитаже была первым шагом. Мы приезжали в Санкт-Петербург, тогда еще, впрочем, это был Ленинград, осторожно, аккуратно нащупывая почву,— как там, что там, к чему все пойдет в России. Вы были все же новыми для нас людьми, хотя в доме Cartier никогда не забывали о тех русских, которые были нашими клиентами до революции. Иными словами, вы дожидались неких изменений, чтобы устроить выставку в Кремле.Мы не ждали изменений. Мы все эти годы работали с Россией, и этот рынок был, остается и будет важным для нас. За эти годы мы открыли два бутика в Москве и один в Екатеринбурге. Осенью откроется третий московский магазин Cartier в ГУМе — с большими витринами, глядящими на Красную площадь. Мы ищем место для магазина в Санкт-Петербурге. Для нас эмоционально очень важен этот город. Мы думаем о магазинах в Ростове-на-Дону и во Владивостоке. Отличаются ли вкусы русских клиентов Cartier образца 1907 года, 1992-го и 2007-го?В начале двадцатого столетия русские были первоклассными клиентами, клиентами, которые не просто любят, а именно отлично понимают, чувствуют и знают роскошь. Ведь покупать ювелирные украшения и механические часы русские начали в Париже еще в начале XIX века. Мы, французы, сами тогда многому учились у вас. Например, Луи Картье постоянно приезжал в Россию. Впрочем, он был великим путешественником. Русские тогда были "мостом" между элегантностью Европы и богатством Азии. Русские сочетали и то и другое. В этом и был их особый шик — не жалеть денег, покупать все лучшее, любить лучшее, брать лучшее. И, конечно, это особый русский характер — совсем не экономный, я хочу сказать, очень чувственный, страстный и ненасытный. И очень-очень искренний. Это было роскошное русское время. Посмотрите книги по истории Cartier, по истории ювелирного искусства вообще. Там о русских, об их влиянии на европейские институты роскоши написаны целые главы. В том числе и в знаменитой книге Ганса Надельхопфера, где большая глава посвящена Санкт-Петербургу. А 1992 год?Тогда мы увидели другую сторону русского характера. Мечтательность, бескорыстность, восторженность и эрудированность. И фантастическая образованность, которой мы во Франции не устанем удивляться. Музейная экспозиция в Эрмитаже показала именно эти черты русских — умение бескорыстно любоваться искусством. Понимать его, чувствовать его. Даже не имея ни малейшей возможности что-либо купить! Вот что удивительно — восхищаться и обожать, не имея возможности обладать. И, наконец, 2007 год?Сейчас очень верный для нас момент. Сегодня мы можем увидеть состоятельных русских клиентов, которые покупают Cartier. Но они не просто покупают, они знают, за что платят деньги, они разбираются в предмете. Они посещают ювелирные и часовые аукционы, они приезжают на Парижскую антикварную биеннале, они имеют собственное мнение. Сегодня мы наблюдаем образованность в сочетании с состоятельностью. И это ситуация уникальная. Ну и потом, Cartier в этом году исполняется 160 лет. Так что выставка в Кремле — это часть юбилея. Я знаю, что дом Cartier стал выпускать украшения и часы, предназначенные специально для России.Да, мы сочли за честь делать именно русские ювелирные вещи. У нас сегодня есть коллекция православных крестов из белых бриллиантов и других драгоценных камней. Наша модель часов Santos в этом году получила русское звучание: на лазорево-синем циферблате Santos с золотым корпусом изображены золотые купола. Нам будет приятно, если наши русские вещи понравятся русским клиентам. Мы очень искренне рассчитываем на это.