25 мая 2007 года в Музеях Московского Кремля откроется уникальная выставка “Cartier. Инновации ХХ века”. Выставка исторических драгоценностей Cartier в национальной сокровищнице России станет первым масштабным показом произведений прославленного ювелирного Дома в Москве. 165 изделий и 25 оригинальных эскизов, тщательно отобранных кураторами музеев, являются свидетельством инноваций, которые были движущей силой развития ювелирного Дома Cartier с момента его создания.
По замыслу организаторов проекта – Музеев Кремля и парижского отделения наследия Дома Cartier — выставка будет не просто ретроспективным показом. На ней будут продемонстрированы знаковые, ключевые произведения Cartier, являющиеся не только лицом ювелирного Дома, но ставшие в определенном смысле эталонными образцами дизайна прошлого столетия, хрестоматийными памятниками в развитии мировой ювелирной моды, не теряющими своего обаяния и актуальности в XXI веке.
Основная идея выставки заключается в том, чтобы продемонстрировать совершено оригинальные произведения, в которых Cartier были первооткрывателями, законодателями новой эстетики, новых декоративных, технических и стилевых приемов, одним словом — Cartier от Cartier, то есть показать то, что с уверенностью можно назвать классикой искусства Cartier.
В 1847 году в коммерческом регистре об основателе фирмы — Луи Франсуа Картье было записано: “производит ювелирные изделия, различные модные украшения, новинки”. Именно, последнее слово “новинки”, сформулированное еще в середине XIX столетия стало основополагающим и предопределило художественную концепцию Дома Cartier в формировании собственного стиля в ювелирных украшениях, изысканных аксессуарах и уникальных часах со стрелками, словно парящими в пространстве.
Начало XX столетия ознаменовалось рождением яркого узнаваемого образа драгоценностей Cartier, известного как “стиль гирлянды”. Предпочитая исканиям Ар Нуво изысканную классику XVIII века, внук основателя фирмы, Луи Картье находит свой путь обновления художественного языка в ювелирном искусстве. Любовь к строгим линиям, чуткое ощущение пространственной чистоты рисунка и виртуозное техническое мастерство позволили Картье создать свой собственный элегантный стиль бриллиантового великолепия. В Музеях Кремля будут представлены шестнадцать произведений “стиля гирлянды”, одно из которых — украшение для корсажа — является недавним приобретением Дома Cartier, и выставка в Кремле станет первой демонстрацией драгоценного раритета в составе исторической коллекции Cartier.
“Стиль гирлянды” был не единственным открытием в формировании неповторимого художественного почерка Cartier. Произведения первых двух десятилетий прошлого века продемонстрируют удивительную творческую прозорливость, индивидуальность и самостоятельность художнического предвидения Луи Картье и творческого мышления дизайнеров ювелирного Дома. Наряду с роскошными бриллиантовыми украшениями замечательную группу в своей рафинированной простоте, лаконичности форм, исключительной отобранности всех средств декоративной выразительности составят ранние украшения Арт Деко. Они будут представлены на выставке самыми значимыми, самыми элегантными украшениями данного периода в коллекции Дома Cartier. Произведения этого времени, будучи абсолютно законченными, самодостаточными и минималистичными, являются своего рода художественным экстрактом, квинтэссенцией идей, к которым Cartier не единожды возвращается, интерпретирует и стилизует в соответствии со стилевыми направлениями последующих лет. Так непреходящее эстетическое восхищение вызывают вещи черно-белой палитры, в которых бриллиантовые россыпи многообразно аранжируются черным ониксом, грациозные удлиненные силуэты брошей с розовым жемчугом, крупным красивым кабошоном сапфира, трехгранным изумрудом, или кулоны, часы и броши с резным горным хрусталем. Стилевая полифония Cartier 1920-х гг. будет представлена яркими многокрасочными произведениями, вдохновленными китайским, египетским и индийским искусством с использованием аутентичных элементов декоративно-прикладного искусства Китая, Египта, Индии. Одним из характерных приемов работы Cartier как раз и являлось то, что наряду с характерными орнаментальными и изобразительными мотивами, традиционными материалами, присущими искусству разных стран мира, драгоценная аранжировка часто проектировалась под уже имеющиеся древние артефакты. Творческие стилизации Cartier в духе китайского искусства будут показаны не только украшениями, но и впечатляющей группой настольных часов Mystery clocks.
Следующий значительный тематический раздел выставки 1920 — 1930-х гг. – кульминационный по многообразию творческих приемов, колористических комбинаций материалов, форм и торжеству стиля Арт Деко — “открывают” неувядающие в своем экзотическом шарме жизнерадостные и живописные произведения “Тутти Фрутти”, появившиеся на свет благодаря влиянию индийского искусства и артистическому таланту интерпретации Cartier. Мы увидим уже знакомые темы в новой эстетической редакции Арт Деко, но в неизменной сдержанной манере Cartier с присущим его искусству духом классицизма. Это возвращение к раннему “геометрическому стилю”, “белому” Арт Деко, формы которого становятся более конструктивными и строгими. В то же время это — контрастные сочетания белого и черного – бриллиантов в платине с ониксом или черным китайским лаком, а так же изящные миниатюрные или крупные объемные украшения из горного хрусталя, бриллиантов с графическими контурами из черного оникса. Формы усложнялись, но не нарушалась гармония, внося лишь живость и игру в общую драматургию ювелирного предмета. Луи Картье всегда был чутким к современным веяниям, но неизменно оставался верен своим идеям. Приверженность к монохромности не исключала активного использования других цветов, о чем свидетельствуют украшения, выполненные из голубых сапфиров и изумрудов, сочетания кораллов, оникса и бриллиантов или соединения изумрудов, оникса и бриллиантов и многие-многие другие комбинации.
В конце 1930-х гг. дизайн украшений заметно меняется, масштабы украшений укрупняются, образы становятся все более и более экстравертными, возрастает роль желтого золота. Эффектными примерами стилистики поздних 30-х гг. являются две экстравагантные тиары, одна из которых выполнена из ярких чистых цитринов с бриллиантами, другая — из аквамаринов с бриллиантами. Центральные детали тиар — броши-клипсы можно было носить отдельно. По-видимому, эта конструктивная идея была разработана с подачи Луи Картье, в свою очередь “подсказанная” ему прищепкой для белья. Соединенные вместе, клипсы превращались в брошь; прикрепленные к браслету, они становились его центральной частью, подвешенные в центре колье, клипсы заменяли кулон. Стремление к целесообразности и универсальности конструкции, мобильность и гибкость взглядов позволяли Картье создавать не только яркие декоративные вещи, но и абсолютно чистые лапидарные выразительные формы из золота и платины, что особенно наглядно будет продемонстрировано в решении часов и портсигаров.
Дизайн Cartier конца 1930-х — 1940-х гг. весьма разнообразен. Это часы — браслеты абстрактных форм, в том числе так называемый “газовый шланг”, который считается наиболее удачной разработкой 1934 г. Он одновременно мог становится и колье, и браслетом, и наручными часами. Гедонистические настроения, весьма востребованные в это время, особенно в послевоенный период, выразились в стремлении к сюжету, потребности в природных изобразительных мотивах и ярких красках. Произведения на тему “флора и фауна” будут представлены знаменитыми “кошками”: серьги и брошь “Тигр” Барбары Хаттон, брошь “Пантера” на сапфировом шаре (152,35 карат) и лорнет в виде тигра герцогини Виндзорской. Здесь же мы увидим её выразительное колье с роскошными аметистами и бирюзой. Птицы, стрекозы, бабочки, пальмы и розы 1940-х — 1950-х гг. окажутся не единственными вестниками живой природы от Cartier. Грандиозным завершающим аккордом в “натуральной” серии произведений фирмы станут невероятно экстравагантные колье “Змея” (1968) и “Крокодилы” (1975) актрисы Марии Феликс.
Завершат элегантную экспозицию выставки подлинные эскизы произведений дома Cartier и совершенно особенный мемориальный предмет — шпага Жана Кокто, выполненная в 1955 г. по собственному дизайну поэта.