Радашевич Валерий Борисович, генеральный директор Ассоциации "Гильдия ювелиров России".
Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, участники парламентских слушаний.
После выступления В.И. Моспана легко выступать, потому что мы готовы подписаться под всем, что было сказано. Остается пожелать, чтобы это было достаточно быстро реализовано. На совещании президента РФ В.В. Путина в Магадане было отмечено, что Россия находится на втором месте по запасам и на пятом по добыче драгоценных металлов. Жаль, что на этом совещании не прозвучало, что Россия занимает, к сожалению, 35 место по использованию драгоценных металлов в ювелирной промышленности, а ведь в мире основным потребителем золота является ювелирка.
Россия, одна из немногих стран в мире, имеющих запасы драгоценных металлов и алмазов, развитую промышленность для добычи и обработки и адаптированную к рыночной экономике ювелирную промышленность. Изделия российских ювелиров востребованы на российском рынке, а также ближнего и дальнего зарубежья. Не нужно объяснять, что максимальное использование драгоценных металлов и драгоценных камней это сбыт, максимальная прибавочная стоимость и максимальная выгода от работы. Успех ювелирного бизнеса в значительной степени зависит от соблюдения государством правил, которое оно устанавливает.
Коснемся федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Закон сделал свое полезное дело, и в настоящий момент нам представляется, что проще было бы идти другим путем, чем препарировать этот закон. Государство ввело нормальные условия, и с 1999 г. в ювелирной промышленности прекратился кризис. Ювелирное дело в России – производство и реализация растут ежегодно на 20-30%. Большое спасибо законодателям и исполнительным органам за ту работу, которую они сделали.
Тем не менее, участники Первого Всероссийского Конгресса, который прошел 22 июня в Костроме в резолюции, принятой на конгрессе отметили, что в настоящее время существует ряд негативных факторов, сдерживающих развитие ювелирного бизнеса.
Я коснусь этих факторов применительно к законодательной базе. Более высокая себестоимость у российских производителей по сравнению с аналогичной продукцией зарубежных производителей вызвана действующими налогами и таможенными пошлинами. Элементарные вещи, которые не требуют серьезных действий для их решения:
-
НДС на продажу металлов производителям ювелирных изделий, об этом говорилось и на совещании в Магадане. Россия единственная страна в мире, где взимается налог на добавленную стоимость при продаже сырья.
-
Ввозные таможенные пошлины на технологическое и лабораторное оборудование и инструменты, ювелирные камни, удорожающие их себестоимость на 40% по сравнению с импортными изделиями. Что такое ввозная таможенная пошлины? Это ограничительная мера по защите отечественного производителя. Сегодня в России нет ни одного предприятия, которое производило бы ювелирное технологическое оборудование. Нет сегодня в России жемчуга, изумрудов и других драгоценных камней. Устанавливая эту пошлину, удорожая на 40% ювелирные изделия, мы работаем на зарубежного производителя и делаем нашу продукцию неконкурентоспособной особенно при ее продаже на мировом рынке. В начале рыночных преобразований бюджет требовал денег и их искали везде, но сегодня такой необходимости нет. Мы просим предусмотреть в соответствующих документах – в постановлении правительства, отменить эти пошлины, как это было сделано на алмазное сырье. В результате мы дадим возможность нашим предприятиям за меньшие деньги приобретать оборудование, инструменты и оснастку, повысить, таким образом, свой технический уровень, и, в итоге, производить больше продукции. Государство от этого получит за счет продукции те же деньги, которые платятся на таможне.
-
Существующая практика возврата НДС при поставке продукции на экспорт. Хорошо, что бриллианты продаются на специализированных аукционах на 90-95%, но и ювелирные изделия с нашими бриллиантами могли бы быть востребованы на мировом рынке. Но сегодня предприятие сначала должно отгрузить продукцию, а потом в течение полугода заниматься выколачиванием из налоговых органов НДС. Нам говорят: сегодня много всяких злоупотреблений, ложных деклараций и т.п., но вся наша продукция проходит спецконтроль, проходит специальные таможенные посты и, если система таможенного выпуска продукции не обеспечивает контроля, там где и мышь не проскочит, внесение изменений в налоговый кодекс, касающихся этих вопросов, могло бы дать очень хороший толчок, особенно сейчас, когда Россия готовится к вступлению в ВТО. Мы могли бы сделать продукцию более конкурентоспособной.
-
Значительный объем контрабанды и незаконно произведенных изделий на российском рынке. По нашим оценкам это 30-50% рынка. Если считать, что 2 млрд. долларов – это легальный оборот ювелирных изделий, можно подсчитать, какой объем идет нелегально. Нужно принимать меры, нужно с этим бороться. Мы видим различные пути:
1. Снижение себестоимости..
2. Административные меры – введение соответствующих норм в кодекс об административных правонарушениях.
Хочу обратить ваше внимание: в законе о драгметаллах все прописано контроль, ревизии, проверки и т.д., т.е мощная система контроля за производителем. Теперь возьмем розничную торговлю, куда идет покупатель. Ювелирные изделия продаются с рук, с автомашин, в пешеходных переходах, где угодно продаются. Открываем кодекс об административных правонарушениях там даже статьи или главы нет об ответственности за незаконную торговлю изделиями из драгоценных металлов. Законодатель контроль прописал, инструменты для принятия мер по результатам этого контроля, штраф и, самое интересное, легализацию этих изделий – их привезли без клейм, выложили на прилавок, пришли, проверили, обнаружили, что клейм нет, отправили в пробирную инспекцию, после этого заклеймили легально и эту продукцию можно дальше продавать.
Мы предлагаем:
1. Разделить рынок. Ввести специально клеймо для импортной продукции – это не сложно сделать и никаких проблем не представляет. В этом случае российская продукция – государственное клеймо и именник производителя, импортная продукция – специальное импортное клеймо плюс товаросопроводительные документы, отвечающие на вопрос о стране происхождения, и свидетельство о таможенном оформлении этой продукции. Пришел проверяющий человек, есть документы – все хорошо, нет – мы предлагаем ввести соответствующие статьи в кодекс и, в случае торговли ювелирными изделиями без государственных клейм, ввести конфискацию этой продукции, превращение изделий в лом плюс штраф в размере розничной стоимости этой продукции. Если сложно с розничной стоимостью, пересчитать по практике административных правонарушений в МРОТы, но они должны соответствовать стоимости продукции, а не так, что человек привез на 2000 долларов, заплатил 2000 рублей штрафа, и, так как за одно и тоже два раза не наказывают, может спокойно работать дальше.
-
Таможенный кодекс. Хорошая вроде бы практика – идентификация продукция при ввозе и вывозе. Мы говорим об освоении мирового рынка ювелирных изделий – это сложно, очень сложно. Каким образом можно выходить? Через международные ювелирные выставки. Сделали колье, гарнитур, идем в таможню, проводим идентификацию изделия – необходимо каждый камень описать, сфотографировать для ввоза и вывоза. Это экономически бессмысленно, потому что частное предприятие везет на международную выставку свою продукцию. Допустим, оно его там продаст. Вывозных экспортных пошлин нет, поэтому смысла, в экономическом плане, заниматься этим нет, а технически невыполнимо. Где в павильоне на выставке можно раскрепить бриллиант и вставить вместо него что-то? Это полный нонсенс.
В результате необходимо 2-3 недели, чтобы оформить изделия на вывоз, 2-3 недели, чтобы оформить изделия на ввоз. Сейчас мы готовим выставку в Манеже – выставку производителей ювелирных изделий, мы хотим продемонстрировать потенциал российских производителей. Пригласили украинцев: привезите свои изделия. Они говорят, что нужно полтора месяца, чтоб из Киева в Москву привезти и оформить.
Мы просим законодателей: нужна идентификация, но разумная, чтобы это не было чисто административным тормозом, мешающим выйти на мировой рынок.
-
Наконец, закон об основах технического регулирования. В исполнение этого закона было бы очень целесообразно вместо закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях выпустить специальный технический регламент, требования к производству и реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Сюда вошло бы все, что касается вопросов пробирного надзора, все, что касается 643 постановления правительства о правилах клеймения, 55 постановления правительства об особенностях розничной торговли ювелирными изделиями – это был бы комплексный, рыночный документ, соответствующий аналогичным документам в развитых странах, который обеспечивал бы защиту прав конечных потребителей продукции с одной стороны, интересов государства и производителей.
-
И последнее. Мы бы считали целесообразным разработать и принять федеральный закон о саморегулируемых организациях в ювелирной отрасли. Кто от этого выиграет? Во-первых, инструкции по учету, о которых мы говорили и другие инструменты, стандарты предприятий, стандарты на драгоценные камни могли бы быть принятыми саморегулируемыми организациями, и в них они становились бы обязательными для субъектов рынка. Таким образом, продукция российских ювелирных производителей получила бы мощный поддерживающий фактор для сертификации своей продукции. С другой стороны мы могли бы оказать помощь государственным органам в решении тех вопросов, которые связаны с регулированием нашего рынка.