Уникальные экспонаты, найденные во время раскопок в Гонурдепе, на земле древней легендарной страны Маргуш, пополнили Музей изобразительных искусств Туркменистана. Древние серебряные сосуды кубок и кувшин, созданные четыре тысячелетия назад, передал музею известный российский археолог, лауреат Международной премии имени Махтумкули, доктор исторических наук, профессор Виктор Сарианиди.
Как сообщает Государственная служба новостей (ТДХ), становится доброй традицией по завершении очередного полевого сезона экспедиции в торжественной обстановке передавать столичному музею в дар наиболее интересные находки. Так, летом текущего года музей пополнили уникальные сюжетные мозаичные панно, найденные в царском могильнике Гонура. Эти древние произведения с великолепными замысловатыми узорами, изображением крылатых львиных грифонов, рогатых козлов и драконов произвели сенсацию в сфере исторической науки и археологии. По словам Виктора Сарианиди, свыше 4 тыс. лет назад в Маргиане жили искусные мастера, оставившие в наследство своим потомкам подлинные шедевры изобразительного искусства.
Новые экспонаты подтверждают этот вывод. Серебряный кубок с рельефным анималистическим орнаментом подлинный шедевр древневосточного искусства. Мастер-ювелир того времени изобразил на нем десять разных сюжетов. Здесь деревья, водоем с рыбами, горы, цветы. Среди зооморфных фигур разъяренный лев в противоборствующей позиции с мощным быком, что является популярной композицией месопотамского искусства, неоднократно повторенной на печатях и амулетах древней Маргианы. На кубке изображение волка, догоняющего зайца, антилопа на водопое, затаившийся в ожидании жертвы тигр, козел с ветвистыми рогами, отдыхающий на высокой горе. Завершает композицию фигурка медвежонка на фоне гор. И на донце сосуда изображение головы барана, из глаз которого катятся крупные слезы, вероятно, по усопшему хозяину.
Другая находка экспедиции Виктора Сарианиди большой серебряный кувшин, найденный в тайнике одного из захоронений. Это цилиндрический сосуд с рельефным изображением каравана двугорбых верблюдов-бактрианов. На донце двугорбый верблюд в профиль, а над ним треугольник, напоминающий лук. По предположению, это фирменный знак (тамга) мастера, изготовлявшего сосуды.
Работу по восстановлению картин на сосудах проводили ведущие туркменские специалисты. Однако образцы подлежат дальнейшей реставрации. Провести ее безвозмездно предложили специалисты французского музея Лувр. Как сообщалось на встрече, Национальное управление Туркмении по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры в настоящее время ведет активные переговоры с французскими мастерами.