29 сентября в Санкт-Петербургском манеже состоялась международная выставка-ярмарка "Мир камня". Свою продукцию на ней представили более 350 компаний. Были выставлены самые разные изделия из камня и металла - украшения и часы, коллекционные минералы и ограненные камни, предметы интерьера и камеи, а также многое, многое другое.
Такое событие - хороший повод поговорить на вечную тему, про ювелирные украшения и драгоценные камни. А также про тех, кто приумножил их и без того сияющую славу и с их помощью получил всемирную известность.
Драгоценные камни и металлы издавна притягивают к себе взгляды людей. Еще неизвестно, что произошло раньше - человек взял в руки орудие или нацепил на себя красивую штуковину. Украшения - и радость для глаз, и знак статуса, и отличное вложение средств, и произведение искусства. Драгоценные камни - то, что никогда не выйдет из моды. Ювелиры же - всегда и особенно в наши дни - необыкновенные люди, мастера и почти волшебники.
Расскажем о некоторых из них - известных французах, ставших почти легендой.
Сьюзан (Сюзан) Бельперон родилась во Франции в начале века. Получив художественное образование, она занялась дизайном украшений. Ее творческий путь длился пятьдесят лет, и каждая ее работа вызывала неизменный восторг многочисленных поклонников. Одной из самых известных работ Бельперон считается брошь в виде морской звезды, выполненной из цельного куска горного хрусталя, который как бы является оправой для бриллианта той же формы, но меньшего размера.
Основными чертами стиля Бельперон считаются использование осветленного халцедона и горного хрусталя. Она действительно была привязана к молочному кварцу, изменяла его привычный вид, осветляя до нежно-голубого цвета, комбинируя с сапфирами и откровенно упиваясь оттенками синего.
Одной из интереснейших и привлекательных особенностей Бельперон была ее манера устраивать из заказа целую процедуру. Не менее часа она тратила на то, чтобы выяснить, подойдет ли ее клиенту то или иное украшение. Обладая индивидуальностью, драгоценности могут сыграть злую шутку с хозяином, живущим "на другой волне" - сказочно дорогая вещь может смотреться как дешевая побрякушка и не украшать, а опошлять внешний вид. Примерки же Бельперон ничем не отличались от примерок "от кутюр". Она объясняла свою привычку тем, что ни один уважающий себя человек не купит без примерки даже недорогое платье - почему же не относиться с приобретению украшений, которые будут сопровождать жизнь клиента долгие десятилетия, а потом перейдут к его наследникам, с такой же тщательностью?
Сначала Сюзен Бельперон работала в парижском ювелирном концерне "Рене Бувен". Позже, в 1933 году Бельперон начала совместное дело с влиятельным бизнесменом Бернардом Херцем. Это совместное дело было прервано лишь когда Франция была оккупирована нацистами. В сорок третьем году Херц был убит, но позже Бельперон возобновила сотрудничество с их семьей, образовав новый ювелирный дом "Херц-Бельперон".
Бельперон чрезвычайно гордилась своими творениями, никогда не делала больше одного экземпляра каждой вещи и демонстративно отказывалась обозначать на своих произведениях авторство фирмы, объясняя это тем, что ее работу невозможно спутать ни с какой другой.
Это должны учитывать коллекционеры - вероятность подделок "под Бельперон" невероятно высока. Кроме того, многие ювелиры в самых разных странах мира пытались следовать стилю Бельперон и копировали ее изделия.
После смерти Бельперон нью-йоркский дизайнер Лэндриген, известный тем, что в свое время работал по эскизам Фалько де Вердюры, приобрел 4500 набросков из архива Сюзан. Теперь он делает украшения, пользуясь невоплощенными в жизнь идеями Бельперон, и даже производит их в той же французской мастерской, которую когда-то использовала Бельперон - "Дард и сыновья". Но эти работы Лэндригена, в отличие от бельпероновских, имеют авторские знаки и потому спутать их с "родными" невозможно.
Другой знаменитый француз - Рене Буавен - открыл свою первую студию в 1890 году. Он был женат на сестре известного кутюрье, основателя "от кутюр" Поля Пуаре. Оттменное качество украшений, возможно, в сочетании с прославленной фамилией жены, сделали фирму Буавена весьма известной - одной из тех, кто определял стиль в первые десятилетия двадцатого века.
И когда в 1917 году Рене неожиданно умер, молодой вдове удалось спасти и имя, и общее дело. На помощь Жанне пришли многие прославленные мастера. Среди них была и Сюзан Бельперон - это она разработала прославившийся позднее стиль компании и продолжала работать у Буавенов целых десять лет, до 1933 года. К этому времени в семье Буавенов подросла дочь Жермен, которая стала дизайнером.
Украшения от "Буавен" славятся тем, что они крутятся, гнутся, вибрируют и даже прячут (чтобы затем неожиданно выставить на всеобщее обозрение) те или иные камни. Броши со знаком фирмы часто выполнены в виде фигурок животных, они объемны, их так и хочется потрогать и повертеть, чтобы внимательно разглядеть со всех сторон.
Это стоит того - вот, например, брошь в виде морской звезды, выложенная камнями огранки "кабошон", или украшенная розовыми турмалинами и бриллиантами небольшого размера креветка, обвившаяся вокруг барочной жемчужины... Эти достаточно крупные украшения тем не менее обладают особенностью зрительно терять свой объем, нежно прилегая к женскому плечу или пристраиваясь у выреза платья. Но они хороши и в виде декоративных предметов - как украшение гостиной.
Вершиной ювелирного искусства считается сделанный в мастерских "Буавен" хамелеон - как и его природный прототип, он может менять окраску (при нажатии на язык этого миниатюрного животного поворачивается встроенный в его спину валик, усыпанный изумрудами и рубинами).
В 1964 году в "Буавен" пришел золотых дел мастер Жак Бернар, который и сегодня остается ведущим дизайнером, а с 1976 года по совместительству и коммерческим директором фирмы. Дом "Буавен" по-прежнему, как и сто лет назад, находится в Париже, но специальный салон под той же маркой успешно работает и в Лондоне.
Картье - одна из известнейших ювелирных фамилий. Об одном этом доме можно было бы написать целую поэму. Картье - это не только украшения, в разные периоды развития фирмы она славилась разными изделиями, разными стилями. Так, например, первые "фруктовые салаты", знаменитые "тутти-фрутти" Картье, представляющие собой ожерелья и броши в виде корзинок для цветов - из изумрудов, сапфиров и рубинов, ограненных в виде фруктов, листьев и ягод - были созданы дизайнерами этой фирмы. Также и коллекции украшенных драгоценностями фигурок из пантер, и сейчас остаются своеобразной визитной карточкой фирмы. А сегодня, к примеру, большой популярностью пользуются часы Картье.
Начало этой мировой славе положил в 1847 году парижский ювелир Луи-Франсуа Картье, открыв во французской столице первый магазин под своим именем. В коммерческом регистре города Парижа появилась следующая запись: "Преемник господина Пикара, Луи Франсуа Картье, производит ювелирные изделия, модные украшения, новинки. Клеймо - туз червей в ромбе". Стоит вспомнить, что это было время расцвета Второй империи Наполеона III, и главными клиентками Картье стали императрица Евгения и принцесса Матильда - признанные законодательницы мод в мире.
Своим успехом Картье был обязан в первую очередь своей активной жизненной позиции. Он хотел не просто сиюминутной прибыли, а развития дела, перспектив.
К тому времени, когда сын ювелира Альфред принял семейный бизнес, а это произошло в 1874 году, у каждой королевской семьи в Европе уже был открыт счет у Картье, фирма превратилась в синоним роскоши и высокого положения в обществе, а внуки Луи-Франсуа - Луи, Жак и Пьер - стали частью жизни своих сиятельных клиентов. Заказы поступали из самых разных уголков мира - клиентами "Картье" были индийские махараджи, ближневосточные принцы, российские государи и члены их семей.
Они первыми стали использовать платину - более мягкий, чем золото, металл. Чтобы научиться обращаться с ним, потребовалось сто лет, но Картье сумели с ним справиться и создали самую светлую и невидимую из существующих оправ. Братья Картье первыми стали выпускать наручные часы и изобрели прямоугольную огранку "багет".
Однако умение и желание потакать изысканным капризам самых утонченных дам мира не помешали созданию фирмой первого образца наручных часов для пилотов (это произошло в 1906 году), а позже, в 1919-м, разработке первой базовой модели тонких наручных часов под названием "Танк" (в память американского танкового корпуса, воевавшего во Франции во время первой мировой). Сейчас уже с уверенностью можно говорить, что "Танки" выдержали испытание временем - их носила Джекки Онассис, продолжает носить Элтон Джон, а если верить публикациям в модных журналах, у Трумэна Капоте было шесть (!) таких часов.
Однако главное направление деятельности "Картье" - это работа с драгоценными камнями. В то время, как Россия в 20-е годы с трудом поднималась из разрухи, последовавшей за гражданской войной, мир переживал экономический бум. И братья Картье сумели воспользоваться им в полной мере. В 1917 году они провели эффектную сделку, обменяв два ожерелья из восточного жемчуга, оцененные в 1 миллион долларов, на ... особняк Мортон Платт на нью-йоркской Пятой авеню - он и сейчас остается постоянной резиденцией Картье. Таким образом был совершен прыжок за океан - ведь до сих пор американские миллионеры были вынуждены приезжать за украшениями и безделушками от Картье в Европу.
Перед красотой изделий от Картье не может устоять сама фирма - сейчас она планомерно выкупает свои шедевры, символизирующие тот или иной этап развития фирмы. Кстати, в 1987 году на аукционе "Сотби", где были выставлены многие драгоценности герцогини Виндзорской, "Картье" приобрела за несколько миллионов долларов брошь с пантерой с изумрудом "кабошон" в 116,74 карата и еще одну фигурку пантеры, лежащей на сапфире "кабошон" в 152,35 карата. Эти пантеры пополнили коллекцию в 8 тысяч драгоценностей, представленных в музее "Картье" в Женеве.
Драгоценности от Картье всегда продавались там, где появлялись богатые люди. Они могли приобрести ожерелье с бриллиантами для вечернего приема рядом с пирсом, где только причалила их яхта в Монако, не представляло труда отыскать бутик с изделиями от Картье в любом фешенебельном отеле на любом модном курорте, чтобы подарить даме, которой в течение курортного сезона было отдано сердце, браслет с бриллиантами или кольцо с рубинами. А сегодня эти драгоценности продаются более чем в пяти тысячах магазинов и бутиков по всему миру, есть они и в Москве. В течение многих лет Картье продолжает создавать вещи, отражающие дух времени, и классику, которая живет всегда.