Серьезное удорожание сырья в 2024 году привело к росту себестоимости производства ювелирных изделий, а замедление спроса на украшения и усиление конкуренции за покупателей во второй половине года не позволило продавцам «отыграть» увеличение расходов за счет повышения розничных цен. Основным драйвером роста продаж ювелирных изделий в 2024 году стали маркетплейсы, но они же внесли значительный вклад в снижение маржинальности ювелирного бизнеса. О том, каким был 2024 год для российских ювелиров и что ждет отрасль в 2025 году, — в обзоре РБК Петербург.
По данным Росстата, объем производства ювелирных изделий из золота и серебра в России в 2024 году составил 281 млрд руб., что на 37,4% больше, чем в 2023 году. При этом средняя цена золота в 2024 году на 32,6% превышала аналогичный показатель 2023 года. Таким образом, без учета роста цен на основное сырье оборот российского рынка ювелирных изделий в 2024 году увеличился на 4,8%.
281 млрд руб. составил объем производства ювелирных изделий из золота и серебра в России в 2024 году, что на 37,4% больше, чем в 2023 году. При этом средняя цена золота в 2024 году на 32,6% превышала анал огичный показатель 2023 года«Это совсем немного, особенно на фоне оптимистичных прогнозов о годовом росте оборота рынка ювелирных изделий на 20%, звучавших в середине года», — говорит исполнительный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Владимир Збойков. В 2024 году, по данным Федеральной пробирной палаты, в России было заклеймено и промаркировано, то есть подготовлено к продаже, 31,2 млн ювелирных изделий из золота, что на 1,3% превышает показатель 2023 года. «Из официальных данных, которые публикует Федеральная пробирная палата, не ясно, какова доля впервые заклейменных и промаркированных ювелирных изделий, а какова доля ювелирных изделий, произведенных ранее и отданных повторно для маркировки. Не исключено, что реальное количество произведенных и выпущенных на рынок ювелирных изделий ниже», — указывает Владимир Збойков.
О непростой ситуации на рынке ювелирных изделий в 2024 году говорят и его участники. «Если анализировать продажи в единицах продукции в целом по рынку, то картина не особо радужная. Думаю, если и есть рост по этому показателю, то он минимальный», — поясняет генеральный директор компании «Ювелирторг» Сергей Богомолов.
Количество продаваемых изделий не увеличилось, со ссылкой на экспертные данные подтверждает председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса Анна Романовская.
Снижение массового спроса, скорее всего, все же было, и оно было обусловлено рядом причин, объясняют аналитики. «Для наименее состоятельных покупателей из-за роста цены золота пришлось переходить на украшения из серебра. А те, кто усматривал в покупке ювелирных изделий инвестиционный смысл, еще более переключились на банковские слитки золота и высокодоходные депозиты, особенно во второй половине 2024 года, перечисляет Владимир Збойков. Замедление рынка ювелирных изделий — общемировой тренд, следует из статистики Всемирного золотого совета. По данным WGC, в мире в 2024 году было изготовлено чуть более 2 тыс. тонн ювелирных изделий, что на 9% меньше, чем 2023 году, а продано 1,87 тыс. тонн — на 11% меньше, чем годом ранее.
Более 2 тыс. тонн ювелирных изделий было изготовлено в мире в 2024 году, что на 9% меньше, чем 2023 году, а продано 1,87 тыс. тонн — на 11% меньше, чем годом ранее, подсчитали WGCМежду тем крупные игроки рынка говорят об увеличении выручки от продаж. Аналитическое агентство InfoLine оценивало рост рынка ювелирной розницы по итогам первого полугодия 2024 года в 28,1% до 205 млрд руб. Наилучшую динамику в январе — июне демонстрировали результаты крупнейших игроков, которые «росли значительно быстрее, чем рынок в целом», совокупные продажи топ-11 ювелирных сетей выросли на 40,9% до 118,2 млрд руб. По подсчетам Sokolov, по итогам 2024 года суммарные объемы продаж ювелирных украшений в России выросли примерно на 26% до 461 млрд руб. Как успешный по данному показателю оценивает 2024 год и Сергей Богомолов. При этом, говорит он, «с точки зрения процентного роста 2023 год был более успешен на фоне низкой базы 2022 года».
Рост выручки в 2024 году произошел за счет значительного повышения стоимости металла, как золота, так и серебра, что повлияло на цены, объясняет Анна Романовская. Рост в 2024 году носил инфляционный характер, согласен Владимир Збойков. «Цена ювелирных изделий выросла примерно на столько же, на сколько и золото. Однако розничные цены выросли меньше, продавцы были вынуждены бороться за покупателей в том числе и по ценовому фактору», — объясняет Владимир Збойков. В итоге прибыль ювелирных компаний в 2024 году «несколько сократится», уверен он. «Предприниматели в прошлом году не стали больше зарабатывать», — согласна Анна Романовская.
Драйвером роста объемов продаж в 2024 году, по словам участников рынка, стала онлайн-торговля. «Основной прирост дали продажи через маркетплейсы, что означает достаточно низкий средний чек, так как этот канал ориентирован на массового покупателя и высокий процент возврата заказанных товаров — это позволяют правила продажи через интернет», — говорит Сергей Богомолов.
На данном этапе маркетплейсы негативно влияют на работу ювелирных салонов. «Офлайн-магазины недовольны неравными условиями, отсутствием такого же административного давления на интернет-торговлю. Работающие на маркетплейсах ведут свою деятельность, не заботясь о том, что их же оптовые клиенты оказываются в невыгодных ценовых условиях из-за разницы в стоимости изделий», — говорит Анна Романовская.
Еще одним фактором, серьезно повлиявшим на развитие российской ювелирной отрасли в 2024 году, стали изменения в налоговом законодательстве и стартовавшая 1 марта обязательная маркировка ювелирных изделий. Сильнее всего нововведения коснулись малых компаний, говорят эксперты. По оценкам Владимира Збойкова, сейчас расходы на выполнение всех административных требований в себестоимости продукции малого предприятия могут достигать 20%, в то время как для крупного игрока рынка не превышают 5%.
«Основная система налогообложения была введена для всех ювелирных компаний, работающих с золотом, в 2023 году вне зависимости от их оборота. Небольшие компании больше не могут использовать упрощенную систему налогообложения (УСН). Это стало губительным для малых и средних предприятий», — говорит Анна Романовская. Малые ювелирные предприятия стоят на грани выживания, для них альтернатива проста — либо закрытие, либо отказ от работы с золотом и уход в серебро, так как ювелирные изделия из серебра не нужно клеймить и маркировать, компании, работающие с серебром, могут использовать УСН, считает Владимир Збойков.
Сергей Богомолов положительно оценивает налоговую реформу отрасли. «Я всегда был последовательным сторонником отмены всех специальных режимов как фактора неравной конкуренции. Сейчас все участники рынка находятся в равных экономических условиях и льготы для микробизнеса сохранены», — говорит он.
Мнения крупных и небольших игроков рынка по поводу введения обязательной маркировки также расходятся. Сергей Богомолов напоминает, что подготовка к маркировке шла не один год и сопровождалась многочисленными дискуссиями. «В целом основные участники рынка в том или ином виде были к ней готовы. Сейчас закон принят и его необходимо исполнять», — заявляет он.
«Маркировка ювелирных изделий по-прежнему вызывает много сложностей и сомнений в целесообразности, особенно требование нанесения маркировки непосредственно на изделие. Почему, вводя новые прогрессивные меры контроля за оборотом металла и объясняя это заботой о покупателе, законодатели не отменяются старые, дублирующие их меры, никто сказать не может и не хочет. К сожалению, на контакт с представителями бизнеса чиновники идут все меньше», — добавляет Анна Романовская. «Маркировка ювелирных изделий — это прежде всего контроль государства за бизнесом. Для потребителей выгода сомнительна, вряд ли среднестатистический покупатель будет разбираться в непростом процессе проверки подлинности ювелирного изделия», — полагает Владимир Збойков.
Ювелирная отрасль движется в сторону консолидации, уверены участники рынка. Крупные сети будут расти «вплоть до ограничений ФАС», конкуренция между ними усилится, в то время как малый бизнес, «особенно стрит-ретейл и мелкие оптовики», или погибнет, или найдет свои узкие ниши, полагает Сергей Богомолов.
Крупный сетевой бизнес имеет преимущества перед малым за счет финансовых и административных ресурсов, за счет возможности оказывать влияние на законотворческую деятельность в своих интересах, говорит Анна Романовская. Но у крупных игроков есть и слабые стороны: огромное количество однообразного ассортимента и потеря эксклюзивности, отсутствие грамотных и опытных продавцов-консультантов — именно это может стать конкурентным преимуществом малого бизнеса, заключает эксперт.
«С одной стороны, растут интегрированные с производителем федеральные сети и их подразделения оптовых продаж, с другой стороны, растут продажи на маркетплейсах. Тем самым создается внутренняя конкуренция между подразделениями ювелирной компании. Конечно, со стороны конечного потребителя есть запрос на дистанционные продажи. Но и у производителя есть свои проблемы — операционные расходы, закредитованность, рост цен на сырье. В итоге возникает несоответствие оптовых цен у производителя и розничных цен на маркетплейсе. Именно эти внутренние противоречия вкупе с ожидаемым усовершенствованием законодательной базы по маркетплейсам в итоге ограничат рост продаж через этот канал. Надеюсь, уже скоро».
«Так сложилось, что ювелирный бизнес раскололся. Вместо того чтобы искать пользу для себя в определенных возможностях крупного бизнеса, малые крупных сильно не любят и обвиняют в своих бедах. А крупные вместо того, чтобы объединиться с большой армией «малышей» для отстаивания интересов всей отрасли, смотрят на них свысока и тоже воспринимают как врагов или в лучшем случае как случайный неприятный фактор, а не как достойных коллег».