Валентин Скурлов: За последние 25 лет фабержеведение вышло на уровень обсуждения новых подходов к изучению наследия Фаберже

Раздел: Ювелиры и компании
06 марта 2025 г.

Ва­лен­тин Скур­лов - по­чет­ный ака­де­мик Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­жеств (Санкт-Пе­тер­бург), ис­кус­ство­вед, про­фес­сор, уче­ный сек­ре­тарь Ме­мо­ри­аль­но­го фон­да Фа­бер­же, кон­суль­тант-ис­сле­до­ва­тель по Фа­бер­же Рус­ско­го от­де­ла Ан­ти­к­вар­но­го до­ма Christie’s, экс­перт по оцен­ке ху­до­же­ствен­ных цен­но­стей ми­ни­стер­ства куль­ту­ры РФ.

Был до­ве­рен­ным ли­цом, дру­гом и со­ав­то­ром ис­то­рио­гра­фа фи­р­мы Фа­бер­же и пра­внуч­ки при­двор­но­го юве­ли­ра Кар­ла Фа­бер­же Та­тья­ны Фe­до­ро­в­ны, жив­шей в Швей­ца­рии. Ими со­в­ме­ст­но на­пи­са­на кни­га, по­свя­щен­ная де­ду Кар­ла Густа­во­ви­ча Фа­бер­же – Ага­фо­ну Кар­ло­ви­чу (1876-1951) и вы­шед­шая в 2012 го­ду под на­з­ва­ни­ем «А­га­фон Фа­бер­же в крас­ном Пет­ро­гра­де».

Не­дав­но в Санкт-Пе­тер­бур­ге Ва­лен­тин Скур­лов встре­ти­л­ся с Га­ли­ной Се­ме­но­вой из Rough&Polished, что­бы рас­ска­зать об ис­то­рии, ве­ли­чии и со­вре­мен­ном зна­че­нии то­вар­ной и тор­го­вой мар­ки Фа­бер­же.

В по­след­нее вре­мя вновь обост­ри­л­ся во­прос о не­за­кон­ном ис­поль­зо­ва­нии име­ни Фа­бер­же не­доб­ро­со­ве­ст­ны­ми фи­р­ма­ми не толь­ко на За­па­де, но уже и в Рос­сии. По­яви­лось мно­го пуб­ли­ка­ций на эту те­му. Хо­те­лось бы услы­шать ва­ше мне­ние.

В се­мей­ном ар­хи­ве Та­тья­ны Фа­бер­же име­ет­ся мно­го до­ку­мен­тов, разъ­яс­ня­ю­щих по­зи­цию чле­нов се­мьи Фа­бер­же по дан­ной про­б­ле­ме. В 1984 го­ду один из вну­ков Кар­ла Фа­бер­же, про­фес­сор Те­хас­ско­го уни­вер­си­те­та в го­ро­де Ости­не Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Фа­бер­же (ро­ди­л­ся в 1912 г. в Москве, умер в 1988 г. в Ости­не), по за­про­су из­ве­ст­но­го кол­лек­ци­о­не­ра Кри­сто­фе­ра Фор­б­са объ­яс­нил си­ту­а­цию.

Из пись­ма А. А. Фа­бер­же Кри­сто­фе­ру Фор­б­су:

«В 1922 го­ду два сы­на Кар­ла — Ев­ге­ний и Алек­сандр (я сын Алек­сандра) в пар­т­нер­стве с Ан­д­реа Мар­кет­ти и Дж. Гвер­ри­е­ри ос­но­ва­ли скро­м­ное пред­при­я­тие в Па­ри­же в до­ме 23 по ули­це Соль­нье Faberge & Cie, ко­то­рое тор­го­ва­ло ста­ры­ми из­де­ли­я­ми фи­р­мы, но та­к­же за­ни­ма­лось из­го­то­в­ле­ни­ем и про­ек­ти­ро­ва­ни­ем из­де­лий. Оно за­кры­лось в 1960 го­ду, ко­г­да умер по­след­ний из чле­нов се­мьи, ра­бо­тав­ших там, - Ев­ге­ний Фа­бер­же (1874—1960). Из­го­то­в­ле­ни­ем из­де­лий в Же­не­ве за­ни­мал­ся Фе­дор Ага­фо­но­вич Фа­бер­же (1904—1971) и его дочь Та­тья­на.

К со­жа­ле­нию, имя Фа­бер­же ни­ко­г­да не ре­ги­стри­ро­ва­лось в ка­че­стве тор­го­вой мар­ки. Эта идея ни­ко­му не при­хо­ди­ла в го­ло­ву, так как это бы­ло се­мей­ным де­лом в те­че­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний и бы­ло хо­ро­шо из­ве­ст­но лю­бо­му пред­ста­ви­те­лю в юве­ли­р­ном ми­ре. Во вся­ком слу­чае, за­ко­ны о тор­го­вых мар­ках в ка­ж­дой стра­не свои и в раз­ное вре­мя из­ме­ня­ют­ся.

У брен­да Фа­бер­же до­воль­но сло­ж­ная ис­то­рия. Бы­ла ещe на слу­ху фи­р­ма Faberge Inc. - она-то от­ку­да?

Эту фи­р­му ос­но­вал в 1937 го­ду не­кто Са­му­эль Ру­бин (С­эм Ру­бин), вла­де­лец Spanish Trading Corp., ко­то­рая им­пор­ти­ро­ва­ла мы­ло и олив­ко­вое мас­ло. По­том в пар­т­нер­стве с от­цом он ос­но­вал Faberge Inc. - пред­ше­ствен­ни­ка со­вре­мен­ной фи­р­мы Faberge Inc., за­ре­ги­стри­ро­ван­ной в 1944 го­ду. Ру­бин ис­поль­зо­вал имя Фа­бер­же, так как оно ас­со­ци­и­ро­ва­лось с вы­со­ким ка­че­ством и рос­ко­шью.

Там ведь бы­ли ка­кие-то тя­ж­бы чле­нов се­мьи, не увен­чав­ши­е­ся успе­хом?

По­с­ле ре­во­лю­ции се­мья Фа­бер­же по­те­ря­ла связь. Ев­ге­ний и Алек­сандр по­се­ли­лись в Па­ри­же и ос­но­ва­ли ко­м­па­нию Fabergé & Cie. О том, что Ру­бин вос­поль­зо­вал­ся име­нем Фа­бер­же, а та­к­же за­ре­ги­стри­ро­вал этот то­вар­ный знак и про­из­во­дит пар­фю­ме­рию и укра­ше­ния, ста­ло им из­ве­ст­но толь­ко по­с­ле окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны.

Дол­гие су­деб­ные про­цес­сы бы­ли не­вы­год­ны се­мье, по­это­му был за­клю­чен до­го­вор, по ко­то­ро­му тор­го­вый знак Fabergé мо­жет ис­поль­зо­вать­ся толь­ко для про­из­вод­ства пар­фю­ма. В 1964 го­ду Сэм Ру­бин про­дал свою ко­м­па­нию за $26 ми­л­ли­о­нов, со­з­дав се­бе со­сто­я­ние с по­мо­щью фа­ми­лии Фа­бер­же. Пред­по­ло­жи­тель­но, он узнал это имя от Ар­ман­да Ха­м­ме­ра, со­брав­ше­го мно­го из­де­лий Фа­бер­же во вре­мя жиз­ни в СССР.

А в фи­р­ме Faberge Inc. ни­ко­г­да не ра­бо­тал ни один из чле­нов се­мьи Фа­бер­же. Ко­м­па­ния так и пе­ре­хо­ди­ла из рук в ру­ки, по­ка в 1989 го­ду ее не ку­пи­ла фи­р­ма Unilever за $1,55 ми­л­ли­о­на. В 2007 го­ду юж­но­а­ф­ри­кан­ский биз­нес­мен Брай­ан Ги­л­бер­тcон (экс-­пре­зи­дент ко­м­па­ний «СУАЛ-Хол­динг» и BHP Billiton) при­об­рел все пра­ва на бренд Faberge у ко­м­па­нии Unilever за $38 ми­л­ли­о­нов.

Что ка­са­ет­ся Ха­м­ме­ра: рас­ска­жи­те по­дроб­нее, как ему уда­лось со­брать це­лую кол­лек­цию ве­щей Фа­бер­же?

З­на­е­те, по­с­ле Ре­во­лю­ции эти из­де­лия бы­ло не­труд­но до­стать че­рез боль­ше­ви­ст­ских фун­к­ци­о­не­ров: они по­сту­па­ли из се­мей каз­нен­ных и бе­жав­ших из СССР.

Ар­манд Ха­м­мер при­е­хал в Моск­ву в 1921 го­ду и по­се­ли­л­ся в бы­в­шем мос­ко­в­ском ма­га­зи­не Фа­бер­же на Куз­не­ц­ком мо­сту. То­г­да же он узнан о ве­щах Фа­бер­же, ко­то­рые он ак­тив­но ску­пал на тол­ку­чих ры­н­ках и у ан­ти­к­ва­ров. По­мо­гал ему не­кий не­до­у­чив­ший­ся сту­дент Бе­не­ди­к­тов. К мо­мен­ту сво­е­го отъ­ез­да из СССР в 1930 го­ду Ар­манд Ха­м­мер имел в сво­ей кол­лек­ции Фа­бер­же бо­лее 2000 пред­ме­тов, в том чис­ле по­чти де­ся­ток им­пе­ра­тор­ских пас­халь­ных яиц. Для срав­не­ния от­ме­тим, что во всех му­зе­ях Рос­сии в 1997 го­ду име­лось не бо­лее ты­ся­чи пред­ме­тов Фа­бер­же, а сей­час их ста­ло уже бо­лее 3000 из­де­лий.

В од­ной из по­сле­пе­ре­стро­еч­ных пуб­ли­ка­ций в га­зе­те «Из­ве­стия» пря­мо ука­зы­ва­лось, что Ар­манд Ха­м­мер вы­пол­нял фи­нан­со­вые по­ру­че­ния III Ин­тер­на­ци­о­на­ла.

В то вре­мя мно­гие из ве­щей бы­ли про­да­ны че­рез Га­ле­рею Ха­м­ме­ра в Нью-Йор­ке, ко­то­рой за­ве­до­вал Ви­к­тор Ха­м­мер, брат Ар­ман­да, за­ста­вив­ше­го его учить­ся ис­кус­ству.

А что слу­чи­лось с остав­ши­ми­ся в Рос­сии цен­но­стя­ми Ага­фо­на Фа­бер­же, де­да Та­тья­ны?

Пред­ме­ты, рек­ви­зи­ро­ван­ные на да­че Ага­фо­на Фа­бер­же в Ле­ва­шо­ве под Пет­ро­гра­дом осе­нью 1919 го­да, та­к­же по­сту­пи­ли в фонд III Ин­тер­на­ци­о­на­ла, в так на­зы­ва­е­мый Фонд то­ва­ри­ща Зи­но­вье­ва, все­мо­гу­ще­го пра­ви­те­ля «крас­но­го Пет­ро­гра­да» и од­но­вре­мен­но в те го­ды пред­се­да­те­ля III Ин­тер­на­ци­о­на­ла.

А­га­фон Кар­ло­вич Фа­бер­же, дед Та­тья­ны Фе­до­ро­в­ны, в 1919— 1921 гг. два­ж­ды си­дел в тюрь­ме (пол­то­ра го­да и де­вять ме­ся­цев), в де­ка­б­ре 1927 го­да бе­жал вме­сте с же­ной и ма­ло­лет­ним сы­ном Оле­гом (род. 1923) по льду Фин­ско­го за­ли­ва в Фин­лян­дию.

Е­го брат Алек­сандр Кар­ло­вич Фа­бер­же в 1919 го­ду был в Москве ин­с­пе­к­то­ром Нар­ко­м­про­са по охра­не ху­до­же­ствен­ных цен­но­стей, та­к­же от­си­дел в тюрь­ме, от­ку­да был вы­з­во­лен тя­же­ло­боль­ным же­ной Ни­ной Бе­ли­ше­вой и пе­ре­прав­лен че­рез вер­ных фин­ских дру­зей («о­к­но» на фин­ской гра­ни­це) в Фин­лян­дию, от­ку­да при­был в Па­риж.

Чем за­ни­ма­ют­ся по­то­м­ки зна­ме­ни­той фа­ми­лии и кто вла­де­ет мар­кой сей­час?

Стар­шие де­ти Ага­фо­на Кар­ло­ви­ча: Ага­фон (1898—1966) и Петр (1901—1970), слу­жив­шие в ар­мии Юде­ни­ча, в на­ча­ле 1920-х го­дов жи­ли в Швей­ца­рии, от­ку­да пе­ре­е­ха­ли в те же го­ды в Бра­зи­лию. У Пет­ра Ага­фо­но­ви­ча оста­лось 8 де­тей (от 1923 до 1942 го­да ро­ж­де­ния). Сей­час они и их де­ти про­жи­ва­ют не­да­ле­ко от Сан-Па­у­ло, они — не­бо­га­тые фер­ме­ры. Про­цве­та­ет толь­ко са­мый мла­д­ший — Ио­анн, или по-бра­зиль­ски Жоао.

Сын Алек­сан­д­ра про­фес­сор А. А. Фа­бер­же не­од­но­крат­но вел де­ла в су­дах США про­тив не­за­кон­но­го ис­поль­зо­ва­ния фа­ми­лии Фа­бер­же. К со­жа­ле­нию, остав­ши­е­ся чле­ны се­мьи Фа­бер­же не мо­гут успе­ш­но ве­сти су­деб­ные де­ла по за­щи­те сво­е­го име­ни, так как это тре­бу­ет зна­чи­тель­ных из­дер­жек.

А ко­м­па­ния Сэ­ма Ру­би­на «Фа­бер­же Инк.» во­ш­ла в со­став кру­п­ней­шей тран­с­на­ци­о­наль­ной ко­м­па­нии «Unilever». Пра­во­вой от­дел ко­м­па­нии «Фа­бер­же Инк.» раз­да­ет за пла­ту ли­цен­зии на пра­во ис­поль­зо­ва­ния фа­ми­лии Фа­бер­же. Этим пра­вом поль­зу­ет­ся ко­м­па­ния «Фран­клин Минт» в США, вы­пус­ка­ю­щая ве­щи из эма­ли, весь­ма да­ле­кие от сти­ля Фа­бер­же. На всю Ев­ро­пу пра­во вы­пус­ка юве­ли­р­ных из­де­лий с клей­мом Фа­бер­же ку­пил один пред­при­и­м­чи­вый гер­ман­ский биз­не­смен, ко­то­рый в свою оче­редь пе­ре­про­дал пра­во на имя ка­м­не­рез­ной фи­р­ме в Идар-О­бер­ш­тей­не, Гер­ма­ния, «Ви­к­тор Май­ер». По­след­няя вы­пус­ка­ет ка­м­не­рез­ные ве­щи под мар­кой «Кол­лек­ция Фа­бер­же Ви­к­то­ра Май­е­ра». «Ю­ни­ле­ве­ру» под­чи­ня­ет­ся и па­ри­ж­ский ма­га­зин «Faberge», не име­ю­щий та­к­же ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к чле­нам се­мьи Фа­бер­же. Па­ри­ж­ская фи­р­ма «Е­ли­да Гиббс Фа­бер­же», спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ща­я­ся на пар­фю­ме­рии, про­да­ла имя Фа­бер­же од­но­му пе­тер­бур­г­ско­му юве­ли­ру, ко­то­рый се­бя ре­кла­ми­ру­ет «Фа­бер­же от Ана­но­ва». Но, как вид­но, юри­ди­че­ские пра­ва са­мой па­ри­ж­ской фи­р­мы на мар­ку Фа­бер­же весь­ма со­м­ни­тель­ны (Ан­д­рей Ана­нов ис­поль­зо­вал эту ли­цен­зию два го­да.)

Юве­ли­р­ным де­лом в Швей­ца­рии, по­ми­мо Фе­до­ра Ага­фо­но­ви­ча, за­ни­мал­ся его брат Игорь (у­мер в 1982 го­ду), имев­ший фи­р­му «И­горь Карл Фа­бер­же». У Ни­ко­лая Кар­ло­ви­ча Фа­бер­же (1884—1939), мла­д­ше­го сы­на Кар­ла Фа­бер­же, был не­за­кон­но­ро­ж­ден­ный сын от сек­ре­тар­ши фи­р­мы До­рис Кла­диш. В 1969 го­ду кто-то под­ска­зал Тэо Кла­ди­шу за­г­ля­нуть в цер­ко­в­ные кни­ги, где в гра­фе «о­тец» был ука­зан Ни­ко­лай Фа­бер­же, Так 47-лет­ний сто­ляр стал Фа­бер­же. Ро­ди­лась сто­ляр­ная фи­р­ма «Т­эо Фа­бер­же», вы­пус­ка­ю­щая в ос­но­в­ном де­ре­вян­ные пас­халь­ные яй­ца. По об­ще­му мне­нию, это не стиль Фа­бер­же, а его из­вра­ще­ние. Тем не ме­нее уже вы­пу­щен рос­ко­ш­ный аль­бом о ху­до­ж­ни­ке-сто­ля­ре-­ю­ве­ли­ре Тэо Фа­бер­же.

По­след­ний при­мер кра­жи име­ни Фа­бер­же — это ис­то­рия со­з­да­ния так на­зы­ва­е­мо­го Фон­да ис­кус­ства Фа­бер­же, за­ре­ги­стри­ро­ван­но­го в фев­ра­ле 1990 го­да в Ва­шин­г­то­не.

Е­щe один Фонд име­ни Фа­бер­же?

В со­ста­ве это­го фон­да нет ни од­но­го из на­сто­я­щих Фа­бер­же, за­то вхо­дил та­кой не­безыз­ве­ст­ный де­я­тель, как г-н Ге­за фон Га­б­с­бург, вы­пу­стив­ший ряд книг о Фа­бер­же. В сво­ей ав­то­био­гра­фи­че­ской кни­ге, вы­шед­шей в Хель­син­ки в кон­це 1991 го­да, Олег Ага­фо­но­вич Фа­бер­же от­ме­чал сле­ду­ю­щее: «Не­сколь­ко лет на­зад вы­ш­ла кни­га, на­пи­сан­ная не­ким Ге­зой фон Га­б­с­бур­гом, ко­то­рый счи­та­ет се­бя «экс­пе­р­том по Фа­бер­же». В сво­ем стре­м­ле­нии най­ти для чи­та­те­ля что-­ни­будь но­вое, этот са­мо­з­ва­ный «экс­перт» поз­во­лил се­бе, ос­но­вы­ва­ясь на рас­пу­щен­ных слу­хах (!), свя­зать имя мо­е­го от­ца с не­сколь­ки­ми под­дел­ка­ми, ко­то­рые, со­глас­но ав­то­ру, уви­де­ли свет в Хель­син­ки. Этот «экс­перт» со­вер­шен­но не зна­ет, что мой отец ни­ко­г­да не был ре­мес­лен­ни­ком-­ю­ве­ли­ром, что он ни­ко­г­да не вла­дел и не ру­ко­во­дил ка­кой-­ли­бо ма­стер­ской в Хель­син­ки, и что в до­вер­ше­ние все­го фин­ские про­фес­си­о­на­лы ни­ко­г­да не участ­во­ва­ли в из­го­то­в­ле­нии под­де­ло­к! Ра­зу­ме­ет­ся, я не мог оста­вить это­го без осу­ж­де­ния. По­с­ле ко­ро­т­кой пе­ре­пис­ки с Ге­зой фон Га­б­с­бур­гом, в ко­то­рой он, ко­неч­но же, про­сил из­ви­не­ния, од­на­ко в то же вре­мя от­ка­зы­вал­ся по­сле­до­вать мо­е­му тре­бо­ва­нию об опро­вер­же­нии им са­мим сво­их оскор­би­тель­ных утвер­ж­де­ний в не­сколь­ких ука­за­н­ных мною жур­на­лах по ис­кус­ству, я взял де­ло в свои ру­ки. Я по­слал ко­пии оскор­би­тель­но­го тек­ста вме­сте с ко­пи­я­ми ко­ро­т­кой пе­ре­пис­ки в 150 пись­мах тем, ко­го это де­ло мо­г­ло ин­те­ре­со­вать: му­зе­ям, тор­го­в­цам ан­ти­к­ва­ри­а­том, экс­пе­р­там по ис­кус­ству, фи­р­мам, про­во­дя­щим аук­ци­о­ны, жур­на­лам по ис­кус­ству и мно­гим из­ве­ст­ным ин­ди­ви­ду­аль­ным кол­лек­ци­о­не­рам Фа­бер­же... Пись­ма при­влек­ли за­слу­жен­ное вни­ма­ние».

Сей­час Фонд ис­кус­ства Фа­бер­же про­во­дит ак­тив­ную де­я­тель­ность в Пе­тер­бур­ге, с тем что­бы по­лу­чить зда­ние, при­на­д­ле­жав­шее Фа­бер­же до ре­во­лю­ции, — зна­ме­ни­тый «дом Фа­бер­же» на Боль­шой Мор­ской ули­це, 24. Под при­кры­ти­ем так на­зы­ва­е­мо­го про­ек­та «Зо­ло­тое яй­цо» (ко­то­рое Олег Фа­бер­же ост­ро­у­м­но на­з­вал «тух­лым яй­цом») Фонд ис­кус­ства Фа­бер­же пла­ни­ро­вал на­ла­дить по­точ­ное про­из­вод­ство ко­пий с из­де­лий Фа­бер­же.

И­дея так се­бе, прав­да?

И­мен­но. Пред­ставь­те се­бе, на по­тре­би­те­ля дол­жен об­ру­шить­ся вал ре­мес­лен­ных по­де­лок. Это­го-то боль­ше все­го опа­са­ют­ся на­след­ни­ки Фа­бер­же. Прой­дет все­го од­но по­ко­ле­ние, и лю­ди на­ч­нут ас­со­ци­и­ро­вать под­дел­ки фон­да с под­лин­ны­ми ве­ща­ми Фа­бер­же. Фа­бер­же бу­дет низ­ве­ден до уро­в­ня ки­ча. Но по­лу­чить дом для фон­да — это по­лу­чить воз­мо­ж­ность рас­по­ря­жать­ся им, сда­вая в суб­а­рен­ду. Мы и гла­зом не успе­ем мор­г­нуть, как по­лу­чим в цен­т­ре Пе­тер­бур­га кон­г­ло­ме­рат га­ло­ш­но-­бен­зи­но­во-­ба­на­но­вых фирм.

У Та­тья­ны Фе­до­ро­в­ны Фа­бер­же име­ет­ся пред­смер­т­ное за­ве­ща­ние Кар­ла Фа­бер­же, где он остав­ля­ет этот дом сы­но­вьям Ага­фо­на Фа­бер­же, то есть и от­цу Та­тья­ны.

В свое вре­мя Та­тья­на Фа­бер­же, ак­тив­но ра­бо­тав­шая со сво­им от­цом-­ю­ве­ли­ром в ка­че­стве ху­до­ж­ни­ка-­ди­зай­не­ра, про­во­ди­ла ра­бо­ту по ор­га­ни­за­ции в Рос­сии фи­р­мы соб­ствен­но­го име­ни, про­дол­жа­ю­щей тра­ди­ции и со­хра­ня­ю­щей дух фи­р­мы Фа­бер­же.

Фа­бер­же­ве­де­ние ста­ло сво­е­го ро­да от­рас­лью ис­кус­ство­ве­де­ния. Ка­ки­ми во­про­са­ми оно за­ни­ма­ет­ся сей­час?

Фа­бер­же­ве­де­ние со­сре­до­то­че­но на изу­че­нии твор­че­ства и био­гра­фий рос­сий­ско­го юве­ли­ра Кар­ла Густа­во­ви­ча Фа­бер­же (1846 – 1920), а та­к­же ху­до­ж­ни­ков и ма­сте­ров «кру­га Фа­бер­же». Пред­ста­ви­те­лей дан­но­го на­прав­ле­ния на­зы­ва­ют «фаб­ер­же­ве­да­ми». Тер­мин «фаб­ер­же­ве­де­ние» еще не усто­я­л­ся, но фаб­ер­же­ве­ды есть.

Воз­ни­к­но­ве­ние фаб­ер­же­ве­де­ния мы от­но­сим к пе­р­вой по­ло­ви­не 1930-х гг. За во­семь де­ся­ти­ле­тий изу­че­ния твор­че­ства Фа­бер­же опуб­ли­ко­ва­но мно­же­ство на­уч­ных ра­бот и дру­гих про­из­ве­де­ний: ста­тей, за­ме­ток, ко­м­мен­та­ри­ев, ре­цен­зий. Опуб­ли­ко­ва­ны де­сят­ки мо­но­гра­фий на ан­г­лий­ском, рус­ском, фран­цуз­ском, не­ме­ц­ком, ита­льян­ском, швед­ском, фин­ском, тай­ском и дру­гих язы­ках. Для по­дроб­но­го на­уч­но­го изу­че­ния твор­че­ства фи­р­мы все вре­мя по­сту­па­ют но­вые арт – объ­ек­ты на ан­ти­к­вар­ном ры­н­ке а та­к­же в кол­лек­ци­ях му­зеев и част­ных со­бра­ний. За пе­ри­од ор­га­ни­за­ции Рус­ских от­де­лов в со­ста­ве кру­п­ней­ших аук­ци­он­ных до­мов Sotheby’s (1974) и Christie’s (1975) к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни по­яви­лось не ме­нее 25 000 про­из­ве­де­ний (па­мят­ни­ков) фи­р­мы. За по­след­ние 40 лет вы­пу­ще­ны бо­лее 300 ка­та­ло­гов аук­ци­о­нов толь­ко до­ма­ми Sotheby’s и Christie’s. В не­ко­то­рых из ко­то­рых есть са­мо­сто­я­тель­ные, пол­но­цен­ные ар­хив­но-и­сто­ри­че­ские и ис­кус­ство­вед­че­ские справ­ки (про­ве­нанс) вы­да­ю­щих­ся из­де­лий. В их со­став­ле­нии при­ни­ма­ли уча­стие А. де Ти­зен­гау­зен (ра­бо­та­ет в Christie’s с 1984 г.) и Же­рар Хилл (ра­бо­тал в Sotheby’s с 1976 по 2013 гг.). В 2000-х гг. из­де­лия Фа­бер­же ста­ли про­да­вать дру­гие аук­ци­он­ные до­ма, та­кие как Bonhams, MacDougall's, Bukowskis и дру­гие, а та­к­же рос­сий­ские аук­ци­он­ные до­ма - ГЕЛОС, «З­нак», «Рос­сий­ский Аук­ци­он­ный дом» (на­чи­ная с 2009 г.) и про­чие.

За по­след­ние 25 лет фаб­ер­же­ве­де­ние вы­шло на уро­вень об­су­ж­де­ния но­вых под­хо­дов к изу­че­нию на­сле­дия Фа­бер­же. На­и­боль­шее при­ра­ще­ние зна­ний про­и­зо­шло за счет изу­че­ния ар­хив­ных до­ку­мен­тов рос­сий­ских ар­хи­вов, а та­к­же част­но­го ар­хи­ва пра­внуч­ки Кар­ла Фа­бер­же Та­тья­ны Фа­бер­же (Швей­ца­рия). На кон­фе­рен­ци­ях, по­свя­щен­ных изу­че­нию рус­ско­го ис­кус­ства ру­бе­жа XIX – XX вв., те­ма Фа­бер­же ак­тив­но об­су­ж­да­ет­ся не толь­ко в ву­зах и му­зе­ях Санкт – Пе­тер­бур­га, Моск­вы и Ека­те­рин­бур­га, но уже в кру­п­ных уни­вер­си­тет­ских цен­трах в рос­сий­ской про­вин­ции и в стра­нах по­ст­со­вет­ско­го про­стран­ства. Мно­го­чис­лен­ные вы­став­ки Фа­бер­же в Рос­сии и за ру­бе­жом та­к­же спо­соб­ству­ют под­дер­жа­нию ин­те­ре­са к те­ме и на­уч­ным раз­ра­бо­т­кам. Все­го, по на­шей оцен­ке, фи­р­мой вы­пу­ще­но не ме­нее 250-300 ты­сяч пред­ме­тов, из них, по той же оцен­ке, в на­ли­чии оста­лось по­ряд­ка 40 %, то есть не ме­нее 100 ты­сяч объ­ек­тов.

Фа­бер­же­ве­де­ние изу­ча­ет со­дер­жа­ние, ис­то­ки и вли­я­ние ли­ч­но­сти и твор­че­ства Фа­бер­же и ху­до­ж­ни­ков его кру­га в XIX-XX вв. и в со­вре­мен­ном ми­ре, стре­ми­т­ся опре­де­лить его ме­сто в куль­ту­ре, ис­кус­стве и в об­ще­стве.

Это в на­уч­ном ми­ре. Име­ет ли на­сле­дие Фа­бер­же при­кла­д­ное зна­че­ние сей­час? Нас­коль­ко оно вли­я­ет на оте­че­ствен­ное юве­ли­р­ное ис­кус­ство и на ин­ду­стрию в це­лом?

В 2013 го­ду от­крыт Му­зей Фа­бер­же Фон­да «С­вязь Вре­мен» в Санкт – Пе­тер­бур­ге», го­дом поз­же от­кры­ты «За­лы име­ни Фа­бер­же» в Го­су­дар­ствен­ном Эр­ми­та­же, зо­ло­тые кла­до­вые в му­зе­ях Пе­тер­бур­га, кол­лек­ция Фа­бер­же в ГИМе и в му­зе­ях «Ца­ри­цы­но» и Все­рос­сий­ском му­зее де­ко­ра­тив­но — при­кла­д­но­го ис­кус­ства, а та­к­же част­ные му­зеи Фон­да «СОБРАНИЕ» (Москва) и Фон­да «Но­вая Эра» (Му­зей хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ства в Пе­тер­бур­ге). Упо­мя­нем юве­ли­р­ные кол­лек­ции при­го­род­ных му­зеев Санкт-Пе­тер­бур­га и Му­зея ис­то­рии ре­ли­гии. Ра­бо­та­ет успе­ш­но Му­зей юве­ли­р­но­го и ка­м­не­рез­но­го ис­кус­ства Ура­ла, а та­к­же «зо­ло­тая кла­до­вая» в Му­зе­ях Ом­ска и Ир­кут­ска.

Та­ким об­ра­зом, Фа­бер­же ско­рее жив, чем мертв. По по­нят­ным по­ли­ти­че­ским при­чи­нам по­след­ние три го­да те­ма Фа­бер­же в ис­кус­стве и об­ще­ствен­ной жиз­ни пра­к­ти­че­ски не об­су­ж­да­ет­ся: ко­г­да гре­мят пу­ш­ки, юве­ли­р­ное ис­кус­ство за­ми­ра­ет.

Я все­г­да по­ла­гал, что «бренд Фа­бер­же» - это су­гу­бо рос­сий­ская соб­ствен­но­сть, и его имя ас­со­ци­и­ру­ет­ся с Рос­си­ей. И все же, сле­ду­ет при­знать, что сей­час в Рос­сии не мо­гу на­з­вать ни од­ной юве­ли­р­ной фи­р­мы, ко­то­рая на­столь­ко яр­ко от­ра­жа­ла бы рус­ское юве­ли­р­ное ис­кус­ство, как Фа­бер­же. Су­ще­ству­ют до­стой­ные юве­ли­р­ные ко­м­па­нии, та­кие как «СОКОЛОВ», «Ал­маз-­хол­динг», «Бри­л­ли­ан­ты АЛРОСА», «Рус­ские са­мо­цве­ты»… Но и они не ста­ли ещe ис­то­ри­че­ски­ми, а в усло­ви­ях сан­к­ций и ста­г­на­ции про­сто вы­жи­ва­ют.

Го­су­дар­ство не за­ин­те­ре­со­ва­но в раз­ви­тии оте­че­ствен­ных юве­ли­р­ных брен­дов и под­вер­га­ет луч­шие юве­ли­р­ные фи­р­мы ко­лос­саль­но­му фи­нан­со­во­му дав­ле­нию.

Тем не ме­нее, юве­ли­ры ра­бо­та­ют, по­то­му что ис­кус­ство и мысль не оста­но­вить. Бо­лее то­го, как го­во­рил кан­ц­лер Го­ли­цын: «Рос­сия со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся». Юве­ли­ры ду­ма­ют, ра­бо­та­ют и раз­ра­ба­ты­ва­ют но­вые идеи в ду­хе и тра­ди­ци­ях Фа­бер­же.

[ rough-polished.expert ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->