На сайте нормативно-правовых инициатив 14 января 2025 г. началось обсуждение новых предложений Минюста России «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)»
- https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153769.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России», безусловно, поддерживает обязанность соблюдения участниками рынка всех установленных законодательством норм и обязательных требований. В этом плане те лица, которые совершают преступления, по мнению Ассоциации, естественно должны нести заслуженное наказание.
Но есть одно крайне важное «НО». Преступление – это либо осознанное и умышленное противоправное действие лица, либо совершение того или иного уголовного проступка по неосторожности. Когда правила поведения понятны и однозначны, исполнимы во всех возможных случаях – вопросов о том, был ли преступный умысел или нет, сомнений обычно не возникает.
В таких неочевидных вопросах, как полнота оплаты налогов или таможенных платежей нередко могут возникать ситуации, при которых полнота не была обеспечена, но и умысла совершать преступление тоже не было. А был не учет или недопонимание тех или иных норм. Т.е. де-факто преступление было совершено по неосторожности. Допустить которую, с учетом сложности действующего законодательства и в совокупности с естественной для коммерческой деятельности задачей извлечения прибыли, можно легко.
Предложение увеличения размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности Минюст в Пояснительной записке обосновывает необходимостью восстановления социальной справедливости, актуализировав размеры штрафов, установленные в санкциях 36 составов преступлений, на уровень инфляции, накопленной с момента установления их действующих размеров, что, по мнению Минюста, позволит обеспечить соответствие наказания характеру и степени общественной опасности деяний. Более того, как подчеркивает Минюст, предлагаемая законопроектом индексация размеров штрафов может оказать в условиях текущей экономической обстановки положительное влияние на поступление доходов федерального бюджета.
Как дважды отмечается в Пояснительной записке, статистические данные сегодняшнего дня свидетельствуют об увеличении размеров штрафов, назначаемых в качестве основного вида наказания, которые стали чаще приближаться к верхнему пороговому значению, установленному в санкциях соответствующих норм. И если в действующем законодательстве эти верхние пороговые значения лежат в обновляемых статья УК РФ в пределах 80 тыс. – 1,0 млн. рублей, то в предложенном варианте эти пределы поднимаются до 5 раз, до диапазона 400 тыс. – 5 млн. рублей.
Тем не менее, в Пояснительной записке указывается, что Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Это вызывает большой вопрос, с учетом того, что для субъектов хозяйственной деятельности совершить преступление по неосторожности по некоторым из рассматриваемых в проекте экономическим статьям есть немало шансов.
Особенно – при работе в ювелирной сфере, где маркировка ювелирных изделий является обязательной. Речь идет о Статье 1711 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ». Состав преступления по данной статье включает производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, либо производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере.
По Статье 1711 УК РФ Минюст предлагает следующее усиление наказания:
Действующая норма | Предлагаемая норма | |
абзац 2 части 1: | ||
штраф | до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет | до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет |
либо принудительные работы | на срок до 3 лет | на срок до 3 лет |
либо лишение свободы | на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 мес. | на срок до 3 лет со штрафом в размере до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 мес. |
абзац 2 части 1 (по предварительному сговору) | ||
штраф | от 100 тысяч до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет | от 150 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет |
либо принудительные работы | на срок до 4 лет | на срок до 4 лет |
либо лишение свободы | на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года либо без такового | на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года либо без такового |
абзац 4 части 2 (организованная группа или крупная сумма от 3,5 млн. руб.) | ||
штраф | от 200 тысяч до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет | от 400 тыс. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет |
либо принудительные работы | на срок до 5 лет | на срок до 5 лет |
либо лишение свободы | на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового | на срок до 6 лет со штрафом в размере до 5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 5 лет либо без такового |
Как видно из таблицы, наиболее сильно (в 5 раз) увеличивается при назначении штрафа при сумме преступления в крупном размере или при его совершении организованной группой.
Проект также содержит предложения по увеличению штрафов по двум статьям УК РФ, имеющим исключительное отношение к отдельно взятой сфере ДМДК. И это единственная статья УК РФ товарного оборота в обособленной сфере экономической деятельности, для участников которой предлагается увеличить размер штрафов в Уголовном кодексе. Сфера, в которой весьма легко совершить преступление именно по неосторожности - из-за чрезмерной сложности, неоднозначности и неочевидности действующей нормативно-правовой базы.
Если преступления по Статье 192 УК РФ «Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней» напрямую затрагивают интересы государства как собственника недр, то общественная опасность преступлений по Статье 191 «Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга» не выглядит столь же очевидной, хотя максимальный штраф и по этой статье и сегодня в 5 раз выше, чем по Статье 192. И он также увеличен в 5 раз, до 5 млн. рублей.
И еще вопрос: а не приведет ли предлагаемое увеличение штрафов в экономический деятельности в сфере ДМДК к еще большему ужесточению и без того запредельного свода обязательных требований для участников рынка? Ведь исходя из отсутствия в полномочиях Минфина России функционала по развитию сферы ДМДК, решить задачу государственной политики в части пополнения бюджета окажется гораздо проще не через увеличение оборотов отрасли, а путем еще большего усиления административной нагрузки, полноценное исполнение которой окажется практически невозможным, и, далее – признания нарушителей обязательных требований преступниками с последующим наложением на них максимальных штрафов!
Полный перечень статей УК РФ с указанием их названий, по которым Минюст предлагает увеличить размер штрафов, см. здесь - https://cloud.mail.ru/public/MB6c/eTn27XyHc
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.