Минюст предлагает увеличить размер штрафов по статьям УК РФ. Как это затронет сферу ДМДК?

Раздел: Власть
17 января 2025 г.

На сай­те нор­ма­тив­но-­пра­во­вых ини­ци­а­тив 14 ян­ва­ря 2025 г. на­ча­лось об­су­ж­де­ние но­вых пред­ло­же­ний Ми­ню­ста Рос­сии «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Уго­ло­в­ный ко­декс Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (об уве­ли­че­нии раз­ме­ров штра­фов за со­вер­ше­ние от­дель­ных пре­сту­п­ле­ний эко­но­ми­че­ской на­прав­лен­но­сти)»

- https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153769.

Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», без­усло­в­но, под­дер­жи­ва­ет обя­за­н­ность со­б­лю­де­ния участ­ни­ка­ми ры­н­ка всех уста­но­в­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством норм и обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний. В этом пла­не те ли­ца, ко­то­рые со­вер­ша­ют пре­сту­п­ле­ния, по мне­нию Ас­со­ци­а­ции, есте­ствен­но дол­ж­ны не­сти за­слу­жен­ное на­ка­за­ние.

Но есть од­но край­не ва­ж­ное «НО». Пре­сту­п­ле­ние – это ли­бо осо­знан­ное и умы­ш­лен­ное про­ти­во­прав­ное дей­ствие ли­ца, ли­бо со­вер­ше­ние то­го или ино­го уго­ло­в­но­го про­сту­п­ка по не­о­сто­ро­ж­но­сти. Ко­г­да пра­ви­ла по­ве­де­ния по­нят­ны и од­но­з­на­ч­ны, ис­пол­ни­мы во всех воз­мо­ж­ных слу­ча­ях – во­про­сов о том, был ли пре­сту­п­ный умы­сел или нет, со­м­не­ний обы­ч­но не воз­ни­ка­ет.

В та­ких не­о­че­вид­ных во­про­сах, как пол­но­та опла­ты на­ло­гов или та­мо­жен­ных пла­те­жей не­ред­ко мо­гут воз­ни­кать си­ту­а­ции, при ко­то­рых пол­но­та не бы­ла обес­пе­че­на, но и умыс­ла со­вер­шать пре­сту­п­ле­ние то­же не бы­ло. А был не учет или не­до­по­ни­ма­ние тех или иных норм. Т.е. де-­фа­кто пре­сту­п­ле­ние бы­ло со­вер­ше­но по не­о­сто­ро­ж­но­сти. До­пу­стить ко­то­рую, с уче­том сло­ж­но­сти дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства и в со­во­ку­п­но­сти с есте­ствен­ной для ко­м­мер­че­ской де­я­тель­но­сти за­да­чей из­в­ле­че­ния при­бы­ли, мо­ж­но ле­г­ко.

Пред­ло­же­ние уве­ли­че­ния раз­ме­ров штра­фов за со­вер­ше­ние от­дель­ных пре­сту­п­ле­ний эко­но­ми­че­ской на­прав­лен­но­сти Ми­нюст в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке обос­но­вы­ва­ет не­об­хо­ди­мо­стью вос­ста­но­в­ле­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, ак­ту­а­ли­зи­ро­вав раз­ме­ры штра­фов, уста­но­в­лен­ные в сан­к­ци­ях 36 со­ста­вов пре­сту­п­ле­ний, на уро­вень ин­ф­ля­ции, на­ко­п­лен­ной с мо­мен­та уста­но­в­ле­ния их дей­ству­ю­щих раз­ме­ров, что, по мне­нию Ми­ню­ста, поз­во­лит обес­пе­чить со­о­т­вет­ствие на­ка­за­ния ха­ра­к­те­ру и сте­пе­ни об­ще­ствен­ной опас­но­сти де­я­ний. Бо­лее то­го, как под­чер­ки­ва­ет Ми­нюст, пред­ла­га­е­мая за­ко­но­про­ек­том ин­дек­са­ция раз­ме­ров штра­фов мо­жет ока­зать в усло­ви­ях те­ку­щей эко­но­ми­че­ской об­ста­но­в­ки по­ло­жи­тель­ное вли­я­ние на по­сту­п­ле­ние до­хо­дов фе­де­раль­но­го бюд­же­та.

Как два­ж­ды от­ме­ча­ет­ся в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке, ста­ти­сти­че­ские дан­ные се­го­д­ня­ш­не­го дня сви­де­тель­ству­ют об уве­ли­че­нии раз­ме­ров штра­фов, на­з­на­ча­е­мых в ка­че­стве ос­но­в­но­го ви­да на­ка­за­ния, ко­то­рые ста­ли ча­ще при­б­ли­жать­ся к верх­не­му по­ро­го­во­му зна­че­нию, уста­но­в­лен­но­му в сан­к­ци­ях со­о­т­вет­ству­ю­щих норм. И ес­ли в дей­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве эти верх­ние по­ро­го­вые зна­че­ния ле­жат в об­но­в­ля­е­мых ста­тья УК РФ в пре­де­лах 80 тыс. – 1,0 млн. руб­лей, то в пред­ло­жен­ном ва­ри­ан­те эти пре­де­лы под­ни­ма­ют­ся до 5 раз, до ди­а­па­зо­на 400 тыс. – 5 млн. руб­лей.

Тем не ме­нее, в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке ука­зы­ва­ет­ся, что За­ко­но­про­ект не по­в­ле­чет не­га­тив­ных со­ци­аль­но-­эко­но­ми­че­ских, фи­нан­со­вых и иных по­след­ствий, в том чис­ле для субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской и иной эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Это вы­зы­ва­ет боль­шой во­прос, с уче­том то­го, что для субъ­ек­тов хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти со­вер­шить пре­сту­п­ле­ние по не­о­сто­ро­ж­но­сти по не­ко­то­рым из рас­смат­ри­ва­е­мых в про­ек­те эко­но­ми­че­ским ста­тьям есть не­ма­ло шан­сов.

О­со­бен­но – при ра­бо­те в юве­ли­р­ной сфе­ре, где мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной. Речь идет о Ста­тье 1711 УК РФ «Про­из­вод­ство, при­об­ре­те­ние, хра­не­ние, пе­ре­воз­ка или сбыт то­ва­ров и про­дук­ции без мар­ки­ро­в­ки и (и­ли) на­не­се­ния ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной за­ко­но­да­тель­ством РФ». Со­став пре­сту­п­ле­ния по дан­ной ста­тье вклю­ча­ет про­из­вод­ство, при­об­ре­те­ние, хра­не­ние, пе­ре­воз­ку в це­лях сбы­та или сбыт то­ва­ров и про­дук­ции без мар­ки­ро­в­ки и (и­ли) на­не­се­ния ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной за­ко­но­да­тель­ством РФ, в слу­чае, ес­ли та­кая мар­ки­ро­в­ка и (и­ли) на­не­се­ние та­кой ин­фор­ма­ции обя­за­тель­ны, ли­бо про­из­вод­ство, при­об­ре­те­ние, хра­не­ние, пе­ре­воз­ка в це­лях сбы­та или сбыт то­ва­ров и про­дук­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем за­ве­до­мо под­дель­ных средств иден­ти­фи­ка­ции для мар­ки­ро­в­ки то­ва­ров, со­вер­шен­ные в кру­п­ном раз­ме­ре.

По Ста­тье 1711 УК РФ Ми­нюст пред­ла­га­ет сле­ду­ю­щее уси­ле­ние на­ка­за­ния:

Дей­ству­ю­щая нор­ма

Пред­ла­га­е­мая нор­ма

а­б­зац 2 ча­сти 1:

­штра­ф

­до 300 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 2 лет

­до 500 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 2 лет

­ли­бо при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты­

­на срок до 3 лет

­на срок до 3 лет

­ли­бо ли­ше­ние сво­бо­ды­

­на срок до 3 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 80 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 6 мес.

­на срок до 3 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 400 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 6 мес.

а­б­зац 2 ча­сти 1 (по пред­ва­ри­тель­но­му сго­во­ру)

­штра­ф

от 100 ты­сяч до 300 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осу­ж­ден­но­го за пе­ри­од от 1 до 3 лет

от 150 тыс. до 500 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осу­ж­ден­но­го за пе­ри­од от 1 до 3 лет

­ли­бо при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты­

­на срок до 4 лет

­на срок до 4 лет

­ли­бо ли­ше­ние сво­бо­ды­

­на срок до 4 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 100 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 1 го­да ли­бо без та­ко­во­го

­на срок до 4 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 500 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 1 го­да ли­бо без та­ко­во­го

а­б­зац 4 ча­сти 2 (ор­га­ни­зо­ван­ная груп­па или кру­п­ная су­м­ма от 3,5 млн. руб.)

­штра­ф

от 200 ты­сяч до 500 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осу­ж­ден­но­го за пе­ри­од от 1 до 3 лет

от 400 тыс. до 1 млн. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осу­ж­ден­но­го за пе­ри­од от 1 до 3 лет

­ли­бо при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты­

­на срок до 5 лет

­на срок до 5 лет

­ли­бо ли­ше­ние сво­бо­ды­

­на срок до 6 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 1 млн. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 5 лет ли­бо без та­ко­во­го

­на срок до 6 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 5 млн. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бо­т­ной пла­ты или ино­го до­хо­да за пе­ри­од до 5 лет ли­бо без та­ко­во­го

Как вид­но из та­б­ли­цы, на­и­бо­лее силь­но (в 5 раз) уве­ли­чи­ва­ет­ся при на­з­на­че­нии штра­фа при су­м­ме пре­сту­п­ле­ния в кру­п­ном раз­ме­ре или при его со­вер­ше­нии ор­га­ни­зо­ван­ной груп­пой.

Про­ект та­к­же со­дер­жит пред­ло­же­ния по уве­ли­че­нию штра­фов по двум ста­тьям УК РФ, име­ю­щим ис­клю­чи­тель­ное от­но­ше­ние к от­дель­но взя­той сфе­ре ДМДК. И это един­ствен­ная ста­тья УК РФ то­вар­но­го обо­ро­та в обособ­лен­ной сфе­ре эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, для участ­ни­ков ко­то­рой пред­ла­га­ет­ся уве­ли­чить раз­мер штра­фов в Уго­ло­в­ном ко­дек­се. Сфе­ра, в ко­то­рой весь­ма ле­г­ко со­вер­шить пре­сту­п­ле­ние имен­но по не­о­сто­ро­ж­но­сти - из-­за чрез­мер­ной сло­ж­но­сти, не­од­но­з­на­ч­но­сти и не­о­че­вид­но­сти дей­ству­ю­щей нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы.

Ес­ли пре­сту­п­ле­ния по Ста­тье 192 УК РФ «На­ру­ше­ние пра­вил сда­чи го­су­дар­ству дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней» на­пря­мую за­тра­ги­ва­ют ин­те­ре­сы го­су­дар­ства как соб­ствен­ни­ка не­др, то об­ще­ствен­ная опас­ность пре­сту­п­ле­ний по Ста­тье 191 «Не­за­кон­ный обо­рот ян­та­ря, не­ф­ри­та или иных по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней, дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней ли­бо же­м­чу­га» не вы­г­ля­дит столь же оче­вид­ной, хо­тя ма­к­си­маль­ный штраф и по этой ста­тье и се­го­д­ня в 5 раз вы­ше, чем по Ста­тье 192. И он та­к­же уве­ли­чен в 5 раз, до 5 млн. руб­лей.

И еще во­прос: а не при­ве­дет ли пред­ла­га­е­мое уве­ли­че­ние штра­фов в эко­но­ми­че­ский де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК к еще боль­ше­му уже­сто­че­нию и без то­го за­пре­дель­но­го сво­да обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний для участ­ни­ков ры­н­ка? Ведь ис­хо­дя из от­сут­ствия в пол­но­мо­чи­ях Мин­фи­на Рос­сии фун­к­ци­о­на­ла по раз­ви­тию сфе­ры ДМДК, ре­шить за­да­чу го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в ча­сти по­пол­не­ния бюд­же­та ока­жет­ся го­раз­до про­ще не че­рез уве­ли­че­ние обо­ро­тов от­рас­ли, а пу­тем еще боль­ше­го уси­ле­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки, пол­но­цен­ное ис­пол­не­ние ко­то­рой ока­жет­ся пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­ным, и, да­лее – при­з­на­ния на­ру­ши­те­лей обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний пре­сту­п­ни­ка­ми с по­сле­ду­ю­щим на­ло­же­ни­ем на них ма­к­си­маль­ных штра­фо­в!

Пол­ный пе­ре­чень ста­тей УК РФ с ука­за­ни­ем их на­з­ва­ний, по ко­то­рым Ми­нюст пред­ла­га­ет уве­ли­чить раз­мер штра­фов, см. здесь - https://cloud.mail.ru/public/MB6c/eTn27XyHc

[ agjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->