Зачем считать алмазы?

Раздел: Рынки
02 сентября 2024 г.

Алек­сей Ва­си­ли­ве­ц­кий­

В Рос­сии лю­бят при­ни­мать вся­кие стра­те­гии, го­раз­до боль­ше, чем в ито­ге ана­ли­зи­ро­вать их вы­пол­не­ние. Тем уди­ви­тель­нее, что утвер­ж­дeн­ной пра­ви­тель­ством стра­те­гии раз­ви­тия юве­ли­р­ной от­рас­ли в РФ по­ка не су­ще­ству­ет. Не­смо­т­ря на то, что это от­расль глу­бо­кой пе­ре­ра­бо­т­ки сы­рья, и у неe дол­жен быть, по идее, при­о­ри­тет. Но сей­час в этом на­прав­ле­нии по­шли опре­делeн­ные дви­же­ния. Мин­про­м­торг за­про­сил у участ­ни­ков от­рас­ли их пред­ло­же­ния к про­ек­ту дан­но­го до­ку­мен­та, и Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии их пре­до­ста­ви­ла.

Под­го­то­вить стра­те­ги­че­ский до­ку­мент, ре­гу­ли­ру­ю­щий раз­ви­тие сфе­ры обо­ро­та дра­г­ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, пы­та­лись мно­гие — и гос­струк­ту­ры, и об­ще­ствен­ные объ­е­ди­не­ния. Ста­ро­жи­лы по­м­нят та­кие по­пы­т­ки ещe с 2005 го­да. Но все эти про­ек­ты так и не до­хо­ди­ли до утвер­ж­де­ния. Сей­час этим за­ня­л­ся Мин­про­м­торг.

«Про­филь­ный де­пар­та­мент, спе­ци­а­ли­сты ко­то­ро­го на­ко­пи­ли зна­чи­тель­ный мас­сив ин­фор­ма­ции по этой от­рас­ли, есть в Мин­фи­не. Од­на­ко Мин­фин не об­ла­да­ет пол­но­мо­чи­я­ми по раз­ра­бо­т­ке стра­те­ги­че­ско­го до­ку­мен­та, это на се­го­д­ня за­да­ча Мин­про­м­тор­га, в со­ста­ве ко­то­ро­го ра­бо­та­ет де­пар­та­мент ме­тал­лур­гии. Им ну­ж­но глу­бо­ко вни­к­нуть в на­шу про­б­ле­ма­ти­ку, учи­ты­вая, что при­сут­ству­ет в ней ещe и ко­м­по­нент до­бы­чи ме­тал­ла, и ре­а­ли­за­ции го­то­вых из­де­лий, — рас­ска­зал «П­ро Ме­тал­лу» ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Вла­ди­мир Збой­ков. — Плюс сле­ду­ет уче­сть, что в от­рас­ли мно­го иг­ро­ков, да ещe с раз­ны­ми в чeм-то ин­те­ре­са­ми».

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Вла­ди­мир Збой­ков.

Од­на из ва­ж­ных про­б­лем, ме­ша­ю­щих под­го­то­в­ке вы­пол­ни­мой и ра­бо­чей стра­те­гии — де­фи­цит до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции. Ас­со­ци­а­ция пред­ла­га­ет за­сек­ре­чен­ную се­го­д­ня ста­ти­сти­ку по юве­ли­р­ной от­рас­ли от­крыть, как бы­ло ра­нь­ше. Это поз­во­лит экс­пе­р­там ос­но­вы­вать свои про­г­но­зы и пред­ло­же­ния на твeр­дой ба­зе. «Ес­ли бы оцен­ки рас­хо­ди­лись у экс­пе­р­тов и чи­но­в­ни­ков на 5–10%, это не при­н­ци­пи­аль­но, это нор­маль­но, мо­ж­но ска­зать. Но ес­ли оцен­ки рас­хо­дят­ся в ра­зы, как сей­час — это бе­да», — по­ла­га­ет Вла­ди­мир Збой­ков.

Глав­ное, что, по мне­нию ас­со­ци­а­ции, тор­мо­зит раз­ви­тие от­рас­ли — это уста­рев­ший во мно­гом взгляд чи­но­в­ни­ков на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни как на объ­ек­ты «по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции сто­и­мо­сти». То есть в них ви­дят сво­е­го ро­да мо­не­ты в ко­шель­ке. Ме­ж­ду тем, ку­да по­лез­нее бы­ло бы ви­деть в них бу­ду­щий ис­точ­ник при­ба­воч­ной сто­и­мо­сти...

В ре­зуль­та­те сфе­ра об­ра­ще­ния дра­г­ка­м­ней и дра­г­ме­тал­лов стра­да­ет не толь­ко от вы­со­кой на­ло­го­вой, но, что ино­г­да да­же бо­лее ва­ж­но, от ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки. Не­дав­но за­ра­бо­та­ла ин­фор­ма­ци­он­ная си­сте­ма ГИИС ДМДК, в ко­то­рой, как вы­ра­жа­ют­ся са­ми юве­ли­ры, «го­су­дар­ство и так нас ви­дит, сло­в­но под лу­пой». Но и тра­ди­ци­он­ные ме­то­ды кон­тро­ля ни­кто не со­би­ра­ет­ся от­ме­нять — обя­за­тель­ные бу­ма­ж­ные би­р­ки для юве­ли­р­ных из­де­лий, клей­ма в Про­би­р­ной па­ла­те и т.д.

По мне­нию Ас­со­ци­а­ции, уста­рев­ший во мно­гом взгляд чи­но­в­ни­ков на дра­го­цен­ные ме­тал­лы и ка­м­ни тор­мо­зит раз­ви­тие от­рас­ли.

«В на­сто­я­щее вре­мя опро­бо­ва­ние, клей­ме­ние и мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий про­из­во­ди­т­ся в под­раз­де­ле­ни­ях Фе­де­раль­ной про­би­р­ной па­ла­ты. Про­из­во­ди­те­ли не­сут зна­чи­тель­ные из­дер­ж­ки на ло­ги­сти­ку и по­те­ри от про­стоя обо­ро­та за пе­ри­од осу­ще­ств­ле­ния дан­ных опе­ра­ций в ФПП.

В то же вре­мя ГИИС ДМДК со­з­да­ла на­дe­ж­ный ин­стру­мент кон­тро­ля за ле­галь­но­стью обо­ро­та ДМДК, что сде­ла­ло не­це­ле­со­об­раз­ным осу­ще­ств­ле­ние клей­ме­ния и мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий го­су­дар­ством (кон­троль всех опе­ра­ций, вклю­чая обо­рот из­де­лий по УИН, по­сред­ством ГИИС ДМДК осу­ще­ств­ля­ет ФПП)», — от­ме­ча­ет­ся в пред­ло­же­ни­ях по со­з­да­нию Стра­те­гии, на­прав­лен­ных «Гиль­ди­ей юве­ли­ров» в Мин­про­м­торг. При этом сро­ки клей­ме­ния се­го­д­ня жeст­ко не уста­но­в­ле­ны, а ведь для юве­ли­ров ка­ж­дый день про­сроч­ки — это фи­нан­со­вые по­те­ри.

От­дель­ная сроч­ная за­да­ча в тот мо­мент, ко­г­да на­ших про­из­во­ди­те­лей ду­шат вне­ш­ни­ми сан­к­ци­я­ми — от­ме­нить на­не­се­ние на юве­ли­р­ные из­де­лия, по­став­ля­е­мые на экс­порт, лю­бых иден­ти­фи­ка­ци­он­ных зна­ков, поз­во­ля­ю­щих опре­де­лить их рос­сий­ское про­ис­хо­ж­де­ние.

Вро­де бы чи­но­в­ни­ки по­ни­ма­ют це­ле­со­об­раз­ность этой ме­ры, но при­нять еe не го­то­вы, как мы не­дав­но пи­са­ли.

Бо­лее то­го, ино­г­да по­сту­па­ют со­в­сем не­о­жи­дан­ные пред­ло­же­ния, на­прав­лен­ные не на сня­тие ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров, а иду­щие в про­ти­во­по­ло­ж­ном на­прав­ле­нии. На­при­мер, в от­но­ше­нии дра­го­цен­ных ка­м­ней (о­бо­рот ко­то­рых, го­во­ря от­кро­вен­но, в мас­шта­бах рос­сий­ской эко­но­ми­ки для го­су­дар­ства осо­бо­го ин­те­ре­са не пред­став­ля­ет, и не­яс­но, за­чем их так тща­тель­но «с­чи­тать в ка­мен­ных пе­ще­рах»).

Се­год­ня, как это ни груст­но, Рос­сия свои дра­го­цен­ные ка­м­ни не до­бы­ва­ет (за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов, ко­то­рые в ос­но­в­ном всe рав­но гра­нят­ся в Ин­дии и по­том за­во­зят­ся об­рат­но). Был у нас Ма­ри­ин­ский при­иск на Ура­ле, где до­бы­ва­ли изу­мру­ды и алек­сан­д­ри­ты, но вла­дель­цы ме­сто­ро­ж­де­ния по­с­чи­та­ли из­дер­ж­ки (с учeтом то­го, что эти ка­м­ни от­не­се­ны к дра­го­цен­ным и со­з­да­ют, та­ким об­ра­зом, до­пол­ни­тель­ные про­б­ле­мы), и со­чли бо­лее вы­год­ным шах­ту за­крыть. Те ка­м­ни, ко­то­рые ве­зут се­го­д­ня в Рос­сию, по дей­ству­ю­щим пра­ви­лам сер­ти­фи­ка­тов не тре­бу­ют, за од­ним ис­клю­че­ни­ем: ес­ли дра­го­цен­ный огранeн­ный ка­мень пе­ре­про­даeт­ся фи­зи­че­ско­му ли­цу не в из­де­лии, а сам по се­бе. Та­кие ка­м­ни без про­б­лем сер­ти­фи­ци­ру­ют­ся част­ны­ми ла­бо­ра­то­ри­я­ми — по 8–10 ты­сяч штук в год.

И вдруг ро­ж­да­ет­ся ини­ци­а­ти­ва: все дра­г­ка­м­ни, ко­то­рые в стра­ну ве­зут, сер­ти­фи­ци­ро­вать, при­чeм толь­ко в трeх ла­бо­ра­то­ри­ях при го­сор­га­нах (од­ним из ко­то­рых, как ни уди­ви­тель­но, на­зван Ми­нюст). Те, кто это пред­ло­жил, ви­ди­мо, не по­ни­ма­ют, с ка­ким ва­лом они стол­к­нут­ся — с мно­ги­ми ми­л­ли­о­на­ми ка­м­ней в год! И в нeм эти три ге­м­мо­ло­ги­че­ские ла­бо­ра­то­рии не­ми­ну­е­мо за­хлеб­нут­ся, или всe сведeт­ся к про­фа­на­ции, про­стой шта­м­по­в­ке сер­ти­фи­ка­тов (то есть к ор­га­ни­за­ции кор­ру­п­ци­он­ных кор­му­шек). За­чем это ну­ж­но?

Бо­лее то­го, по мне­нию «Гиль­дии юве­ли­ров», на­зре­ла не­об­хо­ди­мость вы­во­да всех со­дер­жа­щих­ся в пе­реч­не 41-ФЗ цвет­ных ка­м­ней (ру­би­нов, са­п­фи­ров, изу­мру­дов, алек­сан­д­ри­тов) и же­м­чу­га из пе­реч­ня дра­го­цен­ных ка­м­ней Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Кста­ти, бы­ло бы по­лез­но и вы­год­но для го­су­дар­ства от­ме­нить на них ввоз­ную по­ш­ли­ну, как и на обо­ру­до­ва­ние для юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти. Этот во­прос не вы­зы­ва­ет со­м­не­ния у рос­сий­ских го­сор­га­нов, но в ра­м­ках ЕАЭС бло­ки­ру­ет­ся Ар­ме­ни­ей, у ко­то­рой, ви­ди­мо, есть ка­кие-то свои ре­зо­ны.

Рос­сия име­ет огро­м­ный сы­рье­вой по­тен­ци­ал для раз­ви­тия юве­ли­р­ной от­рас­ли и ро­ста еe экс­пор­та. Но экс­порт остаeт­ся на низ­ком уро­в­не. По ка­кой при­чи­не? Ви­ди­мо по­то­му, что на­шим экс­пор­тeрам ну­ж­ны не толь­ко ка­че­ствен­ные, но и це­но­вые пре­и­му­ще­ства над кон­ку­рен­та­ми. По­вы­ше­ние уро­в­ня кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти дан­ной сфе­ры в ча­сти глу­бо­кой пе­ре­ра­бо­т­ки ДМДК до уро­в­ня ми­ро­вых ли­де­ров и мно­го­крат­ное уве­ли­че­ние экс­пор­т­но­го по­тен­ци­а­ла пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих про­из­водств не­воз­мо­ж­но без ли­бе­ра­ли­за­ции от­рас­ли.

О­чень мно­го во­про­сов у участ­ни­ков ры­н­ка к си­сте­ме та­мо­жен­но­го кон­тро­ля для юве­ли­р­ной от­рас­ли (при­чeм для участ­ни­ков экс­пор­т­ных и им­пор­т­ных опе­ра­ций су­ще­ству­ет, по­ми­мо та­мо­жен­но­го, ещe и так на­зы­ва­е­мый го­су­дар­ствен­ный кон­троль). Боль­ной во­прос для мно­гих юве­ли­р­ных пред­при­я­тий — про­б­ле­ма борь­бы с мо­но­по­ли­за­ци­ей от­рас­ли, ме­ры под­дер­ж­ки ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Про­дол­жать мо­ж­но дол­го.

Посмо­т­рим, услы­шит ли го­су­дар­ство при­зы­вы участ­ни­ков ры­н­ка. От это­го бу­дет за­ви­сеть, по­я­вят­ся ли в Рос­сии но­вые брен­ды, по­доб­ные по из­ве­ст­но­сти Фа­бер­же, ко­то­рые бы не толь­ко обо­га­ща­ли каз­ну, но и на весь мир про­сла­ви­ли на­шу стра­ну.

[ prometall.info ]

Полезное

Полезное

 
-->