В феврале в рамках JUNWEX’а в Санкт-Петербурге прошло совещание Высшего совета Клуба «Российская Ювелирная Торговля» и Ассоциации «Гильдии ювелиров России», на тему: «Стратегия общественной деятельности в условиях законодательных инициатив».
Руководитель Программы «Ювелирная Россия» Валерий Будный, глава медиахолдинга JUNWEX, рассказал Rough&Polished об итогах совещания и о наболевших вопросах в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней (ДМДК) и ювелирной отрасли.
Известно, что совещании речь шла о создании коалиционного общественного Совета ДМДК и разработке единой стратегии и тактики. Каковы итоги?
На февральской выставке JUNWEX Спб в ходе объединенного заседания была отмечена необходимость более тесного взаимодействия всех общественных сил рынка ДМДК. Мысль не новая. Десять лет назад был даже официально учрежден Союз ДМДК, предполагавший совместную работу существующих ассоциаций в области золота и алмазодобычи, аффинажа, огранки и ювелирного производства. Работать Союз так и не начал по причине разобщенности общественных сил, зацикленных на достижении узконаправленных целей только своего сектора.
По сей день векторы усилий общественных организаций повторяют раздрай персонажей известной басни Крылова…. Снобизм АЛРОСА, фактически не решенный спор о принадлежности недр между государством и золотодобытчиками, противоречия интересов в сфере добывающих и перерабатывающих предприятий ловко используются отдельными чиновниками, предпочитающими принцип «разделяй и властвуй»… Так проще управлять.
Это привело к тому, что до сего дня в России нет стратегии и законодательства, обеспечивающего условия полной переработки драгоценного сырья внутри страны.
Традиционные вопросы: кто виноват и что делать. В чем должна состоять политика государства в сфере ДМДК?
Имея мировое первенство в залежах алмазов, находясь в числе лидеров по запасам золота, в области добычи палладиево-платиновой группы металлов, Россия плетется в хвосте у мирового ювелирного сообщества, находясь на задворках ювелирного рынка.
Вызывающе все это выглядит на фоне призывов главы государства к повышению эффективности экономики. Трудно что-то менять в условиях всеобъемлющих санкций против России. А повсеместное казнокрадство и взятки подтверждают коррупционный характер существующих законов, где всe зависит больше от курирующего чиновника, чем от потребностей добычи, переработки драгоценного сырья и ювелирного производства.
Что делать? Если коротко, то открыть пошире двери и не мешать там, где государство отсутствует в производстве.
Вряд ли можно найти в экономике России более зарегулированный сектор, чем сфера ДМДК, и вряд ли еще в какой-то сфере деятельность бизнеса так осложнена административной нагрузкой. Где еще, помимо таможенного контроля, есть и особый, «государственный контроль»? Где, помимо контроля за трансграничным оборотом алмазов в рамках Кимберлийского процесса, есть еще и дополнительный контроль в системе типа ГИИС ДМДК?
Про ГИИС отдельная тема… Процесс, задуманный как государственный контроль в руках непрофессиональных чиновников превратился в тормоз развития реального производства переработки ювелирного сырья внутри страны, созданного без всякого участия государственного капитала на инвестиции бизнеса! Правду говорят: «заставь дурака Богу молиться…»..
Одно из немногих появившихся в стране высокотехнологических производств тормозится и уничтожается. Отрасль оказалась не готовой к ГИИС, так как подобного в мире опыта нет, IT-технологии инициативу еще не догнали, производства считывающих устройств в стране не производилось, профессионально кадры в инспекциях так же не готовы, да и количество их не соответствует масштабу задач. В результате неделями готовая продукция лежит на складах предприятий, несущих материальные потери по набранным кредитам. После скандалов и воплей со стороны ювелиров начало перехода на ГИИС неоднократно переносится. Ну, а не согласные просто уходят в тень. Так получилось с мастерами-надомниками, изготовляющими дизайнерские авторские драгоценности по заказам. В ходе подготовки к майской выставке «JUNWEX Новый Русский Стиль» 2024 (13-16 мая) мы слышим от них признания в невозможности работать официально и в вынужденном скрытом поиске клиентов среди наших посетителей. Повсеместны и жалобы от предприятий на неработающую систему ГИИС и еe неспособность апробировать новые коллекции к выставке.
Такая же несуразица во всей сети ДМДК. Недавно стало известно еще об одной инициативе людей во власти, но видимо очень далеких от профессиональной компетентности в том, чем они руководят. Инициировано практически нереализуемое усиление контроля в сфере добычи драгметаллов: уже внесен на обсуждение проект ID143813 корректировки постановления Правительства РФ от 26.02.2021 г. № 270, по которому ввод в ГИИС ДМДК информации о минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы, должен будет осуществляться непосредственно с момента его добычи с уголовным наказанием за недостоверность…. Будет неудивительно, если кто-то решит, что «лучше не высовываться».
Какие цели и задачи ставятся, создан ли коалиционный общественный Совет ДМДК на основе Гильдии и Клуба?
Учитывая отсутствие столь необходимой сегодня государственной стратегии развития сферы ДМДК, отсутствие задач развития отрасли ДМДК в целях ее регулятора - Минфина России, учитывая недостаточную эффективность существующих у бизнеса инструментов для отстаивания своих интересов при принятии новых нормативных правовых актов, регулирующих отрасль, Гильдия ювелиров России и Клуб ритейлеров подготовили предложения на имя зампредседателя Правительства РФ - руководителя аппарата Правительства Д.Ю. Григоренко.
Предлагается: внести в «Положение о Министерстве финансов Российской Федерации» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329) дополнения, определяющие задачи реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере переработки и обращения ДМДК как выработку нормативных правовых актов, нацеленных на развитие перерабатывающих отраслей (ювелирной и т.д.), росту доли этих отраслей в общем обороте сферы ДМДК;
· Переориентировать вектор совершенствования нормативной правовой базы сферы ДМДК с усиления контрольно-надзорных функций государственного регулирования на решение задач развития сферы ДМДК, прежде всего – за счет максимального снижения административной нагрузки на участников рынка;
· Подключить отраслевой бизнес к разработке государственной отраслевой стратегии развития по всем секторам ДМДК, и во взаимодействии с Правительственной комиссией по разработке и реализации мер господдержки в сфере добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней разработать и принять такую стратегию развития сферы ДМДК;
· Выделить отдельные подгруппы в рабочей группе по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере ДМДК для каждого из четырех основных направлений (добыча, переработка, ювелирный сектор и ломбарды, банки) и, по возможности, усилить роль процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и расширить полномочия Рабочей группы ДМДК.
Известно, что были высказаны более радикальные предложения на этом совещании.
Они нацелены на инициирование выхода участников рынка ДМДК из-под надзора Минфина и передачу кураторства в Минпромторг. Возможно, там найдутся люди, способные думать не только о контроле, но и о развитии.
Сегодня в условиях отсутствия стратегии развития отрасли, наверное, было бы эффективным создание межведомственного органа с участием руководителей отраслевых общественных организаций с предоставлением им права вето и решающего голоса в выработке политики государства в сфере ДМДК, способствующей полной переработке драгоценного сырья внутри РФ.
Актуальность участия в нем представителей золотодобычи и алмазов, общественности от перерабатывающей сырье промышленности очевидна. Как пример негативных последствий разобщенности чиновников и профессионалов можно привести происшедшее со сферой внутренней огранки бриллиантов в России. В 90-х годах с началом приватизации и организации рыночных отношений на каждом крупном предприятии начали создаваться ограночные цеха. Появились и иностранные инвесторы, создающие ограночные предприятия в стране. Но, очевидно, кому-то было очень выгодно подправить законодательство и отодвинуть российский бизнес от алмазов. Недавно многочисленные предприятия по огранке закрылись. АЛРОСА осталась монопольной структурой, распоряжающейся доставшимся России достоянием, по воле узкого круга заинтересованных людей.
В условиях СВО и экономических санкций, в которых сейчас находится наше государство, мне кажется преступным препятствование развитию экономики - пусть даже в отдельном секторе ДМДК. Но, как показывает опыт борьбы с коррупцией, преступниками у нас признаются по большей части, лишь те, кто покинул пределы страны вместе наворованным.
Но хочется закончить на более оптимистической ноте: жизнь продолжается, и есть надежда, что наши предложения будут услышаны, и отрасль продолжит развиваться благодаря людям, которые честно трудятся и упорно делают свое дело - на благо общества и российской ювелирной отрасли.
В середине мая в Петербурге впервые пройдeт выставка«Новый Русский Стиль». Почему не в Москве?
Павильон, где обычно в проводится московский майский Junwex, занят Международной выставкой-форумом «Россия» на ВВЦ, поэтому НРС этой весной будет проводиться в Петербурге, в «Экспофоруме». Так что мы приглашаем всех участников рынка и гостей на XXXII Международный форум ювелирной индустрии, где будет много интересного и важного, в Петербург в его самое красивое время года - начало белых ночей.
Галина Семенова для Rough&Polished