В последнее время в разных средствах массовой информации появились несколько сюжетов, вызывающих вопросы. При всем уважении к авторам и их безусловному праву высказать свое мнение, хотел бы еще раз довести до коллег, что мы делаем с Минфином Общее дело, находимся с ним в постоянном диалоге. И очень важно, чтобы в этом диалоге ни мы, ни Минфин никогда не переходили на частные лица. Должно быть полное взаимоуважение сторон. Но, увы, часто бывает иначе. Бизнес в системных проблемах ищет виноватых в лице конкретного чиновника, и, зачастую, регулятор больше слушает не что говорит бизнес, а кто говорит. Хотя в последний год представители Минфина и руководство ФПП слушают многих и на разных площадках. Бизнесу и отраслевой власти сегодня, как никогда, необходимо находить общий язык, который позволит понимать сторонам друг друга. Цели и мотивы отраслевого бизнеса и отраслевого регулятора должны быть одинаковыми. Без поднимания Общего тяжело понять Частное!
Мы живем в период ускоренных перемен, мир стремительно меняется. Но в регулировании нашей ювелирной отрасли есть удивительно стабильный элемент, заложенный законом, не подверженный никаким переменам, но являющийся источником постоянных противоречий. В самом процессе производства ювелирных изделий есть отрезок, который полностью зависит от государства. Это процедура государственного опробования и клеймения изделий. Которая и является вмешательством государства в производственный процесс на отрезке внутри производственного цикла. Не зря во многих странах отказались от государственного пробирного клеймения, понимая, что необходимо соблюдать основной принцип рынка – доставлять потребителю товар в нужное время и в нужное место. Ювелирный бизнес, неся такие временные, логистические и финансовые издержки, не может быть конкурентоспособным по отношению к зарубежным производителям, у которых такого нет. Автор этих строк еще в 2005 году обращался к тогдашнему Министру финансов Алексею Кудрину с призывом «прекратить пробирной палате стучать молотком».
Но сейчас у автора «детская болезнь левизны» прошла и пришло понимание: «слона едят частями». Лучше взаимодействовать с регулятором. Мне было приятно услышать от руководства ФПП, что они работают над совмещением изменника, пробы и маркировки в один знак, надеюсь в ближайшее время они его реализуют, чтобы получить конкурентные преимущества перед импортом, при этом максимально уменьшив финансовые и административные затраты бизнеса. В правиле «бизнес идет туда, где удобно, безопасно, выгодно», слово «выгодно» поставим на первое место. Если будет не выгодно производить в России, то никакие защитные механизмы не защитят нас от импорта. Мы уже сегодня это видим с серебром. До сих пор никак не можем добиться, чтобы изделия из серебра и бижутерия обращались в одном налоговом и административном поле, т.е. с применением специальных налоговых режимов и без финмониторинга. Но, надеюсь, в ближайшее время, совместно с Минфином эту задачу решим.
Автор этих строк не претендует на то, чтобы считать себя экономистом, но вот южнокорейский учeный-экономист Ха-Джун Чанг заверяет, экономика на 95% есть здравый смысл. А если что-то в экономике противоречит здравому смыслу, то это уже политика. Прикиньте, сколько в регулировании ДМДК у нас экономики, а сколько политики. Наверное, если экономики в регулировании ДМДК только 5 процентов, то это объясняет, почему ювелирная торговля должна привезти в пробирку остатки до 1 сентября и нанести на них маркировку, хотя уже сегодня у каждого на бирку нанесен УИН, который по ГОСТ является неотъемлемой частью ювелирного изделия при продаже. На этом же прилавке могут лежать золотые мерные слитки и монеты даже без бирки с УИНом в сопроводительных документах?! И их продается больше, чем ювелирных изделий. Конечно, нам предстоит огромная работа с регулятором для того, чтобы объяснить, что часть этих слитков и монет все равно попадет на рынок.
Мне очень нравится высказывание и другого экономиста, лауреата Нобелевской премии Рональд Гарри Коуз. В статье «Проблема социальных издержек» он обосновал, что законы и регулирование не так важны и эффективны для организации бизнеса и общества в целом, как полагают юристы и специалисты по государственному планированию. Коуз предлагал изменить подход, чтобы возложить бремя доказывания положительного воздействия регулирования на правительство, которое вмешивается в рынок, путем анализа затрат на обслуживание бизнесом регуляторных требований и стоимости содержания самого регулятора. Кто ответит за запретительную пошлину на экспорт ювелирной продукции?!
Как утверждает уже наш ученый, к.т.н. Гурдус Александр Оскарович, сегодня институты, которые управляют экономическими процессами, съедают по разным оценкам от 50 до 60% всей рыночной прибыли бизнеса. И это, по его утверждению, одна из существенных проблем снижения эффективности экономики. И не только российской, но и мировой экономики. Мы можем с вами прикинуть, какой процент от нашей прибыли составляют в нашей отрасли затраты на обслуживание административных издержек. Боюсь, что он окажется даже выше. Где уж тут «выгодно»! Экспорт нашей продукции не сохранится. Но еще опаснее для российских производителей импорт. Угроза импорта для наших производителей всегда была, но сегодня регулятор признает, что на внутреннем нашем рынке импортных изделий из серебра стало больше, чем отечественных.
Тяжело не согласиться с Гурдус, что институты управления пишут правила в своих интересах: «Сформировавшаяся система стягивала интересы людей, которые служат интересам институтов, делая их личные интересы зависимыми от выполнения интересов институтов. Вот люди заинтересованы в том, чтобы писать правила для других, а не для себя». И это сегодня называется «институциональным управлением экономикой».
Сегодня мы живем в эпоху финансовой экономики. Интересно, что обсуждая тренды, Александр Гурдус вспоминает про фирмы-зомби, компании с отрицательным денежным потоком. Т.е. он говорит про компании, которые зарабатывают денежный поток не на продаже товара, а на продаже своего имени бренда. Они должны постоянно расширяться, жить на заемные средства, увеличивая объемы продаж, проедая заемные средства. Трудно не согласиться с Александром Гурдусом, т.к. постоянное перекредитование – это как тушение пожара бензином. А у нас на пять компаний, как утверждают наши коллеги, приходится 50% продаж. Автор этих строк не утверждает, что среди этой пятерки есть компании-зомби. Но что-то не так с нашим ювелирным рынком, если наметилась такая его монополизация. Монополия всегда страшна для экономики, это тупиковый путь. Нормальная экономика должна быть не вертикальной, а горизонтальной. На рынке должна быть кооперация и специализация. И вечного роста продаж ни у кого быть не может, потому что математически доказано, что любая монополия себя съедает. Хотим мы того или нет, будущее не за вертикальной, а именно за горизонтальной экономикой, где в гаражах закладывается фундамент айфонов и т.д.
Автору было приятно, что во время во время празднования Дня ювелира в Минфине, Ананьина Г.В. напомнила, что идея Дня ювелира возникла в Костроме, и праздник стал международным. Автор встретился там с Ахполовым А.А. который будучи высоким чиновником, понял в свое время угрозу толлинга для отечественного производителя и помог отменить его. Также, Александр Алиханович попросил тогда автора этих строк сделать доклад, в котором было указано, что в ЗВР России доля золота была менее 1%, а в США и других развитых странах - более 70-80%. Может это совпадение, но после моего доклада начался рост доли доли золота в золотовалютных резервах России. Кому надо объяснять сегодня, как это важно?!
А вот в контрольно-надзорной функции государства на рынке не все удалось сделать. Не все может ГИИС. Должен быть сделан упор на профилактические мероприятия. Автор строк предлагал в свое время создать оперативные группы по контрою розничной торговли с представителями пробирной палаты, роспотребнадзора, отраслевых общественных организаций, представителей силовых структур. Все-таки абсолютное большинство людей, носящих погоны, «Честь имеют». Можно же проверить розничные магазины на соответствие пробы. Без этих мероприятий никакой ГИИС не изменит ситуацию.
Наверное, неправильно считать, что регулятор всегда умнее бизнеса. Как и неправильно считать, что бизнес всегда хочет обманывать регулятор. Но мы – единое общество, мы живем и работаем в одном государстве. И нет других путей к успеху, как понимание и уважение интересов друг друга.
Мы Делаем Дело!
Оно у нас общее!
Мир Нашему Дому!
Председатель Ассоциации "Гильдия ювелиров России" Флун Гумеров