Не лишайте людей радости покупать украшения!
«Я мечтаю и предлагала – давайте мы создадим в России министерство счастья. То ведомство, через которое будут проходить все решения, все законы на предмет, а делает ли этот новый закон или новое постановление правительства людей более счастливыми», – сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе выступления на марафоне общества «Знание» в рамках выставки «Россия» 6 ноября 2023 года. Если бы такое министерство было создано, то одной из первых его задач должно было бы стать регулирование ювелирной отрасли.
Не знаю, что именно будут рассказывать о камнях представители Федеральной пробирной палаты на лекции на ВДНХ, запланированной на 3 февраля, но, судя по названию «Драгоценные камни: украшения, целебные минералы или средство для инвестиции?» вряд ли речь пойдет о том, что ювелирные изделия и ювелирные камни в них, в частности – это прежде всего объекты, способные приносить женщинам если не счастье, то радость. Это их главное предназначение.
Всех потребителей ювелирной продукции можно условно разделить на тех, кто состоятелен и подбирает себе украшение под свой статус, и тех, кто хотел бы выглядеть состоятельно, в том числе – благодаря своим украшениям. Последних, очевидно, намного больше, хотя, понятно, не каждый готов признаться в стремлении лишь походить на состоятельного, даже если так и поступает по жизни.
Можно сколько угодно рекламировать массам инвестиции в драгоценные камни, но не будем забывать – все они имеют выраженную в долларах и примерно схожую мировую цену, тем более если не добываются в России. То есть, как бы ни была высока паритетная покупательная способность (ППС) россиян и какое бы Россия не занимала место в мире по ППС (а оно, как недавно заявил Президент России В.В. Путин, у нас совсем неплохое - пятое после Китая, США, Индии и Японии), на покупательской способности россиян приобретать ювелирные изделия это достижение никак не скажется. А это значит, что для оценки покупательской способности именно ювелирной продукции (и особенно – природных камней) нам нужно сопоставлять доходы граждан в их долларовом выражении. А вот здесь все совсем не так радужно.
Средняя зарплата в России в декабре 2023 года составила 73607 рублей, медианная – 50000 рублей (https://gorodrabot.ru/salary). При среднем курсе обмена доллара в декабре 2023 года в 90,82 руб./$ (https://www.kursvaliut.ru/) получается средний уровень зарплаты по декабрю в $810 в месяц, а медианной – в $550. С налогом в 13%.
Сопоставим эти значения с зарплатами в развитых зарубежных странах. По данным https://ru.euronews.com/ среднегодовой чистый заработок работника (без семьи и детей) в ЕС в 2022 году составил 53000 евро, что в перерасчете на доллары (1,058) дает $4175 в месяц. У граждан страны-лидера по зарплатам в Евросоюзе (Швейцарии) зарплата была в $8415 в месяц. Еще больше была средняя зарплата в 2022 году в США - 4521,6 $/месяц (Федеральное бюро статистики США). Данные по 2023 году еще выше.
Таким образом, при равенстве цен на одни и те же ювелирные камни россияне имеют статистическую возможность в среднем покупать их в 5,2 - 8,2 раза реже. Или – покупать ювелирные изделия с камнями, во столько же раз менее дорогостоящими. Но ювелирные украшения – это не товары повседневного спроса, здесь нужно учитывать принцип накопления средств в домашних хозяйствах. А вот здесь все тоже у нас непросто – россияне в прошлом году брали микрозаймы «до зарплаты» (до 30 тыс. руб.) более чем в четверти случаев. Мало кто в состоянии у нас хотя бы что-то накопить.
Но люди хотят чувствовать себя счастливыми, успешными. Многие стремятся держать планку, превышающую их реальные возможности, – жить в престижных районах, ездить на премиальных автомобилях, носить брендовую одежду. И в большинстве случаев государство это по умолчанию приветствует, поддерживая развитие ипотеки, кредитования населения. Но если статусом имеющейся недвижимости или автомобиля трудно ввести окружающих в заблуждение относительно состоятельности их владельца (хотя понятно, что приобрести и приобрести в кредит – вещи разные), то ювелирные изделия это в какой-то степени позволяют сделать. Добавить в жизни радости.
Конечно, любая женщина предпочла бы украшения с «настоящими», подлинно драгоценными камнями. Драгоценными не по названию, а по факту их реальной стоимости. Но даже весьма состоятельные люди нередко задумываются: а зачем покупать дорогое украшение, если можно потратить денег мало, а эффект от украшения (в глазах окружающих) получить тот же самый? Лишь бы смотрелось украшение классно, камень не выпал, и аллергия на коже не появилась…
На ювелирном рынке сложился интересный психологический феномен: ювелиры зачастую продают иллюзии, а массовые покупатели этому рады и охотно меняют деньги на иллюзии. Это так - потребитель, покупая украшения, нередко осознанно платит за иллюзию, понимая, что камень «не настоящий». Де факто приобретение ювелирного изделия часто состоит из двух компонент – приобретение симпатичного материального объекта (украшения) и приобретение мифа о его ценности.
Сюда же нужно добавить «целительные и защитные свойства» драгоценных камней в украшении, это из той же цепочки приятных иллюзий. Ну, или просто получить скидку в 90%. О «липовости» подобных скидок догадаться несложно, представив на секунду, что при покупке внедорожника продавец предложит вам те же 90% скидки. Но в том-то и дело, что человеку приятно думать, что он такой ушлый, что нашел прекрасный товар с такой «персональной» скидкой. Все всe на самом деле понимают, но неприятные мысли мусолить не хотят. Поэтому не слишком состоятельная часть населения и покупает ювелирные изделия с синтетическими камнями и стразами - как будто бы с самыми что ни на есть драгоценными. И радуется удачной покупке. А ювелирная торговля и производители тоже радуются наличию сбыта, выстраивая свою торговую матрицу под данный спрос. И все довольны – никто никого не обижает. Если ювелир лукавит в части камней и потребитель этому лукавству рад, зачем тогда защищать его права?
Конечно, бывает, что покупатель искренне верит, что приобретает украшение с «настоящим» драгоценным камнем. А не смущает его низкая стоимость изделия просто потому, что в его глазах эта стоимость – не такая уж и низкая. Но нужно понимать разницу: одно дело – сознательно приобретать «фальшивые драгоценности» по приемлемой цене, и совсем другое – добросовестно поверить бирке и продавцу в ценности и подлинности того, что доступно по цене.
Все ли в порядке не нашем ювелирном рынке в части добросовестного информирования покупателей о камнях, использованных в украшениях? Нет, далеко не все в порядке. Особенно – когда речь идет не о драгоценных по наименованиям камнях. И особенно – на маркетплейсах. Недавно в одном из ювелирных чатов поучаствовал в обсуждении честности продаж ювелирных изделий с имитацией чрезвычайно дорогого природного турмалина параиба. По счастью, не относящегося к нашим драгоценным камням. У одной известной компании изделие называется на карточке «Золотые серьги с турмалинами параиба», и только в пояснении уточняется «вставка: наноситал турмалин параиба». И это – осознанное введение потребителя в заблуждение. А вот у другой компании изделие уже на карточке именуется «Серьги с нанотурмалином». Что совершенно честно.
Нужно ли бороться с введением потребителя в заблуждение? Конечно, нужно! Но делать это необходимо не административными рычагами, не наказаниями производителей и продавцов. И уж тем более – не громкими заявлениями в СМИ об обмане потребителей на ювелирном рынке. Такие силовые методы, с публичным обвинением участников рынка в мошенничестве, неизбежно снизят общий интерес потребителей к ювелирным изделиям как товарной группе, от чего пострадают все – от покупателей до производителей, продавцов и бюджета, который получит выпадающие доходы. А нужно добиваться чистоты информации на рынке убеждениями участников рынка, приведением доказательств их выгоды от реальной его прозрачности.
Мне видится, что производителям и торговле совершенно не стоит бояться честно писать информацию о всех вставках на бирке (да и в ГИИС ДМДК, коль скоро ФПП настаивает на ее рекламировании перед потребителями) правду и только правду (включая информацию о не драгоценных камнях). Если это имитация, то так и писать. Если это синтетический материал – непременно указывать. Причем указывать это прямо в карточке, в наименовании изделия, а не где-то внутри описания.
Догадываюсь, что мне тут же возразят: так не будут покупать! Да нет, будут, если продавец предложит покупателю посмотреть планшет, на котором выведет какой-нибудь сайт, реализующий топовые образцы природных камней. Для сопоставления цен на предлагаемую покупателю товар с ценами на образцы настоящих природных камней. Ну, например, канал https://t.me/MetamorphosisJwl. Продавец может помочь покупателю найти для сравнения нужный камень на данном ресурсе. Вот десяток примеров с упомянутого телеграмм-канала:
- турмалин (Афганистан) 2,40 кар., $2000 за камень;
- canary Tourmaline (Замбия) 1,49 кар., $1500 за камень;
- изумруд (Замбия) 2,75 кар., $6875 за камень;
- циркон (Камбоджа) 9,55 кар. пара, $3438 за пару;
- шпинель 3,75 кар., $4000 за камень;
- сапфир 15,00 кар. пара, $87750 за пару;
- шпинель 2,22 кар. пара, $5000 за пару;
- турмалин 9,33 кар., $4198 за камень;
- сапфир 4,02 кар., $16500 за камень;
- спессартин 5,52 кар., $2200 за камень.
Думается, ознакомившись с таким предложением (или подобным) и помножив долларовую цену камней на 90 (курс доллара), не менее 99% покупателей с радостью предпочтут довольствоваться украшением с имитацией этих прекрасных самоцветов. Или – купить имеющиеся изделия с природными камнями, но только облагороженными и совсем не топовых характеристик. Ну, а кто готов платить деньги за настоящие топовые самоцветы, им как раз туда, это чужие для масс-маркета клиенты (по некоторым данным в 2021 году на 1% самых богатых граждан приходилось 58,6% активов населения).
Можно было бы еще порекомендовать показывать покупателям в магазинах и маркетинговые таблицы зарубежных геммологических центров для осознания необходимых затрат при приобретении ювелирных украшений с тем или иным природным ювелирным камнем. Но это, пожалуй, будет слишком сложным и для продавцов. Да, работа с покупателем ювелирных изделий – это не продажа овощей. Но это же и выбор предпринимателя - такой товар продавать!
Ну, а что же государство, ему вообще не нужно следить за тем, не обманывают ли покупателей? Нужно, но не за камнями. Нет сомнений – в вопросе вида, пробы, веса драгоценного металла в украшениях, массовый потребитель ювелирных изделий очень нуждается в достоверности предоставляемых данных. Прежде всего, конечно - в части золота и платины. Ведь драгоценный металл всегда можно легко и по адекватной цене сдать в скупку, его правильно оценят в ломбарде.
Камни – это совсем другое дело. Даже если они в изделии и самые что ни на есть настоящие, то за них на нашем рынке все равно никто не даст в скупке или ломбарде адекватную цену. Да и кто вообще захочет их выкупать? Разве что бриллианты приличных размеров выкупят… И если профессиональный участник рынка знает, КАК и КОМУ предложить ювелирные камни, то обычные покупатели – понятия об этом не имеют. Нет, к сожалению, в России вторичного рынка ювелирных камней – ни полудрагоценных, ни, тем более, драгоценных. Такой рынок может развиваться исключительно в условиях свободного оборота, но не в условиях нашей нормативной правовой базы.
Владимир Збойков
[ Ювелирные Известия ]