Компания De Beers, на долю которой пришлось 28% мирового производства и 34% мировых продаж алмазного сырья в 2021 г., представила предварительные результаты продаж третьей торговой сессии. Компания реализовала алмазного сырья на сумму $565 млн, что на 13% ниже, чем в предыдущую торговую сессию и на 25% выше г/г. Третья торговая сессия завершила продажи первого квартала, общая сумма выручки в котором достигла $1,9 млрд, что на 13% выше г/г и на 19% выше в сравнении с допандемическим 2019 г. Мы не исключаем, что результаты третьей торговой сессии могут быть пересмотрены в большую сторону, так как по сообщению De Beers, мартовская торговая сессия продлилась дольше недели. В то время как цены на алмазное сырье оставались стабильными после череды повышений, в сегменте бриллиантов наблюдалось некоторое снижение. Цены на бриллианты более мелкого размера скорректировались вниз на несколько процентов. Геополитическая напряженность и ее экономические последствия, а также локдауны в Китае на фоне новой вспышки COVID привнесли неопределeнность на рынок.
Ближайший конкурент De Beers, компания АЛРОСа, временно отказалась от публикации результатов в связи с усилением геополитических и санкционных рисков. Компания недавно попала в SDN-список США, что привело к блокировки активов АЛРОСЫ со стороны США. Реагируя на это обстоятельство, Rapaport Group (торговая сеть по продаже алмазов) приостановила все виды деловой активности со всеми российскими и белорусскими компаниями. Как заявил Индийский Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), ограничения OFAC не затрагивают использования алмазного сырья, подвергшегося значительной обработке, в результате которой создается добавочная стоимость у импортируемой из РФ продукции.
В настоящее время членам GJEPC рекомендуется ориентироваться на следующие формулировки при продаже товаров ритейлерам “Настоящим подтверждаем, что исходя из наших данных и в соответствии с письменными гарантиями, полученными от наших поставщиков, алмазы*, приобретенные в соответствии с прилагаемыми инвойсами: 1. Прошли значительную обработку в Индии, 2. Не приобретены в обход каких-либо действующих законов в отношении ныне действующих санкций Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), 3. Не получены из алмазного сырья российского происхождения ИЛИ 1. Закупались в РФ (России) 2. В соответствии с инвойсами от или до __ февраля/марта 2022 г. или приобретались у нероссийских источников.”
В соответствии с заявлением GJEPC, каждый член совета должен располагать собственными системами и процедурами внутреннего аудита. Таким образом, ведомство не несет ответственности за любые споры не зависимо от их характера – будь то торговые или юридические – с правительством США. Мы считаем, что дополнительные административные барьеры могут оказывать давление на алмазный рынок, уже страдающий от других внешних рисков. Тем не менее для Индии важно, чтобы ее гранильный бизнес работал в бесперебойном режиме, из-за чего отказ от топ-поставщика (АЛРОСы) технически невозможен.