Во Владивостоке в районе Тихой с 2019 года работает индийское предприятие по производству бриллиантов из необработанных алмазов – M. Suresh, структура крупной одноимeнной группы компаний. В начале пути планы у организации были грандиозные. Компания - резидент свободного порта собиралась производить не только драгоценные камни, но и ювелирные украшения, значительно нарастить объeмы и увеличить штат. Однако пока ничего из этого сделать не удалось.
Руководитель предприятия во Владивостоке Гаутам Рупеш говорит, что главная проблема предприятия – нехватка кадров. По штатному расписанию, на производстве должны трудиться 200 человек. По факту же их всего 61. Повлияло на это и отсутствие в Приморье квалифицированных работников, и пандемия.
«Россияне интерес к профессии не проявляют, работают только на административных должностях. Поэтому сейчас 70% сотрудников – граждане Индии: такие специалисты нам нужны, потому что у них есть опыт, наработанный годами, их некем заменить. Местных мы готовы обучать, но нужно хотя бы десять лет, чтобы научиться качественно работать», – говорит Гаутам Рупеш.
Специалисты на производстве выполняют разные задачи. Одни выясняют, есть ли в алмазе примеси и сколько бриллиантов из него может получиться – для этого используют современные компьютерные технологии. Затем пока ещe твeрдый и неказистый камень режут лазером на части. Каждая из частей впоследствии превратится в драгоценность. Есть специалисты, которые зачищают алмазы, придают им форму, ориентируясь на индивидуальные особенности будущих бриллиантов. Наконец, камень проходит этап огранки и готов отправиться дальше – на ювелирный завод, где он сможет добавить блеска любому украшению.
Опыт работы в алмазной индустрии у многих сотрудников не меньше 25 лет. Для огранки бриллиантов требуется точность, сосредоточенность и намeтанный глаз: одно неверное движение – и драгоценный камень взорвeтся на тысячи осколков. Из-за этого, как отмечает Гаутам Рупеш, россияне, как правило, боятся работать с крупными камнями. И именно поэтому здесь так ценятся опытные сотрудники.
Сейчас на предприятии открыто сто вакансий. Компания готова обучать новых сотрудников, но отклика нет.
Во Владивостоке создают разные формы бриллиантов – круглые и так называемые фантазийные (например, в форме сердца). Индивидуальных заказов нет, поскольку компания занимается массовым производством бриллиантов на экспорт. Драгоценные камни отправляют в Ботсвану, ОАЭ, Китай и Индию. Санкции эти государства не вводили, поэтому никаких проблем в сотрудничестве с ними нет. Интересно, что у каждой страны свои предпочтения по форме и цвету бриллиантов, которые меняются в зависимости от сезона или какого-то конкретного праздника. Но в целом самыми популярными в мире считаются овальные камни.
«Поскольку мы открыты во Владивостоке, то хотим «взять» ближайшие рынки: Японии, Южной Кореи. Но с началом пандемии появились проблемы с экспортом, пока не пользуемся этими каналами поставок. Однако я уверен, что наше расположение рано или поздно сыграет нам в плюс», – считает Гаутам Рупеш.
В самый разгар пандемии количество сотрудников сократилось до 25 человек и совсем остановился экспорт. Однако работу тогда решили не прекращать – даже несмотря на то, что объeмы производства сильно упали. Тогда выпускали всего до 500 каратов в месяц. Сейчас в среднем производят около 800-900 каратов. Однако и этого мало, поскольку сырья закупают на 2,5 тысячи каратов. Потери происходят по естественным причинам: не из каждого алмаза можно изготовить качественный бриллиант. Покупают сырьe в России – компания активно сотрудничает с якутским гигантом «АЛРОСА».
О собственном ювелирном производстве пока говорить рано. Из-за пандемии местному подразделению M. Suresh не удалось даже полностью поставить бриллианты на экспорт.
«Производство ювелирных украшений – это пока не наш уровень. Мы работаем всего на 70% своих возможностей. А как только установим новое оборудование (раньше мы его везли из Израиля, теперь – из Индии), вообще будем только на 50% мощности работать», – говорит директор компании.
Феномен этот объясняется тем, что в день машины могут обрабатывать до трeхсот камней, человек – около двадцати. С одной стороны, оборудование увеличивает объeмы производства. С другой – техника обрабатывает алмазы только на 90%. Больше не может, так запрограммирована: от высокого давления уже почти готовый бриллиант может взорваться. Соответственно, для оставшихся 10% работы снова нужны люди – профессионалы, которые «чувствуют» камни.
Тем не менее Гаутам Рупеш настроен оптимистично. К апрелю объeм инвестиций во владивостокское предприятие вырос до 3–3,5 млн долларов. Его руководитель говорит, что если удалось пережить сложные времена пандемии, удастся пережить и нынешние. Главное, считает Рупеш, – найти правильный путь.