Законопроектом вносятся изменения в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путeм, и финансированию терроризма».
По словам замдиректора Росфинмониторинга Германа Негляда, предлагаемые нормы освобождают церковные лавки от обязанностей, предусмотренных для организаций, которые осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий из них. Такие компании должны утверждать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за это, идентифицировать покупателей украшений.
Сейчас эти требования уже сняты с самих религиозных организаций, так что логично распространить льготу на магазины при церквях. «В проекте речь идeт о реализации продукции исключительно религиозного назначения: предметов храмового пространства, изделий для богослужений и обрядов, — пояснил Герман Негляд. — Введение предлагаемого исключения не повлечeт снижения эффективности национальной антиотмывочной системы». При этом сохранится государственный контроль в сфере обращения драгоценных металлов со стороны Федеральной пробирной палаты. Также оборот ювелирных изделий отслеживают через Единую информационную систему прослеживаемости драгметаллов и камней, в которую войдут и украшения, продающиеся в церковных лавках.
Кроме того, в Правительстве считают, что религиозным организациям и созданным ими юрлицам не нужно предоставлять данные о своих бенефициарных владельцах. Согласно закону о противодействии легализации преступных доходов, все юридические лица должны раз в год обновлять эти сведения и подавать их по запросу в Росфинмониторинг и налоговые органы. Тем, кто не выполнит это требование, грозит штраф. Бенефициарные владельцы — это граждане, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) — владеют компанией, имеют более 25% в еe капитале, и могут контролировать еe деятельность.
Авторы документа предлагают освободить церковь и принадлежащие ей магазины от таких отчeтов. Как пояснила ТАСС 12 января руководитель Правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега), такие организации не имеют и не могут иметь бенефициарных владельцев в смысле, подразумеваемом федеральным законом. При этом законопроект не создаeт риски для финансирования терроризма и легализации преступных денег, считает Чернега.