Ильгиз Фазулзянов: «Карантин для мастера - это время нарабатывать будущие шедевры»

Раздел: Ювелиры и компании
11 января 2021 г.

Иль­гиз Фа­зул­зя­нов – успе­ш­ный и при­знан­ный в ми­ре ху­до­ж­ник-­ю­ве­лир. По­лу­чил ака­де­ми­че­ское ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­нии в Ка­за­ни, c 90-х го­дов жи­вет и ра­бо­та­ет в Москве. Его мар­ка Ilgiz F. поль­зу­ет­ся из­ве­ст­но­стью у ис­тин­ных це­ни­те­лей юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, и сре­ди его кли­ен­тов - мно­гие зна­ме­ни­то­сти.

По­бе­ж­дал в мно­го­чис­лен­ных пре­сти­ж­ных ме­ж­ду­на­род­ных юве­ли­р­ных кон­кур­сах, ра­бо­тал с аук­ци­он­ны­ми до­ма­ми Christie's и Bonhams. Един­ствен­ный ав­тор-­ю­ве­лир из со­вре­мен­ной Рос­сии, удо­сто­ен­ный че­сти вы­став­лять и про­да­вать свои ра­бо­ты на лон­дон­ском аук­ци­о­не Сhristie’s.

Ра­бо­ты Фа­зул­зя­но­ва, по пре­и­му­ще­ству в сти­ле «мо­дерн» и «ар-­де­ко», два­ж­ды вы­став­ля­лись в Ал­маз­ном фон­де Кре­м­ля, а в 2016 го­ду в Му­зе­ях Кре­м­ля про­ш­ла его пе­р­со­наль­ная вы­став­ка - от са­мых ран­них ра­бот до со­вре­мен­ных (на вто­ром ме­сте по по­се­ща­е­мо­сти, по­с­ле вы­став­ки Cartier). Его укра­ше­ния за­ку­п­ле­ны в кол­лек­цию Ору­жей­ной па­ла­ты Кре­м­ля, в му­зей ко­м­па­нии Van Cleef, где он чи­тал лек­цию об эма­лях.

В 2017 го­ду в Art Residence на Ле­нин­гра­д­ском про­с­пе­к­те от­крыл соб­ствен­ную юве­ли­р­ную га­ле­рею «Ilgiz F», где про­во­дят­ся вы­став­ки ра­бот со­вре­мен­ных юве­ли­ров, в том чис­ле еже­год­ные вы­став­ки укра­ше­ний «Юве­ли­р­ная зи­ма», тра­ди­ци­он­но объ­е­ди­ня­ю­щие силь­ней­ших ди­зай­не­ров.

В но­яб­ре про­ш­ла тре­тья вы­став­ка «Юве­ли­р­ная зи­ма», о ко­то­рой (и о мно­гом дру­гом) Иль­гиз Фа­зул­зя­нов рас­ска­зал кор­ре­с­пон­ден­ту Rough&Polished.

Юве­ли­р­ные вы­став­ки ста­ли ред­ким яв­ле­ни­ем в по­след­нее вре­мя. Чем при­ме­ча­тель­на «Юве­ли­р­ная зи­ма» и в чем ее от­ли­чие от дру­гих вы­ста­вок юве­ли­р­ных укра­ше­ний?

В первую оче­редь эта вы­став­ка от­ли­ча­ет­ся от осталь­ных тем, что она про­во­ди­т­ся в га­ле­рее Ilgiz F. Эта га­ле­рея су­ще­ству­ет с де­ка­б­ря 2017 го­да и ка­ж­дый год де­ла­ет про­ект для част­ных юве­ли­ров и юве­ли­р­ных ко­м­па­ний. Он на­це­лен на под­дер­ж­ку не толь­ко мо­ло­дых на­чи­на­ю­щих ма­сте­ров, но и зре­лых ко­м­па­ний. Учи­ты­вая, что юве­ли­р­ных га­ле­рей в на­шей стра­не не так мно­го, этот фор­мат по­ка не яв­ля­ет­ся мас­со­вым, но очень на­де­юсь, что в даль­ней­шем и дру­гие го­ро­да под­дер­жат та­кой фор­мат и бу­дут объ­е­ди­нять та­лан­т­ли­вых лю­дей сво­е­го ре­ги­о­на.

Как под­би­ра­лись экс­по­нен­ты ме­ро­при­я­тия, столь раз­ные по сти­лю - что-то их все же объ­е­ди­ня­ет?

Глав­ное усло­вие - это вы­со­кое ка­че­ство юве­ли­р­ной ра­бо­ты. Имен­но это объ­е­ди­ня­ет участ­ни­ков на­ших вы­ста­вок, ра­бо­та­ю­щих в са­мых раз­ных сти­лях – от био­кос­ми­че­ско­го аван­гар­да до эт­ни­ки. В осталь­ном – это по­лет фан­та­зии и со­че­та­ние ма­те­ри­а­лов, ко­то­рое мо­жет быть са­мым раз­ным. Экс­по­нен­та­ми в этом го­ду ста­ли юве­ли­ры Вла­ди­мир Мар­кин, Еле­на Оку­то­ва, Рем Сул­та­нов, Фе­ликс Ци­ре­ф­ман, Юлия Цвет­ко­ва, Ди­а­на Джа­нел­ли, За­хар Бо­ри­сен­ко, а та­к­же экс­перт по бри­л­ли­ан­там Сер­гей Из­ме­стьев, юве­ли­р­ный дом Де­ни­са Не­сте­ро­ва DOGUMA и гиль­дия ма­сте­ров «Рус­ский ка­лей­до­скоп».

Рас­ска­же­те не­м­но­го об участ­ни­ках – чем ка­ж­дый из них при­ме­ча­те­лен?

Бренд EPIC Jewellery - один из не­м­но­гих в ми­ре ра­бо­та­ет, по­ми­мо при­вы­ч­ных зо­ло­та и пла­ти­ны, с та­ки­ми ред­ки­ми в юве­ли­р­ном де­ле ма­те­ри­а­ла­ми, как ти­тан, брон­за или кар­бон.

Вла­ди­мир Мар­кин (Markin Fine Jewellerly) - яр­кий пред­ста­ви­тель на­прав­ле­ния kinetic jewellery, про­из­во­дит из­де­лия с по­дви­ж­ны­ми ча­стя­ми и со­з­да­ет все ви­ды укра­ше­ний из раз­ных ма­те­ри­а­лов.

Еле­на Оку­то­ва со­че­та­ет в сво­их из­де­ли­ях со­вре­мен­ный стиль, ска­зоч­ное вол­шеб­ство и от­тен­ки сред­не­ве­ко­вья. В ее «тол­ки­е­но­в­ских» кол­лек­ци­ях име­ют­ся рос­ко­ш­ные мас­сив­ные коль­ца с кру­п­ны­ми ка­м­ня­ми и за­мыс­ло­ва­той вя­зью.

Р­эм Сул­та­нов со­з­да­ет по-­на­сто­я­ще­му му­ж­ские, су­ро­вые укра­ше­ния из гру­бых ма­те­ри­а­лов, пол­ные си­м­во­лиз­ма, с ми­сти­че­ски­ми су­ще­ства­ми – та­ки­ми, как дра­ко­ны и во­ро­ны.

Фе­ликс Ци­ре­ф­ман – со­брал в сво­их из­де­ли­ях уди­ви­тель­ную си­нер­гию эт­ни­че­ских мо­ти­вов и древ­них юве­ли­р­ных пра­к­тик в мо­дер­ни­ст­ском пе­ре­осмыс­ле­нии.

Donna Yolka со­з­да­ет аутен­ти­ч­ные са­краль­ные укра­ше­ния, фи­ло­со­фия ко­то­рых ос­но­ва­на на ма­ги­че­ских пра­к­ти­ках и по­ве­рьях ост­ро­ва Ба­ли.

Ди­а­на Джа­нел­ли (Dzhanelli Jewellery) име­ет яр­ко вы­ра­жен­ный «жен­ский» го­лос, хо­тя и силь­ный пол не об­де­лен вни­ма­ни­ем – у брен­да есть и му­ж­ская кол­лек­ция.

Ко­м­па­ния Izmestiev Diamonds де­ла­ет став­ку на ка­че­ство как са­мих укра­ше­ний, так и ис­поль­зу­е­мых дра­го­цен­ных ка­м­ней и их огран­ке. Сер­гей Из­ме­стьев яв­ля­ет­ся по­то­м­ствен­ным юве­ли­ром и ли­ч­но от­би­ра­ет толь­ко луч­шие бри­л­ли­ан­ты, ру­би­ны, са­п­фи­ры, изу­мру­ды и дру­гие при­род­ные ка­м­ни для со­з­да­ния укра­ше­ний брен­да.

Мар­ка DOGUMA со­з­да­ет укра­ше­ния из чер­не­но­го зо­ло­та и па­ве из са­п­фи­ров, изу­мру­дов, ру­би­нов или цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, спле­тен­ных в ка­ж­дой кол­лек­ции в свой осо­бый ха­ра­к­тер­ный ри­су­нок.

Гиль­дия ма­сте­ров «Рус­ский Ка­лей­до­скоп» со­з­да­ет VIP-­су­ве­ни­ры руч­ной ра­бо­ты для ин­те­рье­ра (ка­лей­до­ско­пы, су­ве­ни­р­ные под­зор­ные тру­бы) с кор­пу­са­ми, укра­шен­ны­ми де­ко­ра­тив­ной рос­пи­сью (ча­сто это зла­то­у­сто­в­ские гра­вю­ры или фе­до­с­кин­ские ми­ни­а­тю­ры) и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.

Бренд Custom Dandy ра­бо­та­ет пра­к­ти­че­ски со все­ми ви­да­ми элек­трон­ных га­д­же­тов, укра­шая их на вкус и вы­бор за­каз­чи­ка в раз­ли­ч­ных юве­ли­р­ных тех­ни­ках, с ис­поль­зо­ва­ни­ем как клас­си­че­ских, так и ред­ких, эк­зо­ти­че­ских ма­те­ри­а­лов. На­при­мер, од­на из на­ших со­в­ме­ст­ных ра­бот – iPhone 12 PRO, об­ши­тый кар­бо­ном и укра­шен­ный мо­им ма­ком в сти­ле ар-­де­ко из зо­ло­та и крас­ной шпи­не­ли.

Мар­ку P.N. Jewellery от­ли­ча­ют ав­тор­ские юве­ли­р­ные укра­ше­ния, пре­и­му­ще­ствен­но для «го­род­ских пе­р­фек­ци­о­ни­сток», ищу­щих ак­цент для иде­аль­но­го об­ра­за - яр­кие, ла­ко­ни­ч­ные и жиз­не­ра­до­ст­ные, во всем мно­го­об­ра­зии по цве­ту, фор­ме и на­стро­е­нию.

Ко­м­па­ния «Цвет­ная Ра­ду­га» пред­ла­га­ет го­то­вые и со­з­да­ет экс­клю­зив­ные юве­ли­р­ные из­де­лия на за­каз; их вы­со­кое ка­че­ство и ори­ги­наль­ный ди­зайн не раз от­ме­ча­лось ди­п­ло­ма­ми рос­сий­ских юве­ли­р­ных вы­ста­вок.

Master Exclusive Jewellery со­з­да­ет укра­ше­ния, центр ко­м­по­зи­ции ко­то­рых ча­сто со­став­ля­ют экс­клю­зив­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни (от бри­л­ли­ан­тов до же­м­чу­га и при­род­ных квар­цев) кру­п­ных и сред­них раз­ме­ров, са­мой раз­но­об­раз­ной огран­ки, а ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния яв­ля­ет­ся из­мен­чи­вая и не­по­в­то­ри­мая при­ро­да.

Ар­хи­тек­тор и ди­зай­нер Ви­к­то­рия Стри­жак (Ла­бо­ра­то­рия Vertigo) стре­ми­т­ся со­е­ди­нить ар­хи­тек­ту­ру и юве­ли­р­ное ис­кус­ство, при­ме­няя ме­то­ды ди­зай­на, ос­но­ван­но­го на ко­м­пью­тер­ных ал­го­ри­т­мах. На вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны из­де­лия из ко­стя­но­го фар­фо­ра и дру­гих уди­ви­тель­ных ма­те­ри­а­лов.

Оль­га Шатро­ва, ди­п­ло­ми­ро­ван­ный ге­м­мо­лог и экс­перт в юве­ли­р­ном де­ле, со­з­да­ет из­де­лия пре­ми­аль­но­го клас­са из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и на­ту­раль­ных ка­м­ней, ла­ко­ни­ч­ные, стиль­ные и пред­по­ла­га­ю­щие ва­ри­а­тив­ность ис­пол­не­ния: кли­ент мо­жет са­мо­сто­я­тель­но вы­брать под­хо­дя­щие дра­го­цен­ные ка­м­ни и ме­талл опра­вы.

Как вы – в ка­че­стве ор­га­ни­за­то­ра вы­став­ки - оце­ни­ва­е­те ее ито­ги: все ли це­ли до­сти­г­ну­ты?

Глав­ная цель на­шей вы­став­ки - рас­ши­рить ауди­то­рию на­ших экс­по­нен­тов, об­ме­нять­ся кли­ен­та­ми. Ведь все участ­ни­ки аб­со­лют­но раз­ные, со сво­им по­чер­ком. Они друг дру­гу - не кон­ку­рен­ты, ско­рее это со­об­ще­ство та­лан­т­ли­вых и, по-з­до­ро­во­му, ам­би­ци­оз­ных ма­сте­ров и ко­м­па­ний. В этот раз, я мо­гу ска­зать, что все за­ду­ман­ное - до­сти­г­ну­то!

Как от­ра­зи­л­ся ка­ран­тин, свя­за­н­ный с эпи­де­ми­ей, на ра­бо­те, на твор­че­стве ху­до­ж­ни­ков-­ю­ве­ли­ров?

Ес­ли че­ло­век мо­ти­ви­ро­ван на ра­бо­ту, то он вез­де най­дет плю­сы. Ка­ран­тин для ма­сте­ра - это вре­мя на­ра­ба­ты­вать бу­ду­щие ше­дев­ры. А ес­ли вы ди­зай­нер, то это пре­крас­ное вре­мя для пе­ре­осмыс­ле­ния идей и их во­п­ло­ще­ния в эс­ки­зах. Из плю­сов - это то, что мно­гие юве­ли­ры ста­ли ве­сти тео­ре­ти­че­ские кур­сы он­лайн. И де­лить­ся пра­к­ти­че­ски­ми на­вы­ка­ми. Та­к­же хо­чу от­ме­тить, один из плю­сов ка­ран­ти­на - не­со­м­нен­ный рост ин­те­ре­са к оте­че­ствен­но­му про­из­во­ди­те­лю. Это и по­се­ще­ние ме­ро­при­я­тий, ко­г­да по­чти все в Москве, и как ре­зуль­тат - узна­ва­ние и при­об­ре­те­ние ра­бот в но­вых ко­м­па­ни­ях.

Вы как-то раз ска­за­ли, что у ху­до­ж­ни­ка мо­жет быть толь­ко один кри­зис – твор­че­ский. Как справ­ля­ют­ся юве­ли­ры с пе­ре­ме­на­ми в эко­но­ми­че­ской жиз­ни, что ме­ня­ет­ся в их ра­бо­те, от­но­ше­нии с кли­ен­та­ми?

Са­ма по се­бе юве­ли­р­ная сфе­ра в Рос­сии – это очень ди­на­ми­ч­ная ис­то­рия. По­сто­ян­но ме­ня­ют­ся и це­ны на ма­те­ри­а­лы, не сто­ит на ме­сте за­ко­но­да­тель­ство. К со­жа­ле­нию, все эти фа­к­то­ры не об­ле­г­ча­ют, а ско­рее усло­ж­ня­ют ра­бо­ту юве­ли­ров. И я вос­хи­ща­юсь на­ши­ми ма­сте­ра­ми и ко­м­па­ни­я­ми. За­ни­мать­ся твор­че­ством в та­ких усло­ви­ях, по мо­е­му мне­нию, пра­к­ти­че­ски ге­ро­изм. К со­жа­ле­нию, мы по­сто­ян­но слы­шим, что та­лан­т­ли­вые юве­ли­ры по­ки­да­ют на­шу стра­ну, и это очень пло­хо.

Ка­кие тен­ден­ции вы мо­же­те от­ме­тить в юве­ли­р­ной сфе­ре в по­след­нее вре­мя? Что но­во­го про­ис­хо­дит в об­ла­сти юве­ли­р­но­го ди­зай­на?

Се­год­ня, в том чис­ле из-­за ка­ран­ти­на, по­ку­па­те­ли с удо­воль­стви­ем по­ку­па­ют из­де­лия уни­вер­саль­ные, спо­соб­ные укра­сить буд­ни ра­бо­ты он­лайн, из до­ма. По­это­му спрос на ин­ди­ви­ду­аль­ные, ди­зай­нер­ские ве­щи очень вы­рос.

Над чем ра­бо­та­ет сей­час Иль­гиз Фа­зул­зя­нов, что но­во­го про­ис­хо­дит в твор­че­ской, га­ле­рей­ной, биз­нес-­де­я­тель­но­сти?

Га­ле­рея го­то­ви­т­ся к вы­став­ке в кон­це фев­ра­ля, ко­то­рая на­це­ле­на на под­дер­ж­ку жен­щин в юве­ли­р­ном биз­не­се. До­воль­но стро­гое на­з­ва­ние «Жен­щи­на-­ди­зай­нер, жен­щи­на-­ю­ве­лир» про­ти­во­по­став­ле­ние му­ж­ской про­фес­сии.

Ка­ко­во на­стро­е­ние, ка­кие пла­ны на бу­ду­щее - ли­ч­ные и юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства?

Ко­неч­но, хо­чет­ся на­де­ять­ся на луч­шее. Что го­су­дар­ство к юве­ли­рам бу­дет в боль­шей сте­пе­ни ло­яль­но, а не ка­ра­тель­но. Что за­ра­бо­ток лю­дей поз­во­лит им при­об­ре­тать кра­си­вые ве­щи! Что про­ек­тов бу­дет боль­ше. В том чис­ле юве­ли­р­ных вы­ста­вок, где мо­ж­но бу­дет до­стой­но вы­ста­вить­ся и об­ре­сти но­вых пар­т­не­ров и по­ку­па­те­лей.

Чем, по-­ва­ше­му, от­ли­ча­ет­ся юве­ли­р­ное ис­кус­ство от осталь­ных ви­дов?

Тем, что в нем со­е­ди­ня­ют­ся пра­к­ти­че­ски все ви­ды ис­кус­ства и су­ще­ству­ю­щие се­го­д­ня на­прав­ле­ния на­у­ки: жи­во­пись, скуль­п­ту­ра, ар­хи­тек­ту­ра, а та­к­же хи­мия, фи­зи­ка, ма­те­ма­ти­ка, кон­стру­и­ро­ва­ни­е… Мо­ж­но раз­ви­вать­ся как ме­ха­ник, ин­же­нер-кон­струк­тор, рас­ти как ху­до­ж­ник - за­ни­мать­ся жи­во­пи­сью, со­з­да­вать уни­каль­ные ра­бо­ты с эма­лью, скуль­п­тур­ную пла­сти­ку, вы­ре­зать из ка­м­ня… Это са­мое не­скуч­ное за­ня­тие на све­те.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->