Серебро из шлама медеплавильного производства Челябинской области переработают в уникальные ювелирные изделия

Раздел: Ювелиры и компании
22 декабря 2020 г.

АО «Кы­шты­м­ский ме­де­элек­тро­ли­т­ный за­вод» (Че­ля­бин­ская об­ласть, вхо­дит в «Рус­скую мед­ную ко­м­па­нию» Иго­ря Ал­ту­ш­ки­на) ак­тив­но раз­ви­ва­ет ра­бо­ту сво­е­го шла­мо­во­го пе­ре­де­ла. По ито­гам 2020 го­да пред­при­я­тие рас­с­чи­ты­ва­ет вы­пу­стить по­ряд­ка 60 тонн се­ре­бра.

В на­сто­я­щее вре­мя, из шла­ма, оста­ю­ще­го­ся в про­цес­се элек­тро­ли­за ме­ди, в аф­фи­на­ж­ном це­хе пред­при­я­тия по­лу­ча­ют зо­ло­то и се­реб­ро в сли­т­ках и гра­ну­лах. Часть дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­да­ют бан­ко­в­ско­му сек­то­ру, не­ко­то­рую до­лю вы­ку­па­ют пред­при­я­тия из сфе­ры ма­ши­но­стро­е­ния и элек­тро­ни­ки. Но есть у КМЭЗ и не­о­бы­ч­ные за­каз­чи­ки, ко­то­рые про­из­во­дят уни­каль­ную про­дук­цию.

Так, од­ним из по­ку­па­те­лей дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся Ве­ли­ко­устю­ж­ский за­вод юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра «Се­вер­ная чер­нь». Это един­ствен­ное пред­при­я­тие на­род­но­го ху­до­же­ствен­но­го про­мыс­ла в Рос­сии, ко­то­рое со­хра­ня­ет тех­но­ло­гию чер­не­ния по се­реб­ру на про­тя­же­нии 330 лет.

«Мы про­бо­ва­ли за­ку­пать се­реб­ро у дру­гих по­став­щи­ков, но на вы­хо­де ка­че­ство по­лу­ча­ет­ся не то, на­при­мер, на из­де­лии вы­хо­ди­ли чер­ные пят­на. По­это­му бы­ло ре­ше­но оста­но­вить­ся на кы­шты­м­ском ме­тал­ле», - рас­ска­зал «Прав­де УРФО» пред­ста­ви­тель пред­при­я­тия.

За­вод, про­из­вод­ствен­ные мо­щ­но­сти ко­то­ро­го на­хо­дят­ся на ро­ди­не Де­да Мо­ро­за в Ве­ли­ком Устю­ге, за­ку­па­ет в Че­ля­бин­ской об­ла­сти гра­ну­лы се­реб­ра 999,9 про­бы. Ме­талл пе­ре­плав­ля­ют в сли­т­ки с до­бав­ле­ни­ем ме­ди, что­бы по­лу­чить тра­ди­ци­он­ную для юве­ли­р­ных из­де­лий 925 про­бу. Даль­ше их рас­ка­ты­ва­ют в се­реб­ря­ное по­ло­т­но, уже из ко­то­ро­го про­из­во­дят, укра­ше­ния, по­су­ду, су­ве­ни­р­ную про­дук­цию и да­же ико­ны.

П­лос­кие пред­ме­ты на за­во­де по­лу­ча­ют ме­то­дом шта­м­по­в­ки, объ­е­м­ную же по­су­ду де­ла­ют за счет ро­та­ци­он­ной вы­тя­ж­ки пла­стин. При­чем ка­ж­дую де­таль сло­ж­ной фор­мы де­ла­ют от­дель­но, а уже в по­сле­ду­ю­щем, за­ш­ку­рив и обез­жи­рив из­де­лия, юве­ли­ры со­е­ди­нят их ме­ж­ду со­бой се­реб­ря­ным при­по­ем. Все ри­сун­ки на из­де­лия гра­ве­ры на­но­сят вруч­ную – сна­ча­ла эс­ки­зы ху­до­ж­ни­ка пе­ре­кла­ды­ва­ют на за­ко­п­чен­ное се­реб­ро с по­мо­щью сво­е­го ро­да пе­ре­вод­ки, а уже за­тем гра­ве­ры вы­ре­за­ют ри­су­нок спе­ци­аль­ны­ми ин­стру­мен­та­ми на ос­но­ве по­бе­ди­та. Укра­ше­ние не­ко­то­рых из­де­лий за­ни­ма­ет у ма­сте­ров ме­ся­цы, а ино­г­да и го­ды.

«В це­хе ра­бо­та­ют толь­ко жен­щи­ны, му­ж­чи­ны не за­дер­жи­ва­ют­ся на дол­го – ра­бо­та мо­но­тон­ная и очень скру­пу­лез­ная. Хо­тя ис­кон­но в про­мыс­ле ра­бо­та­ли толь­ко му­ж­чи­ны и тех­но­ло­гию чер­не­ния пе­ре­да­ва­ли от от­ца к сы­ну», - го­во­рит од­на из со­труд­ниц гра­вер­но­го це­ха.

У­ни­каль­ную тех­но­ло­гию чер­не­ния та­к­же уда­лось со­хра­нить за счет пре­е­м­ствен­но­сти по­ко­ле­ний. В XIX ве­ке про­мы­сел при­шел в упа­док, ма­сте­ров пра­к­ти­че­ски не оста­лось, но сде­лан­ные ими ра­бо­ты дол­гие го­ды со­хра­ня­лись в иде­аль­ном со­сто­я­нии. Сво­им воз­ро­ж­де­ни­ем чер­не­вое ис­кус­ство, ве­ро­ят­но, обя­за­но Ио­си­фу Ста­ли­ну, ко­то­рый в 1911 го­ду был со­слан на Во­ло­год­чи­ну.

«Есть вер­сия, что в ру­ки Ста­ли­ну по­па­ла се­реб­ря­ная сто­п­ка с чер­не­ни­ем, ко­то­рая ему очень по­нра­ви­лась. По­с­ле воз­вра­ще­ния из ссы­л­ки бы­ла по­став­ле­на за­да­ча воз­ро­дить про­из­вод­ство. Имен­но то­г­да был най­ден по­то­м­ствен­ный ма­стер Ми­ха­ил Чи­р­ков, ко­то­рый обу­чал­ся тех­но­ло­ги и у сво­е­го де­да», - рас­ска­за­ли в му­зее «Се­вер­ной чер­ни». Под его ру­ко­вод­ством бы­ла со­з­да­на спе­ци­аль­ная шко­ла для мо­ло­дых ма­сте­ров, ко­то­рых обу­ча­ли ху­до­же­ствен­но­му де­лу и тех­ни­ке чер­не­ния. Уже впо­след­ствии в 1933 го­ду гра­ве­ры и чер­ниль­щи­ки объ­е­ди­ни­лись в ар­тель «Се­вер­ная чер­нь», ко­то­рая на­ла­ди­ла вы­пуск юве­ли­р­ных из­де­лий. В раз­ные го­ды на пред­при­я­тии ра­бо­та­ло до 800 че­ло­век.

В на­сто­я­щее же вре­мя штат до­сти­га­ет 250 со­труд­ни­ков. Лю­ди вруч­ную на­но­сят на из­де­лие ри­су­нок из бо­роз­док раз­ной глу­би­ны, ко­то­рые впо­след­ствии за­пол­ня­ют чер­нью. Ка­че­ство из­де­лий «Се­вер­ной чер­ни» по­ка не смо­г­ли пре­взой­ти ни в од­ной стра­не. «Ки­тай­цы пы­та­лись сде­лать по­хо­жую чер­нь, но хоть ее со­став – не сек­рет, ско­пи­ро­вать ее у них не по­лу­чи­лось. Глав­ное - это про­пор­ции, тех­но­ло­гия, да­же вре­мя го­да, ведь чернь го­то­вят толь­ко ле­том. Зна­че­ние име­ет да­же цвет пла­ме­ни при об­жи­ге. На за­во­де тех­но­ло­гия из­ве­ст­на лишь двум че­ло­ве­кам. По вы­хо­ду на пе­н­сию они де­лят­ся зна­ни­я­ми со сво­им пре­е­м­ни­ком», - рас­ска­за­ли на пред­при­я­тии, ра­бо­ты ма­сте­ров ко­то­ро­го в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дят­ся как у из­ве­ст­ных кол­лек­ци­о­не­ров и в экс­по­зи­ци­ях име­ни­тых му­зеев, так и у пе­р­вых лиц го­су­дар­ств. На­при­мер, в 2008 го­ду зна­ме­ни­тую се­реб­ря­ную мат­ре­ш­ку из Ве­ли­ко­го Устю­га по­да­ри­ли пре­зи­ден­ту РФ Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну.

[ pravdaurfo.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->