Уважаемые коллеги!
Прилагаем ниже «Проект позиционного документа российских общественных организаций в отношении добычи россыпного золота».
Просим высказать ваши комментарии и предложения по представленному документу и направить их в адрес Союза старателей России для выработки обобщeнного мнения специалистов предприятий, занимающихся россыпной золотодобычей. Вопрос является важнейшим для всей россыпной золотодобычи в стране.
Напоминаем, что в августе 2019 г. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев обращался в Роснедра с инициативой запретить выдачу разрешений на разведку и добычу россыпного золота в регионе, а в октябре 2019 г. шестнадцать природоохранных общественных организаций обратились к Президенту России Владимиру Путину с просьбой прекратить выдачу лицензий на добычу россыпного золота. Это произошло после прорыва дамб в артели старателей «Сисим» в Красноярском крае, в результате которого погибли 17 человек.
В ответном письме из администрации президента РФ со ссылкой на анализ ситуации из Минприроды было отмечено, что в отличие от других стран мира в российской сырьевой базе велико значение россыпей, заключающих около 12% запасов золота страны и обеспечивающих 27% его добычи. Поэтому запрет на предоставление новых лицензий не решит, а только усугубит проблему и может привести к безлицензионному пользованию недрами и усилит криминогенную обстановку в районах самовольной добычи.
Учитывая тот факт, что в области производства в России нередко принимаются парадоксальные решения, которые усложняют деятельность горнодобывающих предприятий, прошу очень внимательно отнестись к рассмотрению представленного проекта и подготовить аргументированные замечания и предложения.
Председатель Совета
Союза старателей России Таракановский В.И.
---------------
Общественные организации России, опираясь на анализ влияния россыпной золотодобычи на окружающую среду (в первую очередь, на экосистемы речных бассейнов Амура, Камчатки, Алтае-Саянского региона), а также с учетом социально-экономических факторов в регионах золотодобычи, полагают, что рост числа мест добычи россыпного золота и его распространение на незатронутые добычей реки в современных условиях прямо противоречат основным задачам развития регионов Сибири и Дальнего Востока России.
В частности, эта деятельность:
- препятствует устойчивому социально-экономическому развитию на местах;
- разрушает и загрязняет ключевые природные комплексы рек и тем существенно ухудшает качество жизни местного населения;
- создает социальную напряженность, ухудшает условия природопользования для коренных жителей и в конечном счете способствует оттоку населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
Добыча россыпного золота является одним из старейших видов природопользования на территории российского Дальнего Востока, Восточной Сибири и Юга Западной Сибири. Масштабное освоение месторождений россыпного золота здесь началось с включением данных территорий в состав России и особенно активизировалось в течение XIX и XX веков. Это неизбежно привело к тому, что к концу прошлого века большинство крупных перспективных месторождений россыпного золота на территории страны были разведаны и выработаны. В связи с этим предприятия, осуществляющие золотодобычу, из-за малых запасов золота на таких реках вынуждены переносить свою деятельность на новые участки рек, которые ранее не затрагивались разработками из-за низкого содержания золота в аллювии. В последние годы резко возросло количество лицензий, выдаваемых с целью разведки и разработки полезных ископаемых.
Так, к примеру, в Амурской области и Хабаровском крае в течение последних 10 лет наблюдается постоянный рост количества выданных лицензий, резко усилившийся в последние 2-3 года.
С ростом количества лицензий на разведку и разработку месторождений россыпного золота наблюдается и значительный рост количества нарушений, допущенных данными предприятиями: загрязнение рек неочищенными техническими водами, использование водных объектов без оформления решения или договора на водопользование, отказ от проведения рекультивации нарушенных земель. Это является не отдельными случаями, а системой, сложившейся в связи с тем, что предприятия, отрабатывающие лицензионные участки с минимальными запасами золота, пытаются минимизировать свои затраты за счет игнорирования требований природоохранного законодательства в целях достижения рентабельности своей деятельности.
Добыча россыпного золота меняет естественные русла рек, приводит к серьезной трансформации склонов речных долин. Мутные шлейфы в реках тянутся на десятки, а порой и сотни километров ниже по течению от участков добычи россыпного золота. Из-за этого меняется химический состав, температура и содержание кислорода в воде. В результате из таких рек уходит ценная рыба, речная экосистема деградирует.
Противостоять разрушению и деградации природы от добычи россыпного золота не способны сейчас ни региональные, ни федеральные органы экологического надзора. Прежде всего по причине малой численности и слабой технической обеспеченности сотрудников надзорных органов в регионах золотодобычи, которые просто физически не способны проконтролировать большое число предприятий на огромных по площади (и зачастую удаленных) территориях золотодобычи.
При этом все большее количество лицензий выдается в отношении участков добычи россыпного золота, либо непосредственно примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий (ООПТ), либо находящихся в бассейнах рек, протекающих через эти ООПТ.Золотодобыча на таких участках увеличивает антропогенную нагрузку на охраняемые природные комплексы, повышает угрозу загрязнения заповедных территорий и мало нарушенных хозяйственной деятельностью участков, обладающих значительной природоохранной ценностью.
Органы государственной власти, местного самоуправления и местное население территорий, на которых предполагается разработка месторождений россыпного золота, полностью исключены из процесса принятия решений о выставлении на аукционы и выдаче лицензий в отношении тех или иных участков. Это приводит к выдаче лицензий на добычу золота в отношении участков, имеющих важное значение как места обитания редких и хозяйственно ценных видов флоры и фауны, а также играющих важную роль в хозяйственной деятельности местного населения как места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, охотничьи угодья, места размещения пасек, сенокосы и пастбища. Разрушение этих угодий и потеря ценных природных ресурсов в процессе разработки месторождений оказывают негативное воздействие на другие, не менее значимые отрасли хозяйствования местного населения.
В то же время, сама добыча россыпного золота в подавляющем большинстве случаев вносит минимальный вклад в социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований.Все поступления от продажи лицензий и большая доля налоговых и неналоговых платежей золотодобывающих предприятий уходит в федеральный бюджет, оставляя регионам и, особенно, муниципалитетам лишь незначительную долю платежей. Так, для примера, в 2017 году золотодобывающие предприятия Амурской области перечислили 922 миллиона рублей платежей в бюджет Российской Федерации, 416 миллионов рублей в бюджет области и лишь 50 миллионов рублей в бюджеты муниципальных образований. Принимая во внимание размер доходной части бюджетов, доля платежей золотодобывающих предприятий составила около 0,9% доходной части бюджета субъекта и 0,2% доходной части местных бюджетов. Разумеется, для разных муниципальных образований внутри регионов эта цифра различается, в зависимости от степени вовлечения территории муниципалитетов в разработку золота. В то же время, необходимо отметить, что значительная часть золотодобывающих предприятий зарегистрирована и, соответственно, уплачивает налоги не на территории муниципальных образований, где осуществляет свою деятельность, а в краевых и областных центрах.Помимо этого, значительная часть золотодобывающих предприятий для работы привлекает не местных жителей, а работающих вахтовым методом жителей других муниципальных образований, регионов и даже стран, что сводит практически до нуля значение добычи россыпного золота для поддержания благосостояния местных сообществ и социально-экономического развития муниципалитетов.
Как продемонстрировала текущая пандемия, работы вахтовым методом также сопряжены с эпидемиологическими рисками и существенно увеличивают негативные настроения местного и старожильческого населения.
В целом это ведет к нарастанию негативного воздействия добычи россыпного золота на природные комплексы и социально-экономическое устойчивое развитие регионов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется данный вид деятельности, росту накопленного экологического ущерба. Что, в свою очередь, приводит к росту протестных настроений среди местного населения и усилению социальной напряженности в регионах осуществления золотодобычи.
В связи с этим считаем необходимым:
1. Установить на срок не менее 10 лет мораторий на выдачу лицензий на разведку и добычу россыпного золота на водотоках, ранее не затронутых такой добычей.
2. Отказаться от выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота в отношении участков, примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий либо находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков на реках, протекающих через ООПТ и расположенных выше по течению относительно них.
3. Ввести запрет выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на участках, способных оказать негативное воздействие на условия жизни в населенных пунктах, расположенных вблизи или ниже по течению рек от данных участков, без получения одобрения на осуществление указанных работ жителями населенных пунктов и органов местного самоуправления в рамках процедур общественных обсуждений.
4. Ввести запрет выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на реках с особым статусом рыбохозяйственного значения (промысловыми) популяциями лососевых рыб (от которых зависит местное население) (нерестоохранные зоны).
5. Включить в обязательном порядке в документы, регламентирующие выставление на конкурс лицензий на разведку и добычу россыпного золота механизмы учета мнения органов государственной власти регионов, органов местного самоуправления и местного населения территорий, на которых предполагается разработка месторождений россыпного золота. Предлагаются такие механизмы:
- Проведение эколого-экономической оценки рентабельности разработки конкретных месторождений и участков конкретных рек, предполагаемых к лицензированию. Оценка должна учитывать прогнозируемые запасы золота в россыпях и потенциальный ущерб окружающей среде при добыче россыпного золота на данных участках. Ущерб включает возможное воздействие золотодобычи на популяции ценных в хозяйственном отношении, редких и охраняемых видов животных и растений, утрату экосистемных функций речного бассейна.
- Обязательное проведение на стадии принятии решения о выставлении участков на аукционы или представления их по заявке без аукциона общественных обсуждений возможности и условий разработки месторождений россыпного золота и программ экологического мониторинга с участием местного населения и органов местного самоуправления муниципальных образований, на которых предполагается разработка месторождений.
6. Обеспечить эффективную и прозрачную систему контроля за деятельностью золотодобывающих предприятий со стороны территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), в частности за счет использования методов дистанционного (космического) мониторинга загрязнения рек и внесение в нормативные правовые документы результатов дистанционного (космического) мониторинга в качестве доказательной базы при выявлении и фиксации загрязнений.
7. Ужесточить санкции к организациям, осуществляющим добычу россыпного золота, за нарушения в сфере охраны окружающей среды, в том числе, увеличение размеров штрафов до уровня, сопоставимого с размером нанесенного ущерба природным комплексам, и неукоснительное применение в отношении злостных нарушителей таких мер воздействия, как приостановка и прекращение действий лицензий на осуществление деятельности по добыче золота в отношении участков, где допущены нарушения, включая отказ им в выдаче иных участков до полного выполнения мер по компенсации/устранению допущенных негативных воздействий.
Подписали:
- Всемирный фонд дикой природы (WWF) России,
- Экологическая коалиция «Реки без границ» (Rivers without Boundaries)
- Алтайская краевая общественная организация «Экологический актив»
- Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС»
- Красноярская региональная общественная экологическая организация «ПЛОТИНА»