В России с пристальным вниманием следят за котировками нефти на бирже, в частности, марки Urals, так как это основной доход страны. Но нефть – не единственный источник дохода российского бюджета. Есть золото, а его в России много. Цена на золото повышается. А Российская Федерация входит в тройку ведущих мировых добытчиков этого ликвидного и востребованного ресурса (после Китая и Австралии). Крупнейший поставщик золота на внутренний и внешний рынок – Арктика.
Сейчас, в период пандемии и падения экономической активности, наблюдается стремительный рост цены золота на мировом рынке. Значительно возрос и спрос на этот драгоценный металл. В Арктике многие разведанные запасы золота не использовались до последнего времени в связи с недоступностью и экологическим риском. Но времена стремительно меняются. Наблюдается ажиотаж. И пандемия стала катализатором интереса к отдаленным районам Арктики, где ранее были открыты и разведаны новые крупные месторождения.
В так называемой Циркум-Арктической зоне находится 58 месторождений золота. Среди них 20 российских, 13 принадлежат США и расположены на Аляске, 13 канадских, 1 гренландское, 1 норвежское, 7 шведских, 3 финских – в Лапландии.
Большинство арктических месторождений комплексные, то есть содержат кроме золота значительное количество цветных металлов – серебра, меди, металлов платиновой группы.
В мировой добыче золота доля Арктики составляет около 3%, а в разведанных мировых запасах – 3,25%. Основная добыча золота Арктического региона сосредоточена на Аляске (США) и в Чукотском АО (Россия). Намного уступают по объемам добычи Северная Канада и Скандинавские страны. Мизерное количество добычи и производства золота возобновлено в Гренландии, принадлежащей Дании.
Доля российского золота в арктической добыче составляет около 36%. На Чукотке добывается 9,75% золота. Это существенная цифра, и этот факт позволяет утверждать, что этот регион является стратегически важным для России не только ввиду соседства с США, но и вследствие разведанных запасов «желтого металла».
ПО СТОПАМ АБРАМОВИЧА
Некоторые полагают, что назначенный в свое время губернатором Чукотки Роман Абрамович посчитал свою новую ипостась чиновника ссылкой. Эта гипотеза может сбить с толку только несведущих. Она является абсолютным заблуждением, так как подконтрольные Абрамовичу структуры и аффилированные с ним компании получили немалую выгоду от работы в Арктическом регионе, в частности в золотодобывающей отрасли.
Чукотский автономный округ – это самая золотоносная территория на востоке России. По количеству извлекаемого драгоценного металла Чукотка находится на третьем месте в стране. В золотодобыче Чукотского АО доминируют золотосеребряные месторождения эпитермального характера. В последние 10 лет именно запасы рудного золота увеличились на 60%. Правда, добыча с россыпных месторождений уменьшились практически на 30%.
В параметрах добычи золота в Чукотском АО за последние 6 лет произошел резкий скачок, который был связан с вводом в эксплуатацию месторождения «Купол» в 2008 году. Напомним, оно находится в распоряжении канадских золотодобытчиков. Договоренность с канадцами, была достигнута еще при Абрамовиче-губернаторе. Ныне канадцы также добывают золото на месторождении «Двойное», введенном в строй в 2013 году.
Темпы добычи золота после того, как Роман Абрамович договорился с канадцами, в Чукотском АО стали сопоставимыми с показателями лидера золотодобычи – штата Аляска и значительно опередили результаты соседней Магаданской области.
В Чукотском АО добывается до 25 т золота в год. Эта цифра варьируется в зависимости от различных факторов и истощения руды, но компенсируется вводом в строй новых карьеров, шахт и россыпных площадей, а также привлечением относительно недорогой рабочей силы из различных регионов России. Потенциал ресурсов золота на Чукотке далеко не исчерпан. К примеру, оптимистическая оценка реальных запасов россыпного золота составляет порядка 60 т. Кроме того, горнодобывающим компаниям переданы в пользование путем лицензирования 17 перспективных площадей, где уже поработали геологоразведчики, в ряде случаев нанятые канадскими компаниями. В перспективе эти площади могут стать месторождениями с общим ресурсным потенциалом около 1200 т золота и более 7000 т серебра.
УБЬЕТ ЛИ ЗОЛОТО ДОЛЛАР?
К 2025 году Россия может рассчитывать на получение значительного прироста запасов этих драгоценных металлов. А это может означать, что зависимость от колебаний цен на нефть и валютного курса может резко снизится. Обеспеченность рубля золотом может гарантировать его курс вне зависимости от нефтяных котировок. Дело в том, что в отличие от «черного золота» и природного газа, которые после добычи из недр безвозвратно расходуются в процессе хозяйственной деятельности, золото накапливается. Новая тенденция масштабных закупок золота центральными банками России и Китая говорит о новой стратегии дедолларизации финансовой сферы.
Пока Россия остается лишь на пятом месте мирового рейтинга по резервам золота, хотя незначительно увеличен отрыв от Китая. По сообщению Банка России, резервы монетарного золота составили в 2019 году 2271 тонны. Прирост продолжается, закупки золота для пополнения золотовалютных резервов наращиваются. Однако лидерами мирового рейтинга по золотым запасам являются США – 8134 тонны и Германия – около 3370 тонн.
КАНАДЦЫ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ
Прежде, чем ответить на вопрос, почему именно канадские золотодобытчики работают на российском Севере, а именно – на Чукотке – и, причем более 25 лет, нужно упомянуть о том, что речь идет о компании Kinross Gold, третьей по капитализации в Канаде. Эта компания добывает драгоценные металлы во многих странах мира, включая США, Бразилию, Чили и Эквадор. Ежегодная выручка этой третьей по величине канадской золотодобывающей компании составляет около $900 млн, добывая до 1,6 млн унций золота.
В России компания зарекомендовала себя, как надежный концессионер. Kinross Gold заплатила $350 млн за 25,01% акций ЗАО «Чукотской горно-геологической компании» (ЧГГК), что позволило стать не только бенефициаром, но и единственным владельцем. Постоянно демонстрируя, что Россия является одним из приоритетных для компании рынков, канадская фирма посредством ЧГГК ведет разработку крупного месторождения «Купол». Напомним, что в 2002 году компания Bema Gold купила 74,99% акций ЧГГК, а в 2007 году Bema Gold была приобретена Kinross Gold за $3,1 млрд. Выкупив у партнеров оставшийся пакет акций за $350 млн, канадцы консолидировали в своих руках 100% акций чукотской компании и получили лицензии на западный и восточный фланги месторождения «Купол». Некоторые горячие головы, узнав подробности слияний и поглощений, выразили возмущение тем, что в золотодобывающей отрасли Чукотки доминируют зарубежные фирмы. Но при пристальном изучении проблемы оказывается, что это мировая практика привлечения инвестиций и исторически практикуемый механизм. К примеру, царская Россия вообще не обращала внимания на частные артели добытчиков золота на Урале, а Советская Россия привлекала иностранных концессионеров, как единственную возможность технологического перевооружения отсталой отрасли.
Стоит упомянуть также о рабочих местах, а это около 2,5 тыс. человек, созданных канадцами на Чукотке. Мало того, они привлекают на оплачиваемую практику перспективных студентов горных вузов, геологов, экологов, инженеров со всех уголков России. Наши специалисты при этом не уезжают за рубеж, а работают в своей стране. Уровень зарплат в Чукотском АО выше, чем в целом по стране и составляет в среднем 75 тыс. рублей в месяц, а в золотодобывающей отрасли доходит до 150 тыс. рублей в месяц в зависимости от выработки породы (при вахтенном способе организации труда).
КАЗАХИ НА ЧУКОТКЕ
Канадцы – не единственные золотодобытчики на Чукотке. С подачи все того же Романа Абрамовича с недавних пор здесь объявились и казахи. Надо отдать должное одиозному олигарху: находясь в Лондоне и являясь гражданином нескольких стран, он по-прежнему держит руку на «чукотском пульсе».
В августе 2018 года казахская компания Kaz Minerals объявила о покупке за $900 млн медно-золотого Баимского месторождения. Его запасы составляют примерно 9,5 млн т меди и 16,5 млн унций золота. Казахи намерены добывать руду и производить концентрат – 250 тыс. т меди и 400 тыс. унций золота ежегодно.
Капитальные затраты в развитие Баимской площади оцениваются в $5,5 млрд в течение восьми лет. Это огромные инвестиции в регион и в золотодобывающую промышленность в целом. Естественно, ФАС тщательно проверила сделку еще на стадии подготовки финансовой модели проекта. И дала добро. Роман Абрамович с партнерами неплохо заработал, но заплатил налоги в казну и привлек инвесторов в регион. Это может звучать цинично, но, похоже, выведение отрасли на новый уровень было бы немыслимо без привлечения иностранных денег.