16 и 17 марта 2020 года в Москве состоялись два совещания, посвящeнные созданию Евразийского ювелирного экспортного бюро. На встречах присутствовали представители бизнеса из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизской Республики. Председательствовал — Заместитель Директора Департамента промышленной политики Т.Д. Арутюнян.
Обсуждались два вопроса:
По первому вопросу приняты следующие решения:
1. Принять к сведению позицию армянской Стороны о широком спектре направлений деятельности бюро (не ограничиваться только экспортом продукции).
2. Отметить позицию армянской Стороны о необходимости включения органов ЕАЭС в организацию и функционирование бюро.
3. Принять к сведению позицию армянской Стороны о том, что бюро не может самоорганизовываться в части экспорта.
4. Учесть при подготовке концепции бюро вопросы белорусской Стороны относительно прояснения особого статуса бюро, механизмов реализации обозначенных задач, особенностей финансирования бюро и его хозяйственной деятельности, а также недопустимости предоставления преференциального статуса бюро в рамках вопросов государственного контроля.
5. Принять во внимание мнение казахской Стороны, что бюро должно быть, прежде всего, экспортоориентированным и что при поставках продукции на экспорт необходимо соответствовать стандартам принимающей стороны, для чего необходимо разрабатывать свои стандарты.
6. Учесть позицию казахской Стороны, что источником финансирования бюро будут средства коммерческих компаний.
7. Принять во внимание мнение казахской Стороны, что связь с государственными органами будет осуществляться через наблюдательный совет.
8. Учесть мнение киргизской Стороны о важности детальной проработки устава и привлечения к созданию бюро экспертов мирового уровня.
Что касается плана мероприятий по продвижению ювелирной продукции, то по итогам обсуждения приняты следующие решения:
1. Отметить инициативу армянской Стороны относительно проведения ежегодного ювелирного конгресса, совмещенного с ярмарочной деятельностью.
2. Учесть позицию представителей бизнеса армянской Стороны касательно п. 3 Плана о необходимости сохранения ввозных пошлин для бриллиантов массой до 0,3 карата.
3. Отметить согласованную позицию Сторон относительно п. 3 Плана о необходимости обнуления ввозных пошлин для цветных драгоценных и полудрагоценных камней.
4. Учесть инициативу киргизской Стороны относительно возможности подготовки специалистов гранильной отрасли на предприятиях Республики Армении. Отметить готовность армянской Стороны поддержать данную инициативу.
Практика выявления противоречий
Стоит отметить, что работа по созданию Евразийского ювелирного экспортного бюро ведeтся действительно активно. На состоявшихся совещаниях поднято большинство актуальных вопросов, от решения которых зависит судьба этого амбициозного проекта. Приносит плоды и практика выявления противоречий в подходах к созданию единого торгового пространства. Эти противоречия конкретизируются именно на подобных встречах, что позволяет сторонам вести конструктивный и открытый поиск компромиссов.
Так, благодаря прошедшим совещаниям, удалось выявить очередной камень преткновения: представители бизнеса Армении (Эдгар Оганесян ООО «Даймотек» и Артак Багикян ООО «ЭЙ ДИ ЭМ даймондс») предложили сохранить ввозные пошлины для бриллиантов массой до 0,3 карата, в то время как российские эксперты отмечали: такая инициатива создаст неравные условия ведения бизнеса для российских ювелиров и их коллег из Армении.
Почему сохранение пошлины для бриллиантов работает против россиян?
Своe предложение представители армянского бизнеса объяснили необходимостью поддержки гранильного производства в Армении. Но эти пошлины поступают в доход государства, для развития же огранки — нужны инвестиции. С точки зрения российской стороны, такая поддержка развития гранильного производства в Армении будет осуществляться за счeт российских потребителей и ювелиров. Причина — разница в размере ввозных пошлин. Российские ювелиры ввозят бриллианты через Армению из-за более низкой пошлины в этой стране. Статистика упрямо демонстрирует, что основная доля бриллиантов в Россию ввозится именно из Армении: в 2016 году — 81 %, в 2017 – 76 %, в 2018 – 76 %, и в 2019 – 59 %. При этом видно, что доля ввоза через Армению уменьшается, т.к. растут пошлины на ввоз. Отмена пошлин — приведeт к окончательному обмелению этого ручейка. Зачем вести бриллианты из Индии в Кострому через Армению, если на российской таможне пошлина будет составлять 0%?
Согласно данным за 2018 год, Армения располагала алмазным сырьeм, достаточным для изготовления 46 тысяч карат бриллиантов. Вместе с тем в Армению было импортировано (ввезено) — 317 тысяч карат бриллиантов. Из этого общего объeма экспортировано — 133 тыс. карат. Таким образом, для нужд армянской ювелирной промышленности в стране осталось 230 тысяч карат. Это гигантский объeм — весь объeм импорта бриллиантов в Россию в 2018 г. составил лишь 205 тыс. карат. Возникает вопрос — куда были закреплены бриллианты, оставшиеся на территории Армении, при условии, что объeм производства ювелирных изделий в стране в 20 раз меньше российского?
Эксперты склоняются к выводу, что эти бриллианты также перекочевали в Россию. Поэтому сохранение пошлин выглядит ударом по конкурентоспособности российских ювелиров, которые и без того находятся в тяжeлых условиях. Вряд ли отечественное ювелирное сообщество сочтeт подобное партнeрскими отношениями.
Предложение сохранить ввозные пошлины для бриллиантов массой до 0,3 карата прозвучало незадолго до заседания подкомитета по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле ЕЭК, которое состоится 1 апреля 2020 года. Позиция представителей армянского бизнеса может повлиять на принятие окончательного решения. Текущая тактическая задача Ассоциации — повлиять на позицию коллег из Армении.