Евразийское ювелирное экспортное бюро: камни преткновения в общем огороде

Раздел: Общество
24 марта 2020 г.

16 и 17 мар­та 2020 го­да в Москве со­сто­я­лись два со­ве­ща­ния, по­свя­щeн­ные со­з­да­нию Евразий­ско­го юве­ли­р­но­го экс­пор­т­но­го бю­ро. На встре­чах при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли биз­не­са из Ар­ме­нии, Бе­ло­рус­сии, Ка­за­х­ста­на и Ки­р­гиз­ской Рес­пуб­ли­ки. Пред­се­да­тель­ство­вал — За­ме­сти­тель Ди­рек­то­ра Де­пар­та­мен­та про­мы­ш­лен­ной по­ли­ти­ки Т.Д. Ар­утю­нян.

Об­су­ж­да­лись два во­про­са:

  1. Под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию кон­це­п­ции со­з­да­ния евразий­ско­го юве­ли­р­но­го экс­пор­т­но­го бю­ро.
  2. План ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дар­ств-чле­нов ЕЭС на ры­н­ки тре­тьих стран.
Что ре­ши­ли?

По пе­р­во­му во­про­су при­ня­ты сле­ду­ю­щие ре­ше­ния:

1. При­нять к све­де­нию по­зи­цию ар­мян­ской Сто­ро­ны о ши­ро­ком спе­к­т­ре на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти бю­ро (не огра­ни­чи­вать­ся толь­ко экс­пор­том про­дук­ции).

2. От­ме­тить по­зи­цию ар­мян­ской Сто­ро­ны о не­об­хо­ди­мо­сти вклю­че­ния ор­га­нов ЕАЭС в ор­га­ни­за­цию и фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние бю­ро.

3. При­нять к све­де­нию по­зи­цию ар­мян­ской Сто­ро­ны о том, что бю­ро не мо­жет са­мо­ор­га­ни­зо­вы­вать­ся в ча­сти экс­пор­та.

4. Учесть при под­го­то­в­ке кон­це­п­ции бю­ро во­про­сы бе­ло­рус­ской Сто­ро­ны от­но­си­тель­но про­яс­не­ния осо­бо­го ста­ту­са бю­ро, ме­ха­низ­мов ре­а­ли­за­ции обо­з­на­чен­ных за­дач, осо­бен­но­стей фи­нан­си­ро­ва­ния бю­ро и его хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, а та­к­же не­до­пу­сти­мо­сти пре­до­став­ле­ния пре­фе­рен­ци­аль­но­го ста­ту­са бю­ро в ра­м­ках во­про­сов го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля.

5. При­нять во вни­ма­ние мне­ние ка­за­х­ской Сто­ро­ны, что бю­ро дол­ж­но быть, пре­ж­де все­го, экс­пор­то­о­ри­ен­ти­ро­ван­ным и что при по­став­ках про­дук­ции на экс­порт не­об­хо­ди­мо со­о­т­вет­ство­вать стан­дар­там при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ны, для че­го не­об­хо­ди­мо раз­ра­ба­ты­вать свои стан­дар­ты.

6. Учесть по­зи­цию ка­за­х­ской Сто­ро­ны, что ис­точ­ни­ком фи­нан­си­ро­ва­ния бю­ро бу­дут сред­ства ко­м­мер­че­ских ко­м­па­ний.

7. При­нять во вни­ма­ние мне­ние ка­за­х­ской Сто­ро­ны, что связь с го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми бу­дет осу­ще­ств­лять­ся че­рез на­б­лю­да­тель­ный со­вет.

8. Учесть мне­ние ки­р­гиз­ской Сто­ро­ны о ва­ж­но­сти де­таль­ной про­ра­бо­т­ки уста­ва и при­в­ле­че­ния к со­з­да­нию бю­ро экс­пе­р­тов ми­ро­во­го уро­в­ня.

Что ка­са­ет­ся пла­на ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции, то по ито­гам об­су­ж­де­ния при­ня­ты сле­ду­ю­щие ре­ше­ния:

1. От­ме­тить ини­ци­а­ти­ву ар­мян­ской Сто­ро­ны от­но­си­тель­но про­ве­де­ния еже­год­но­го юве­ли­р­но­го кон­грес­са, со­в­ме­щен­но­го с яр­ма­роч­ной де­я­тель­но­стью.

2. Учесть по­зи­цию пред­ста­ви­те­лей биз­не­са ар­мян­ской Сто­ро­ны ка­са­тель­но п. 3 Пла­на о ­не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­не­ния ввоз­ных по­шлин для бри­л­ли­ан­тов мас­сой до 0,3 ка­ра­та.

3. От­ме­тить со­гла­со­ван­ную по­зи­цию Сто­рон от­но­си­тель­но п. 3 Пла­на о не­об­хо­ди­мо­сти об­ну­ле­ния ввоз­ных по­шлин для цвет­ных дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных ка­м­ней.

4. Учесть ини­ци­а­ти­ву ки­р­гиз­ской Сто­ро­ны от­но­си­тель­но воз­мо­ж­но­сти под­го­то­в­ки спе­ци­а­ли­стов гра­ниль­ной от­рас­ли на пред­при­я­ти­ях Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­нии. От­ме­тить го­то­в­ность ар­мян­ской Сто­ро­ны под­дер­жать дан­ную ини­ци­а­ти­ву.

Пра­к­ти­ка вы­яв­ле­ния про­ти­во­ре­чий­

Сто­ит от­ме­тить, что ра­бо­та по со­з­да­нию Евразий­ско­го юве­ли­р­но­го экс­пор­т­но­го бю­ро ведeт­ся дей­стви­тель­но ак­тив­но. На со­сто­яв­ших­ся со­ве­ща­ни­ях под­ня­то боль­шин­ство ак­ту­аль­ных во­про­сов, от ре­ше­ния ко­то­рых за­ви­сит судь­ба это­го ам­би­ци­оз­но­го про­ек­та. При­но­сит пло­ды и пра­к­ти­ка вы­яв­ле­ния про­ти­во­ре­чий в под­хо­дах к со­з­да­нию еди­но­го тор­го­во­го про­стран­ства. Эти про­ти­во­ре­чия кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся имен­но на по­доб­ных встре­чах, что поз­во­ля­ет сто­ро­нам ве­сти кон­струк­тив­ный и от­кры­тый по­иск ко­м­про­мис­сов.

Так, бла­го­да­ря про­шед­шим со­ве­ща­ни­ям, уда­лось вы­явить оче­ред­ной ка­мень пре­ткно­ве­ния: пред­ста­ви­те­ли биз­не­са Ар­ме­нии (Эд­гар Ога­не­сян ООО «Дай­мо­тек» и Ар­так Ба­ги­кян ООО «ЭЙ ДИ ЭМ дай­мондс») пред­ло­жи­ли со­хра­нить ввоз­ные по­ш­ли­ны для бри­л­ли­ан­тов мас­сой до 0,3 ка­ра­та, в то вре­мя как рос­сий­ские экс­пе­р­ты от­ме­ча­ли: та­кая ини­ци­а­ти­ва со­з­даст не­рав­ные усло­вия ве­де­ния биз­не­са для рос­сий­ских юве­ли­ров и их кол­лег из Ар­ме­нии.

По­че­му со­хра­не­ние по­ш­ли­ны для бри­л­ли­ан­тов ра­бо­та­ет про­тив рос­си­ян?

Своe пред­ло­же­ние пред­ста­ви­те­ли ар­мян­ско­го биз­не­са объ­яс­ни­ли не­об­хо­ди­мо­стью под­дер­ж­ки гра­ниль­но­го про­из­вод­ства в Ар­ме­нии. Но эти по­ш­ли­ны по­сту­па­ют в до­ход го­су­дар­ства, для раз­ви­тия же огран­ки — ну­ж­ны ин­ве­сти­ции. С точ­ки зре­ния рос­сий­ской сто­ро­ны, та­кая под­дер­ж­ка раз­ви­тия гра­ниль­но­го про­из­вод­ства в Ар­ме­нии бу­дет осу­ще­ств­лять­ся за счeт рос­сий­ских по­тре­би­те­лей и юве­ли­ров. При­чи­на — раз­ни­ца в раз­ме­ре ввоз­ных по­шлин. Рос­сий­ские юве­ли­ры вво­зят бри­л­ли­ан­ты че­рез Ар­ме­нию из-­за бо­лее низ­кой по­ш­ли­ны в этой стра­не. Ста­ти­сти­ка упря­мо де­мон­стри­ру­ет, что ос­но­в­ная до­ля бри­л­ли­ан­тов в Рос­сию вво­зи­т­ся имен­но из Ар­ме­нии: в 2016 го­ду — 81 %, в 2017 – 76 %, в 2018 – 76 %, и в 2019 – 59 %. При этом вид­но, что до­ля вво­за че­рез Ар­ме­нию умень­ша­ет­ся, т.к. рас­тут по­ш­ли­ны на ввоз. От­ме­на по­шлин — при­ведeт к окон­ча­тель­но­му об­ме­ле­нию это­го ру­чей­ка. За­чем ве­сти бри­л­ли­ан­ты из Ин­дии в Ко­стро­му че­рез Ар­ме­нию, ес­ли на рос­сий­ской та­мо­ж­не по­ш­ли­на бу­дет со­став­лять 0%?

Со­глас­но дан­ным за 2018 год, Ар­ме­ния рас­по­ла­га­ла ал­маз­ным сы­рь­eм, до­ста­точ­ным для из­го­то­в­ле­ния 46 ты­сяч ка­рат бри­л­ли­ан­тов. Вме­сте с тем в Ар­ме­нию бы­ло им­пор­ти­ро­ва­но (в­ве­зе­но) — 317 ты­сяч ка­рат бри­л­ли­ан­тов. Из это­го об­ще­го объ­e­ма экс­пор­ти­ро­ва­но — 133 тыс. ка­рат. Та­ким об­ра­зом, для нужд ар­мян­ской юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти в стра­не оста­лось 230 ты­сяч ка­рат. Это ги­ган­т­ский объ­eм — весь объ­eм им­пор­та бри­л­ли­ан­тов в Рос­сию в 2018 г. со­ста­вил лишь 205 тыс. ка­рат. Воз­ни­ка­ет во­прос — ку­да бы­ли за­кре­п­ле­ны бри­л­ли­ан­ты, остав­ши­е­ся на тер­ри­то­рии Ар­ме­нии, при усло­вии, что объ­eм про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий в стра­не в 20 раз мень­ше рос­сий­ско­го?

Экс­пе­р­ты скло­ня­ют­ся к вы­во­ду, что эти бри­л­ли­ан­ты та­к­же пе­ре­ко­че­ва­ли в Рос­сию. По­это­му со­хра­не­ние по­шлин вы­г­ля­дит уда­ром по кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти рос­сий­ских юве­ли­ров, ко­то­рые и без то­го на­хо­дят­ся в тя­жe­лых усло­ви­ях. Вряд ли оте­че­ствен­ное юве­ли­р­ное со­об­ще­ство со­чтeт по­доб­ное пар­т­нeр­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми.

Пред­ло­же­ние со­хра­нить ввоз­ные по­ш­ли­ны для бри­л­ли­ан­тов мас­сой до 0,3 ка­ра­та про­зву­ча­ло не­за­дол­го до за­се­да­ния под­ко­ми­те­та по та­мо­жен­но-та­ри­ф­но­му, не­та­ри­ф­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и за­щи­т­ным ме­рам Кон­суль­та­тив­но­го ко­ми­те­та по тор­го­в­ле ЕЭК, ко­то­рое со­сто­и­т­ся 1 ап­ре­ля 2020 го­да. По­зи­ция пред­ста­ви­те­лей ар­мян­ско­го биз­не­са мо­жет по­в­ли­ять на при­ня­тие окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния. Те­ку­щая та­к­ти­че­ская за­да­ча Ас­со­ци­а­ции — по­в­ли­ять на по­зи­цию кол­лег из Ар­ме­нии.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->