Первое и главное — наконец начала работу группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере драгоценных металлов и камней. При этой рабочей группе создан экспертный совет и экспертные подгруппы. Мы много писали о том, что такое «регуляторная гильотина», что она может, чего не может, почему ювелирам важно участвовать в этой работе и т.д. Полагаю, нет смысла повторяться. Ограничусь тем, что в перспективе мы получим отмену старых нормативных актов и разработать предложения по новым. Срок готовности этих предложений — конец января 2020 г.
Есть принципиальное согласие ФОИВ на установление двухуровневой системы нормативного регулирования в части обязательных требований. В укрупнeнном виде эти требования будут внесены в закон, а остальные — образуют свод правил оборота ДМДК. Сегодня разобраться в 60 нормативных актах невозможно, а понятные общие правила упростят ситуацию.
К концу года было принято Постановление Правительства, вносящее изменение в «Правила дистанционных продаж ювелирных изделий». Ограничения по дистанционным способам торговли нашей продукцией сняты. Мы долго к этому шли. Да, отменить 179 Указ Президента Б. Н. Ельцина не удалось, но Минфин предложил более простое решение — внести изменения в Постановление Правительства 612, которое и определяет правила дистанционных продаж. Главное — цель достигнута. Продавать ювелирные изделия в сети можно.
Также, под самый конец года, нам удалось добиться согласия подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию с нашим предложением об обнулении ввозных таможенных пошлин на бриллианты мелких рассевов (до 0,29 карат) и прочие камни без ограничения по весу. Эти предложения поступят в Евразийскую экономическую комиссию. Мы ожидаем, что уже к марту 2020 г. пошлины будут обнулены.
Буквально на подходе изменения в «Закон о валютном регулировании». Они позволят производить розничную реализацию ювелирных изделий на зарубежных выставках за наличный расчeт при условии ввоза наличной валюты обратно. Многие не окупали свои вложения, приезжая с выставок. И, как мы знаем, оптовики предпочитают закупать мелкими пробными партиями, и часто за наличный расчeт.
Идeм дальше… В скором времени будет подписан закон об изменениях в «Кодексе об административных правонарушениях». Минфин изначально предлагал существенно увеличить размеры штрафов за правонарушения, связанные с оборотом ДМДК. Нам удалось договориться, что в отношении простых нарушений (по инвентаризации, перевозкам, порядку отчeтности и т.д.) штрафные санкции будут уменьшены до приемлемого уровня. Изначально фигурировали цифры вплоть до 1,5 млн. р. Таким образом, КоАП устанавливает размер штрафа, а правонарушение — это вопрос «регуляторной гильотины».
В 2019 году принят закон о «Лицензировании скупки и переработки ломов и отходов драгоценных металлов». С этим законом была проблема — Минфин прописал его таким образом, что под лицензирование попадали отходы, образующиеся в ходе производственного процесса. Каждый производитель должен был получать лицензию на сбор и переработку собственных отходов. А ведь под переработкой понималось что угодно: смели щeточкой в совок, сплавили — и это уже отходы. После литья, после монтировки, после закрепки, после полировки — должен был проводиться сбор отходов. И это требовало наличия лицензии, а помимо дополнительных затрат — ещe и сулило риски предъявления необоснованных претензий, не говоря уже о потере времени при оформлении необходимых документов. Наши усилия не прошли даром, закон вышел с важной для нас оговоркой: требования не распространяются на лом и отходы, образовавшиеся в ходе собственного производства, а также на лом и отходы изделий, которые возвращены производителю с реализации из магазинов.
Далее в моeм списке — упрощение государственного контроля в части посылок, которые отправляются иностранным покупателям (физическим лицам). Тут будет опробована методология упрощeнного контроля. Это позволит российским ювелирам освоить интернет-пространство не только внутри страны. Особое внимание будет уделено срокам доставки. На эксперимент отводится полгода. Если пройдeт успешно — процедура распространится на многие регионы.
Дорабатывается Государственная информационная система по контролю за оборотом ДМДК. Было два варианта еe реализации. Одна — это упомянутая ГИИС ДМДК, а другая — система Центра развития перспективных технологий. ГИИС ДМДК предполагает налаживание контроля за оборотом не только готовой продукции, но и сырья. В рамках же системы ЦРПТ контроль начинается лишь со стадии выпуска продукции производителем. Реалии ювелирного бизнеса таковы, что конкурентные преимущества получает как раз недобросовестный производитель, использующий нелегальные источники сырья. Поэтому мы и боролись за то, чтобы в нашей отрасли применялся ГИИС ДМДК. Немаловажно, но эта система работает в рамках государственного контроля. Ювелиры и так платят за клеймение и опробование, и именно из этих пошлин будут вестись расходы на осуществление контроля. А вот ЦРПТ — история платная. В рамках данной системы ювелирам придeтся платить как пошлину клеймения-опробования, еe никто не отменял, так и дополнительно нести расходы за услугу ЦРПТ.
Переходим к ЕврАзЭС. Тут подписано соглашение об особенностях операций внутри Евразийского экономического союза, которое предусматривает признание пробирных клейм государств в него входящих. Мы настаивали на том, чтобы документ не предполагал прямого и безусловного признания клейм без «выравнивания» законодательств в области оборота ДМДК по образцу российского. Наши чаяния были услышаны. Пока законодательство в упомянутой области той или иной страны не будет приведено к общему стандарту — без повторного опробования и клеймения в российских инспекциях продавать свои изделия не получится. Киргизия уже делает шаги в этом направлении, а вот наши коллеги из Армении и Казахстана пока не начинали. Словом, бояться, что нас захлестнeт вал контрафактной продукции теперь не стоит.
Ещe один важный документ принят в рамках ЕврАзЭС — «Дорожная карта по развитию экспорта ювелирных изделий из стран ЕврАзЭС в третьи страны». Есть основания полагать, что он поможет экспорту нашей продукции за рубеж. Одним из пунктов там значится обнуление ввозных пошлин на камни.
Многих волнует ситуация с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ. Сегодня добровольному опробованию и клеймению подлежат изделия весом до 3 грамм. Наконец эта оговорка (до 3 грамм) убирается. Любые ювелирные изделия из серебра можно будет опробовать и клеймить в добровольном порядке.
Мы долго говорили о том, что порядок включения предприятий в перечень имеющих право заниматься аффинажем не носит рыночного характера, он устанавливается постановлением правительства. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» попросила установить лицензирование для этого вида деятельности. Сегодня можно говорить о достижении промежуточного компромисса, в ближайшее время будет принято Постановление Правительства, в котором обозначат критерии и порядок включения предприятий в этот перечень. Если компания соответствует критериям — она вправе обратиться за включением в список.
Это, конечно, далеко не всe, что сделано, и что должно быть сделано. Но я понимаю, у всех праздничное настроение, не хочется перегружать большим объeмом информации. В завершение скажу, что в 2020 г. мы должны решить несколько принципиальных задач:
• Мы намерены добиваться либерализации законодательства по части отмывания доходов, полученных преступным путeм в отношении оборота ювелирных изделий. Нужно убрать из-под контроля все операции, осуществляемые при помощи банковской карты. Если клиент выбирает такой способ оплаты — он должен быть идентифицирован банковскими структурами. Зачем дублировать эту операцию в магазине — непонятно.
• Необходимо вывести из-под 115-ФЗ все изделия из серебра. Нелогично следить за отмыванием доходов в случае, если стоимость сырья не превышает 10% от стоимости самого изделия. Также следует освободить все операции по безналичному расчeту между контрагентами от процедур контроля и отчeта, дабы снять дополнительную административную нагрузку.
• Определиться с целесообразностью применения специальных налоговых режимов в отрасли. По ЕНВД вопрос решeн. Есть закон, который предусматривает ограничение на применение этого режима. 31 декабря 2020 г. — последний день применения. А вот по УСН вопрос открыт. Предприятия крупного бизнеса считают, что они не могут конкурировать на рынке с теми, кто умышленно дробит свой бизнес для получения необоснованных выгод от неправомерного использования налоговых режимов. Естественно, у небольших предприятий на этот счeт иное мнение.
• В рамках механизма «Регуляторной гильотины» добиться отмены устаревших и излишних норм, регламентирующих деятельность ювелиров.
• Обеспечить плавное и безболезненное внедрение ГИИС ДМДК в ювелирной отрасли.
• Добиться установления добровольного клеймения ювелирных изделий из золота, предназначенных для экспорта.
На этом закончу подведение итогов. Благодарю вас за сотрудничество! В уходящем году мы реализовали множество знаковых отраслевых проектов. Пусть 2020 г. порадует нас добрыми переменами! Здоровья вам и благополучия!
Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
Эдуард Уткин
Было бы хорошо добиться от соответствующих государственных структур, чтобы пробирные палаты были в каждом крупном городе, например, областном центре, чтобы ювелирам-частникам не мотаться за сотни, а то и тысячи километров.
Но, думаю, что это утопия...
Разрешили бы посещать ближайшую ГИПН. Я живу примерно в 180 км от Москвы и примерно в 600 км от Н.Новгорода(где и состою на учете).....