Владимир Збойков
«Спасибо, я передумала покупать и хочу возвратить колечко вам обратно!»
Такую фразу от покупателей с 2021 года смогут, скорее всего, услышать в любом российском ювелирном магазине. Все дело в том, что эксклюзивное право не принимать ранее купленные ювелирные изделия обратно, дает ювелирной рознице вхождение ювелирной продукции в ныне действующие «Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55. И оно в рамках «регуляторной гильотины» будет отменено.
Приятное для любого бизнес-сообщества событие, коим является сокращение обязательных требований в отраслевом законодательстве, нередко сопровождается неприятными сюрпризами. Например, когда ликвидация какого-нибудь постановления или приказа без переноса соответствующей нормы в тело закона создает правовой вакуум и какая-нибудь обычная бизнес-процедура вдруг оказывается невозможной. Или, с отменой какого-нибудь подзаконного акта внезапно появляются некие обстоятельства, в итоге приводящие не к улучшению, а, напротив, к ухудшению условий хозяйствования. Некоторые из таких «щепок» от работы «регуляторной гильотины» можно заметить уже сегодня, еще до начала действия этого инструмента расчистки регуляторных завалов.
Но вопрос о прекращении с 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» действия Правил, утвержденных Постановлением 55 уже решенный – документ точно утратит свою силу. Правда, теоретически нормы Правил можно перенести в какой-нибудь закон. Например, ФЗ-41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» или Федеральном законе от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Однако есть серьезные основания полагать, что регулятор будет этому очень сильно сопротивляться.
Дело в том, что ювелиры активно лоббируют окончательное узаконивание права на Интернет-торговлю ювелирными изделиями. Но в «Правилах продажи товаров дистанционным способом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, в пункте 21 оговорено однозначное право покупателя на возврат приобретенного товара. И в пунктах 30 – 35 данного документа подробно рассматривается порядок возврата товара как ненадлежащего, так и надлежащего качества. Правда, и этот документ в свою очередь может быть снесен «регуляторной гильотиной». Но вовсе не факт, что норма об обязательном праве на возврат приобретенного товара не окажется при этом в упомянутом Федеральном законе от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ.
Но насколько это угроза для ювелирного бизнеса – введение права на возврат приобретенного товара надлежащего качества?
Во-первых, опасность мошенничества, т.е. подмены, скажем, вставок с бриллианта на похожий по внешнему виду муассонит или вовсе фианит. Или, чего хуже в плане обнаружения, на ограненный синтетический алмаз. Да хотя бы тоже на бриллиант, такого же размера, но худших характеристик.
Во-вторых, опасность «бесплатного проката» ювелирных изделий вместо их приобретения. Скажем, на свадьбу или какое-нибудь важное для человека торжество.
В-третьих, просто вдруг срочно деньги человеку понадобились вскоре после покупки ювелирного изделия. На что-то более для него важное. Что случается нередко. Или осознание пришло, что не лучшем образом человек своим бюджетом распорядился. И так далее…
Это все – «с одной стороны». Но есть и другая сторона – суровая реальность безграничности возможностей покупок любых товаров в сети Интернет. И – реальность невероятной экономической и финансовой мощи китайских товарищей.
Конечно, пока еще не все знают, что китайский AliExpress позволяет российским покупателям безусловный возврат покупок из Китая, сделанных на этой площадке. Т.е. в течение двух недель после прибытия посылки, возможен возврат товара продавцу без объяснения причин, по которым он совершается. И главное – дорогу товара обратно оплачивает не покупатель, а AliExpress. И если сейчас продажам ювелирных изделий на AliExpress и других зарубежных Интернет-площадках мешает двойственность и неопределенность российского законодательства в отношении дистанционной торговли ювелирными изделиями, то в скором времени эти проблемы будут сняты.
Естественно, сняты ограничения будут для всех, а не выборочно, для российских участников рынка. Не стоит забывать, что сегодня трансграничная торговля – это не вопрос России и ее законодательства, а вопрос Евразийского экономического союза.
Самым простым решением в этой ситуации является введение в законодательство России нормы, по которой принимать возврат ювелирной продукции, или не принимать, будет решать сам ритейлер. Интересный вопрос: а смогут ли успешно вести бизнес российские ювелирные магазины, не принимающие ювелирную продукцию обратно, если она надлежащего качества?
Впрочем, все эти вопросы еще только предстоит рассматривать рабочей группе «Драгоценные металлы и камни» в рамках начавшейся «регуляторной гильотины». Но уже сегодня понятно, что довольны будут не все. При этом следует учитывать, что в рабочей группе есть представители крупной сетевой ювелирной торговли, но нет представителей ювелирной торговли несетевой. Кстати, нет представителей несетевой ювелирной торговли и в Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Видимо, у этого сектора ювелирной торговли все так идет хорошо, что нет необходимости тратить время на общественную деятельность. Ну, а кому «дело есть», естественно, лоббируют свои интересы.
[ Ювелирные Известия ]
Контакты с рабочей группой отсутствуют? Паникерские настроения автора не совсем понятны, если честно
Согласен, что упомянутый риск подмены камня на аналогичную внешне синтетику или хоть даже на камень худших характеристик - это очень высокий риск.
У продавца нет квалификации проверить возвращаемое изделией с камнем, а, скажем, геммолога в каждый магазин не посадить, тем более, что сам геммолог без оборудования не сможет работать, т.е. нужен геммолог с оборудованием. Полный набор оборудования довольно дорог, особенно, если учитывать риски именно по синтетическим бриллиантам, не по имитациям.
во первых: легко оформить вместо продажи аренду на пару недель с правом выкупа. принёс раньше - удержали деньги за аренду.
во вторых: заменить можно не только камень, но и металл. мало того, можно сделать точную копию брендовой вещи со скрытой возможностью доказать подделку. выкупить на следующий день и подать в суд на продавца.
подобных схем можно придумать любое количество.
чтобы избежать этого продавцам придётся заранее позаботиться об гарантиях качества. сейчас легко можно найти случаи завышенных характеристик тех же бриллиантов. при возврате понадобится экспертиза и куча косяков может выплыть.
и это хорошо. рынок станет чище.
но гарантия товара до продажи и экспертиза после возврата стоят денег.
кстати, можно стоимость экспертизы повесить на покупателя вместе с арендой товара.
одним словом нет ничего однозначного. с одной стороны, качество рынка скорее всего повысит. с другой стороны, цены вырастут. с третьей стороны, чтобы не росли цены, вынужденно будет расти авторитет самых достойных производителей и продавцов. и куча всего ещё.
не это главное.
право собственности, свободный оборот, тот же вольный принос. в этих точках суть.