Золота больше нет! Промышленная добыча драгметаллов в Оренбуржье фактически свeрнута

Раздел: Недра
17 октября 2019 г.

Из 14 ли­цен­зий, вы­дан­ных раз­ли­ч­ным ко­м­па­ни­ям на до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов в Орен­бур­г­ской об­ла­сти, се­го­д­ня не дей­ству­ет боль­ше ни од­на. Пред­при­я­тия вы­во­дят ка­пи­та­лы и сво­ра­чи­ва­ют де­я­тель­ность в ре­ги­о­не. Ме­ж­ду тем экс­пе­р­ты уве­ре­ны: ар­тель­ная до­бы­ча тут мо­г­ла бы быть ин­те­рес­ной, но нет за­ко­на, ко­то­рый бы еe ре­гу­ли­ро­вал.

Пер­вые по­с­ле Ма­га­да­на

Ма­ло кто зна­ет, но Орен­бур­г­ская гу­бер­ния в своe вре­мя бы­ла од­ним из кру­п­ней­ших цен­тров про­мы­ш­лен­ной руд­ной зо­ло­то­до­бы­чи в Рос­сии. В 1893 го­ду на неe при­хо­ли­лось 72% все­го до­бы­то­го в стра­не зо­ло­та не­рас­сы­п­но­го ти­па. Прав­да, ну­ж­но от­ме­тить, что тер­ри­то­ри­аль­но в гу­бер­нию то­г­да вхо­ди­ли огро­м­ные тер­ри­то­рии ны­не­ш­них Ба­ш­ки­рии и Ка­за­х­ста­на. Тем не ме­нее по­сeл­ки Ай­ды­р­ля в Квар­кен­ском и Ку­мак в Яс­нен­ском рай­о­нах бы­ли ос­но­ва­ны имен­но зо­ло­то­до­бы­т­чи­ка­ми — до­бы­чей дра­г­ме­тал­лов на во­сто­ке об­ла­сти за­ни­ма­лись то­г­да бо­лее 135 ар­те­лей с чис­лен­но­стью ста­ра­те­лей бо­лее чем в 15 ты­сяч че­ло­век.

Ста­ра­те­ли на про­мы­в­ке зо­ло­та в на­ча­ле XX ве­ка. Впро­чем, спад до­бы­чи на­ме­ти­л­ся уже в 1940-х го­дах, а в 1960-х пра­к­ти­че­ски со­шeл на нет. О при­чи­нах спа­да мы ещe по­го­во­рим поз­же, а по­ка — о те­ку­щем со­сто­я­нии дел в зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли Орен­бур­жья.

Отва­лы не­у­да­чи

Как уже бы­ло ука­за­но вы­ше, в ре­е­стах Рос­гео­фон­да зна­чат­ся 14 ли­цен­зи­он­ных участ­ков с при­з­на­ка­ми зо­ло­то­нос­но­сти на тер­ри­то­рии Орен­бур­жья. С 1993 го­да на ауц­ки­о­нах бы­ли разыг­ра­ны ли­цен­зии на их раз­ра­бо­т­ку раз­ли­ч­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми. Сре­ди них са­мые кру­п­ные — «Орен­бур­г­ская гор­ная ко­м­па­ния» и «Ю­ж­но-у­раль­ская зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния», ко­то­рые се­го­д­ня при­на­д­ле­жат кор­по­ра­ци­ям «Се­ли­г­дар» и «По­ли­ме­талл».

Сре­ди про­чих вла­дель­цев прав на зо­ло­то­до­бы­чу мо­ж­но упо­мя­нуть пред­при­я­тия «Во­те­ми­ро», «УралГеоТех», «Во­сточ­ная гео­ло­го­раз­ве­ды­ва­тель­ная экс­пе­ди­ция». Вот толь­ко все эти ко­м­па­нии так и не на­ча­ли до­бы­чу дра­г­ме­тал­лов на по­сто­ян­ной ос­но­ве. Из всех вы­дан­ных ли­цен­зий толь­ко три име­ют сро­ки до 2021, 2013 и 2040 го­дов со­о­т­вет­ствен­но. Но и они ока­за­лись не вос­тре­бо­ван­ны­ми. Так, от двух ли­цен­зий на раз­ра­бо­т­ку Во­сточ­но-Кен­гу­с­сай­ско­го участ­ка в Свет­лин­ском рай­о­не и По­доль­ско­го участ­ка в Ада­мо­в­ском рай­о­не от­ка­за­л­ся санкт-­пе­тер­бур­г­ский «По­ли­ме­талл» — в Орен­бур­жье у не­го до­чер­нее пред­при­я­тие «Ю­ж­но-Ураль­ская зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния». Бо­лее то­го, на орен­бур­г­скую ко­м­па­нию на днях был по­дан иск в суд о взыс­ка­нии кру­п­ной су­м­мы от че­ля­бин­ско­го ООО «Мас­кай­ский». Ве­лик риск бан­к­ро­т­ства орен­бур­г­ских зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков, но это­го и сле­до­ва­ло ожи­дать. Един­ствен­ной фор­маль­но дей­ству­ю­щей оста­ют­ся толь­ко ли­цен­зия на раз­ра­бо­т­ку са­мо­го пе­р­с­пе­к­тив­но­го из раз­ве­дан­ных участ­ков — при­ис­ка Ва­син в Яс­нен­ском го­род­ском окру­ге. С 2002 го­да ра­бо­ты на Ва­си­не ве­ла «Орен­бур­г­ская гор­ная ко­м­па­ния» (ОГК) — имен­но она вы­и­г­ра­ла кон­курс и, за­пла­тив 12 ты­сяч дол­ла­ров, по­лу­чи­ла пра­во на до­бы­чу «жeл­то­го ме­тал­ла» в руд­ных и ку­сто­вых за­ле­жах по бе­ре­гам ре­ки Ку­мак. Се­год­ня соб­ствен­ни­ком этой ко­м­па­нии яв­ля­ет­ся кор­по­ра­ция «Се­ли­г­дар» со штаб-к­вар­ти­рой в го­ро­де Ал­дан, рес­пуб­ли­ка Са­ха — Яку­тия. Од­на­ко с мая это­го го­да при­ка­зом Рос­недр из-­за от­сут­ствия ак­тив­ных ра­бот на участ­ке ли­цен­зия при­о­ста­но­в­ле­на (но по­ка не ото­з­ва­на). Впро­чем, ве­ли­ка ве­ро­ят­но­сть, что ни­ка­кой ак­тив­но­сти там боль­ше и не бу­дет — срок дей­ствия ли­цен­зии за­кан­чи­ва­ет­ся че­рез пол­то­ра го­да, а фи­нан­со­вая си­ту­а­ция на ОГК — ахо­вая.

По дан­ным из от­кры­тых ис­точ­ни­ков, с 2018 го­да зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая ко­м­па­ния по­ка­зы­ва­ет ну­ле­вую вы­руч­ку, а от­ток ка­пи­та­ла из фон­дов со­ста­вил по­чти 726 ми­л­ли­о­нов руб­лей. Фа­к­ти­че­ски мо­ж­но го­во­рить о вы­во­де де­нег ин­ве­сто­ра­ми из орен­бур­г­ско­го пред­при­я­тия и сво­ра­чи­ва­нии до­бы­чи.

Дан­ных за 2019 год по­ка нет, но по всем при­з­на­кам пред­при­я­тию гро­зит ли­к­ви­да­ция. Вме­сте с ним мо­ж­но кон­ста­ти­ро­вать и ли­к­ви­да­цию зо­ло­то­до­бы­чи в об­ла­сти как про­мы­ш­лен­но­го сек­то­ра. Руд­ник Ва­син с его оце­ноч­ны­ми за­па­са­ми зо­ло­та в 12 тонн по ка­те­го­рии Т2 был по­след­ним, за ко­то­рый ещe дер­жа­лись про­мы­ш­лен­ни­ки. Но и он те­перь не­ин­те­ре­сен.

На­де­ж­да на ста­ра­те­ля с ло­пат­кой­

Экс­пе­р­ты объ­яс­ня­ют уход кру­п­ных про­мы­ш­лен­ни­ков из орен­бур­г­ской зо­ло­то­до­бы­чи боль­шой раз­роз­нен­но­стью за­па­сов. Дра­г­ме­тал­ла в орен­бур­г­ской зе­м­ле мно­го, но оно не об­ра­зу­ет сколь­ко-­ни­будь кру­п­ных за­ле­жей, как в том же Ма­га­да­не, а скон­цен­три­ро­ва­но на не­боль­ших «пят­нах». И ес­ли на се­ве­ре мо­ж­но по­ста­вить огро­м­ную пя­ти­эта­ж­ную дра­гу на при­иск и мно­го лет «со­би­рать зо­ло­той уро­жай», то у нас та­кой дра­ге не­г­де раз­вер­нуть­ся. Ме­сто­ро­ж­де­ние она вы­ра­бо­та­ет за не­де­лю, а за­тем при­дeт­ся ме­сяц пе­ре­тас­ки­вать еe за де­сят­ки ки­ло­мет­ров на дру­гой та­кой же ма­лень­кий участо­чек. Не­вы­год­но­!

Го­раз­до эф­фек­тив­нее с до­бы­чей в та­ких усло­ви­ях справ­ля­ют­ся не­ле­галь­ные ста­ра­те­ли. На во­сто­ке об­ла­сти со­т­ни лю­дей с ме­тал­ло­ис­ка­те­ля­ми об­ша­ри­ва­ют боль­шие пло­ща­ди, вы­ис­ки­вая са­мо­род­ки. За день, ес­ли по­везeт, мо­ж­но на­ко­пать один грамм зо­ло­та и сдать его за 1000-1200 руб­лей. До­бы­ча зо­ло­та част­ни­ка­ми не­за­кон­на, за это мо­ж­но уго­дить в тюрь­му на 7 лет. Но что­бы по­лу­чить уго­ло­в­ный срок, ста­ра­тель дол­жен до­быть дра­г­ме­тал­ла не ме­нее, чем на 1,5 ми­л­ли­о­на руб­лей. Ес­ли же при те­бе все­го па­ра грамм — это ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­но­сть, то есть по­про­сту го­во­ря — штраф. Кста­ти, имен­но за­прет част­но­го ста­ра­тель­ства и ак­тив­ное внед­ре­ние кру­п­ной ме­ха­ни­за­ции при­вeл к уга­са­нию ку­ма­к­ских при­ис­ков в се­ре­ди­не про­ш­ло­го ве­ка. Вот и по­лу­ча­ет­ся, что орен­бур­г­ское зо­ло­то ока­зы­ва­ет­ся вне за­ко­на вот уже мно­гие де­ся­ти­ле­тия. Про­мы­ш­лен­ни­кам оно не ну­ж­но, а част­ни­ки его до­бы­вать не име­ют пра­ва. И те­перь вся на­де­ж­да — на за­кон о раз­ре­ше­нии сво­бод­но­го про­мысла. О том, что та­кой до­ку­мент дол­жен по­явить­ся, на­ме­кал гла­ва го­су­дар­ства Вла­ди­мир Пу­тин на пло­ща­д­ке Во­сточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фо­ру­ма 6 сен­тяб­ря. Но по­ка ни де­пу­тат Го­с­ду­мы от во­сточ­но­го Орен­бур­жья Ви­к­тор За­вар­зин, ни ме­ст­ные вла­сти ни­как не вы­ска­за­ли свою по­зи­цию о не­об­хо­ди­мо­сти сво­бод­но­го ста­ра­тель­ско­го про­мысла. Что и по­нят­но: бы­ли бы тут кру­п­ные зо­ло­то­до­бы­т­чи­ки с их фи­нан­со­вы­ми и лоб­би­ст­ски­ми воз­мо­ж­но­стя­ми — дав­но бы уже все за­ко­ны «про­та­щи­ли» где ну­ж­но. А вот ес­ли де­ло ка­са­ет­ся про­стых лю­дей и их за­бот — то от та­кой ме­ло­чи про­сто от­ма­хи­ва­ют­ся. А ведь зо­ло­той про­мы­сел мог дать ле­галь­ную ра­бо­ту со­т­ням жи­те­лей де­прес­сив­ной тер­ри­то­рии, но и при уме­лом под­хо­де за­ро­дить це­лый кла­стер «зо­ло­то­го ту­риз­ма». Ну раз­ве не здо­ро­во от­пра­вить­ся в тур по сте­пи, жить в па­лат­ках и на­мыть гра­м­муль­ку зо­ло­та, об­ме­няв его в ле­галь­ном юве­ли­р­цен­т­ре на зо­ло­той ку­лон­чик-­су­ве­нир. И за­тем рас­ска­зы­вать всем, как ты был на­сто­я­щим ста­ра­те­ле­м! По­нят­но, что мы ни­ко­г­да не до­го­ним тра­ди­ци­он­ные рай­о­ны зо­ло­то­до­бы­чи. Но пре­вра­тить ку­ма­к­ские руд­ни­ки в од­ну из «фи­шек» Орен­бур­жья и дать лю­дям там ра­бо­ту — впол­не ре­аль­ная за­да­ча.

[ 56orb.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->