Ювелирный рынок ЕАЭС в поисках консенсуса

Раздел: Рынки
24 сентября 2019 г.

В Ар­ме­нии, как, впро­чем, и в дру­гих стра­нах ЕАЭС, уси­лен­но го­то­вят­ся к пред­сто­я­ще­му 1 ок­тяб­ря с.г. в Ере­ва­не за­се­да­нию Вы­с­ше­го Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ве­та с уча­сти­ем глав го­су­дарств ин­те­гра­ци­он­ной "пя­тер­ки".

С­пе­ци­аль­но к это­му ва­ж­но­му фо­ру­му и по слу­чаю пя­ти­ле­тия ЕАЭС Цен­тро­банк РА вы­пу­стил па­мят­ную мо­не­ту, на авер­се ко­то­рой изоб­ра­же­но по 5 па­ру­сов и звезд (по чис­лу го­су­дарств со­ю­за), а на ре­вер­се - эм­б­ле­ма ЕАЭС и сти­ли­зо­ван­ные изоб­ра­же­ния фла­гов со­юз­ных го­су­дар­ств. Ме­ди­а­пар­т­нер ЕЭК (Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия) - жур­нал "Ве­ст­ник эко­но­ми­ки ЕАЭС" ме­ж­ду­на­род­но­го из­да­тель­ско­го хол­дин­га "Ев­роМе­ди­а" - го­то­вит в свя­зи с ме­ро­при­я­ти­ем спе­ц­но­мер с фо­то­гра­фи­ей пре­мьер-­ми­ни­ст­ра Ар­ме­нии Ни­ко­ла Па­ши­ня­на на об­ло­ж­ке. На­по­м­ним некста­ти, что в бы­т­ность свою оп­по­зи­ци­он­ным де­пу­та­том ны­не­ш­ний гла­ва пра­ви­тель­ства яро­ст­но вы­сту­пал про­тив этой са­мой евразий­ской ин­те­гра­ци­и…

По­нят­но, что кра­е­у­голь­ным ка­м­нем и фун­да­мен­том ин­те­гра­ци­он­но­го объ­е­ди­не­ния вы­сту­па­ет об­щий ры­нок то­ва­ров и услуг. Од­на­ко фор­ми­ро­ва­ние ры­н­ков раз­ли­ч­ных то­ва­ров в ра­м­ках ЕАЭС идет с раз­ны­ми ско­ро­стя­ми, и окон­ча­тель­ное со­з­да­ние об­ще­го ры­н­ка на­ме­че­но лишь на 2025 год, с со­з­да­ни­ем еди­ных ры­н­ков фи­нан­сов и энер­го­но­си­те­лей. В этом пла­не осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы на ры­н­ке юве­ли­р­ной про­дук­ции со­ю­за. Об этом наш се­го­д­ня­ш­ний ма­те­ри­ал.

Ко­г­да Good Delivery не со­в­сем "гуд"

Как-то в раз­го­во­ре пред­се­да­тель прав­ле­ния Евразий­ско­го бан­ка раз­ви­тия (ЕАБР) Ан­д­рей Бе­лья­ни­нов за­ме­тил, что ЕАЭС об­ла­да­ет столь зна­чи­тель­ны­ми ре­сур­са­ми, в том чис­ле зо­ло­та, пла­ти­ны, ал­ма­зов, что "нам сам черт не брат, и мы хо­тим все­го лишь спо­кой­но жить­"…

И вот се­год­ня, бук­валь­но на на­ших гла­зах, в кон­тек­сте фор­ми­ро­ва­ния об­щих ры­н­ков на тер­ри­то­рии ЕАЭС ро­ж­да­ет­ся уни­каль­ное на­чи­на­ние по со­з­да­нию еди­но­го зон­ти­ч­но­го юве­ли­р­но­го брен­да ин­те­гра­ци­он­но­го со­ю­за, ко­то­рый под­ни­мет эту от­расль на но­вый уро­вень и ста­нет ре­аль­ным драй­ве­ром на­ра­щи­ва­ния экс­пор­та юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств "пя­тер­ки", в том чис­ле в тре­тьи стра­ны.

В этом све­те клю­че­вым мо­мен­том яв­ля­ет­ся во­прос вза­и­м­но­го при­з­на­ния проб (про­би­р­ных клейм) юве­ли­р­ных из­де­лий на тер­ри­то­рии ЕАЭС, по­сколь­ку без это­го не бу­дет обес­пе­че­но сво­бод­ное об­ра­ще­ние в ин­те­гра­ци­он­ном объ­е­ди­не­нии юве­ли­р­ных из­де­лий, не со­сто­и­т­ся еди­ный сво­бод­ный ры­нок, а это, по­в­то­ри­м­ся, ос­но­ва и фун­да­мент ЕАЭС.

Как из­ве­ст­но, 2 ок­тяб­ря 2018 го­да кол­ле­гия ЕЭК одоб­ри­ла про­ект со­гла­ше­ния ме­ж­ду со­юз­ны­ми го­су­дар­ства­ми об осо­бен­но­стях опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми в ра­м­ках ЕАЭС, ко­то­рый да­лее был на­прав­лен на про­хо­ж­де­ние внут­ри­го­су­дар­ствен­ных про­це­дур в го­су­дар­ства - чле­ны со­ю­за. Од­на­ко там ука­зан юри­ди­че­ски не­кор­рек­т­ный ме­ха­низм всту­п­ле­ния в си­лу по­ло­же­ния про­ек­та со­гла­ше­ния, пре­ду­смат­ри­ва­ю­ще­го вза­и­м­ное при­з­на­ние про­би­р­ных клейм го­су­дарств - чле­нов ЕАЭС. Так, пред­по­ла­га­ет­ся, что ор­ган со­ю­за (ЕЭК) бу­дет при­ни­мать ре­ше­ние о всту­п­ле­нии в си­лу дан­но­го по­ло­же­ния, в от­но­ше­нии ко­то­ро­го уже про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые для всту­п­ле­ния в си­лу внут­ри­го­су­дар­ствен­ные про­це­ду­ры. Кро­ме то­го, про­ект со­гла­ше­ния не пред­по­ла­га­ет од­но­вре­мен­но­го всту­п­ле­ния в си­лу во всех го­су­дар­ствах - чле­нах со­ю­за, что при­ве­дет к не­рав­но­з­на­ч­но­му пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию дан­ных пра­во­о­т­но­ше­ний в ра­м­ках ЕАЭС.

Та­ким об­ра­зом, ре­ше­ние это­го во­про­са не обу­с­ло­в­ле­но сро­ка­ми ис­пол­не­ния и рас­тя­нет­ся на не­о­пре­де­лен­ное вре­мя, по­это­му вы­ход из со­з­дав­шей­ся си­ту­а­ции ви­ди­т­ся в про­д­ле­нии сро­ка дей­ствия со­о­т­вет­ству­ю­ще­го изъ­я­тия до под­пи­са­ния со­гла­ше­ния, с тем что­бы юве­ли­ры име­ли воз­мо­ж­ность нор­маль­но ра­бо­тать, при­чем дей­ствие это­го изъ­я­тия дол­ж­но рас­про­стра­нять­ся та­к­же на груп­пу ма­те­ри­а­лов и ин­стру­мен­тов, на им­порт ко­то­рых уста­нав­ли­ва­ют­ся та­мо­жен­ные по­ш­ли­ны (ме­ха­низ­мы и ко­м­плек­ту­ю­щие ча­сов, ре­жу­щие ин­стру­мен­ты, гра­фи­то­вые из­де­лия, ли­га­ту­ры и т.д.). Но вза­и­м­ное при­з­на­ние проб дол­ж­но быть без­о­го­во­роч­ным и сроч­ным для всех стран ЕАЭС, о чем го­во­ри­т­ся в по­след­ние 5 лет. Есте­ствен­но, ре­ше­ние это­го во­про­са сни­ма­ет це­лый ряд пре­пят­ствий в во­про­сах ра­бо­ты на да­валь­че­ском сы­рье и пе­ре­ме­ще­нии дра­г­ме­тал­лов и дра­г­ка­м­ней на евразий­ском про­стран­стве.

Ре­ше­ние во­про­са вза­и­м­но­го при­з­на­ния проб не­о­прав­дан­но рас­тя­ги­ва­ет­ся в том чис­ле и по при­чи­не раз­ли­чий в ре­гу­ли­ро­ва­нии это­го сек­то­ра. Де­ло в том, что в Рос­сии на­не­се­ние проб остав­ле­но за го­су­дар­ством (Про­би­р­ная па­ла­та РФ), а, к при­ме­ру, в Ар­ме­нии это пре­ро­га­ти­ва част­но­го биз­не­са. Та­ким об­ра­зом, в Рос­сии опа­са­ют­ся, что до­сто­вер­ность и на­де­ж­ность опро­би­ро­ва­ния юве­ли­р­ных из­де­лий сла­бо га­ран­ти­ро­ва­на со сто­ро­ны част­ни­ка. Ме­ж­ду тем ав­то­ру этих строк до­под­лин­но из­ве­ст­но, что и зо­ло­той сли­ток с про­бой Про­би­р­ной па­ла­ты РФ во­в­се не га­ран­тия то­го, что сей сли­ток со­дер­жит зо­ло­то с ука­за­н­ной вы­с­шей про­бой "999,9" ("­че­ты­ре де­вят­ки"), ко­то­рую в за­па­д­ных стра­нах име­ну­ют Good Delivery. Ес­ли же со­в­ме­стить ука­за­н­ные два ме­то­да ре­гу­ли­ро­ва­ния это­го во­про­са, то по край­ней ме­ре не­из­бе­ж­но воз­ни­к­нет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду го­су­дар­ством и част­ни­ком, в ре­зуль­та­те че­го це­ны за опро­би­ро­ва­ние сни­зят­ся.

Про­ект ука­за­н­но­го со­гла­ше­ния при­зван гар­мо­ни­зи­ро­вать пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние в сфе­ре об­ра­ще­ния на внут­рен­нем ры­н­ке ЕАЭС дра­г­ме­тал­лов, дра­г­ка­м­ней и из­де­лий из них. В со­о­т­вет­ствии с этим до­ку­мен­том про­вер­ку про­из­водств юве­ли­р­ных из­де­лий упол­но­мо­чен­ные ор­га­ны смо­гут про­во­дить не толь­ко по за­яв­ле­нию гра­ж­дан или ор­га­нов сво­ей стра­ны о на­ру­ше­нии нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ний, но и на ос­но­ва­нии об­ра­ще­ния лю­бо­го го­су­дар­ства ЕАЭС, вы­явив­ше­го на­ру­ше­ния. Сле­ду­ю­щим ша­гом по ре­а­ли­за­ции по­тен­ци­а­ла ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий ЕАЭС, как уже от­ме­ча­лось вы­ше, ста­нет со­з­да­ние зон­ти­ч­но­го юве­ли­р­но­го брен­да со­ю­за. Этот про­ект в свою оче­редь опре­де­лит се­г­мен­ты ры­н­ка дра­г­ме­тал­лов, дра­г­ка­м­ней и из­де­лий из них го­су­дарств - чле­нов со­ю­за, об­ла­да­ю­щих по­тен­ци­а­лом встра­и­ва­ния во внут­ри­со­юз­ную ко­о­пе­ра­ци­он­ную це­поч­ку за счет стра­но­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

Зо­ло­тое сы­рье: май­ское обостре­ни­е

Ре­ше­ни­ем со­ве­та ЕЭК N82 от 8 ав­гу­ста 2019 го­да утвер­ж­ден "План ме­ро­при­я­тий по про­дви­же­нию юве­ли­р­ной про­дук­ции го­су­дарств - чле­нов ЕАЭС на ры­н­ки тре­тьих стран". Еще раз под­чер­ки­ва­ем, что, в част­но­сти, без ста­тьи 11 пун­к­та 6 про­ек­та со­гла­ше­ния - "Юве­ли­р­ные и дру­гие из­де­лия, за­клей­мен­ные про­би­р­ным клей­мом на тер­ри­то­рии од­но­го го­су­дар­ства-чле­на, в слу­чае их пе­ре­ме­ще­ния на тер­ри­то­рию дру­го­го го­су­дар­ства-чле­на не под­ле­жат до­пол­ни­тель­но­му опро­би­ро­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­ни­ю" - сво­бод­но­го ры­н­ка со­ю­за быть не мо­жет, по­это­му пре­ж­де­вре­мен­но го­во­рить о про­дви­же­нии про­дук­ции в усло­ви­ях, ко­г­да это­го ры­н­ка по су­ще­ству нет.

В пла­не ме­ро­при­я­тий опять же при­сут­ству­ют не­о­пре­де­лен­ные по сро­кам пун­к­ты. Не­сколь­ко ва­ж­ных ме­ро­при­я­тий име­ют по сро­кам фор­му­ли­ро­в­ку "по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти". Ме­ж­ду тем эта не­об­хо­ди­мость на­ста­ла уже "в­че­ра", и по­доб­ные ту­ман­ные фор­му­ли­ро­в­ки спо­соб­ны на­дол­го за­тя­нуть про­цесс ин­те­гра­ции юве­ли­р­но­го ры­н­ка со­ю­за.

Се­год­ня в Ар­ме­нии не­ред­ки си­ту­а­ции, ко­г­да в ко­м­бан­ках на про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­ри­о­да от­сут­ству­ет зо­ло­тое сы­рье для про­из­вод­ства юве­ли­р­ных из­де­лий, как это, к при­ме­ру, слу­чи­лось в мае это­го го­да. То­г­да це­лых 10 дней юве­ли­р­ная от­расль стра­ны на­хо­ди­лась на гра­ни кол­ла­п­са, так как до­стать зо­ло­то в двух кру­п­ных стра­нах-­про­из­во­ди­те­лях - Рос­сии и Ка­за­х­ста­не - бы­ло пра­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но. Вот по­че­му воз­ни­ка­ет ост­рая не­об­хо­ди­мость в ско­рей­шей ор­га­ни­за­ции би­р­жи по тор­го­в­ле сы­рьем дра­г­ме­тал­лов и ал­ма­зов. Тем бо­лее что тем же ар­мян­ским юве­ли­рам се­го­д­ня ко­м­фор­т­нее ра­бо­тать с по­став­щи­ка­ми сы­рья из тре­тьих стран, ко­г­да за­каз на 3 или 10 кг зо­ло­та уже че­рез 2 ча­са офор­м­ля­ет­ся в Ита­лии в по­став­ку по це­не Лон­дон­ской би­р­жи ме­тал­лов (LME), а в той же Рос­сии впол­не мо­гут от­ка­зать­ся от столь "ни­что­ж­ны­х" по­ста­вок, пред­ла­гая го­раз­до бо­лее со­лид­ные пар­тии, при­чем с 5%-­ной до­бав­кой к це­не LME.

Ме­ж­ду тем в це­лях сти­му­ли­ро­ва­ния со­труд­ни­че­ства в ра­м­ках ЕАЭС с 1 ян­ва­ря с.г. уже дей­ству­ет та­мо­жен­ная по­ш­ли­на в раз­ме­ре 3% в от­но­ше­нии им­пор­ти­ру­е­мо­го из тре­тьих стран юве­ли­р­но­го сы­рья, ко­то­рая с 1 ян­ва­ря 2020 и 2021 гг. воз­рас­тет со­о­т­вет­ствен­но до 6% и 10%. Вы­хо­дит, что сы­рье из тре­тьих стран ста­нет до­ро­гим, а из стран ЕАЭС… не­до­сту­п­ным?!

Не­об­хо­ди­мы та­к­же ша­ги по на­ла­жи­ва­нию мо­ни­то­рин­га со­юз­но­го и ми­ро­во­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий в при­о­ри­тет­ных стра­нах, эф­фек­тив­но­му сна­б­же­нию ал­маз­ным сы­рьем со сто­ро­ны ко­м­па­нии "Алро­са" и Го­хра­на РФ, внед­ре­нию мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ной про­дук­ции (в этом слу­чае есть опа­се­ние, что РФ вве­дет это у се­бя, тем са­мым воль­но-­не­воль­но за­крыв свой ры­нок для осталь­ных чле­нов ЕАЭС), уста­но­в­ле­нию та­ко­го еди­но­го ме­ха­низ­ма на­ло­го­об­ло­же­ния ре­а­ли­зо­ван­ных в хо­де тор­го­во-­вы­ста­воч­ных ме­ро­при­я­тий юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый ис­клю­ча­ет двой­ное на­ло­го­об­ло­же­ние и ме­ж­ве­до­м­ствен­ные дряз­ги, а та­к­же про­ра­бо­т­ка во­про­са сня­тия ба­рье­ров по вы­во­зу ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­г­ме­тал­лы, из од­но­го го­су­дар­ства - чле­на ЕАЭС на аф­фи­на­ж­ные за­во­ды дру­гих стран со­ю­за.

Из это­го сле­ду­ет, что за­дач, ко­то­рые пред­сто­ит ре­шить, еще очень мно­го. Од­на­ко оста­ет­ся и на­де­ж­да на то, что нам уда­ст­ся со­в­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми ре­шить все про­б­ле­м­ные во­про­сы, ли­бе­ра­ли­зо­вать ры­нок юве­ли­р­ной про­дук­ции, при­дав тем са­мым мо­щ­ный им­пульс раз­ви­тию от­рас­ли в на­ших стра­нах.

[ yerkramas.org ]

Полезное

Полезное

 
-->