Эволюция бриллианта: почему 4C больше не являются достаточной системой ценообразования

Раздел: Драгоценные камни
19 сентября 2019 г.

Ре­не Нью­ман (Renée Newman)

(jewellerybusiness.com) - Ис­поль­зо­ва­ние по­ка­за­те­ля «4C» (цвет, чи­сто­та, огран­ка и вес в ка­ра­тах) для объ­яс­не­ния фор­ми­ро­ва­ния цен на бри­л­ли­ан­ты бы­ло раз­ра­бо­та­но Ге­м­мо­ло­ги­че­ским ин­сти­ту­том Аме­ри­ки (GIA) в 1950-х го­дах. В то вре­мя не­про­з­ра­ч­ные ал­ма­зы счи­та­лись ка­м­ня­ми «тех­ни­че­ско­го сор­та» и не ис­поль­зо­ва­лись в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях. Та­ким об­ра­зом, про­з­ра­ч­ность не бы­ла про­б­ле­мой и сви­де­тель­ством об­ра­бо­т­ки, так как по­чти все бри­л­ли­ан­ты не под­вер­га­лись об­ра­бо­т­ке. Ана­ло­ги­ч­ным об­ра­зом, не бы­ло от­дель­ных прейс­ку­ран­тов на ка­м­ни кру­г­лой огран­ки или дру­гих форм, по­это­му не име­ло зна­че­ния, что тер­мин «о­гран­ка» (cut) ис­поль­зо­вал­ся в рав­ной сте­пе­ни для обо­з­на­че­ния как фор­мы ка­м­ня, так и ка­че­ства огран­ки. Кро­ме то­го, един­ствен­ны­ми вы­ра­щен­ны­ми в ла­бо­ра­то­рии ал­ма­за­ми бы­ли кро­шеч­ные ка­м­ни, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись в ка­че­стве про­мы­ш­лен­ных аб­ра­зи­вов.

Вре­ме­на из­ме­ни­лись. В на­ши дни не­про­з­ра­ч­ные и мут­но­ва­тые бри­л­ли­ан­ты ча­сто ис­поль­зу­ют­ся в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, но уро­вень их чи­сто­ты в сер­ти­фи­ка­тах, вы­дан­ных ла­бо­ра­то­ри­я­ми, не обя­за­тель­но от­ра­жа­ет их бо­лее низ­кую про­з­ра­ч­ность и сто­и­мо­сть. Кро­ме то­го, для бри­л­ли­ан­тов ста­но­ви­т­ся все бо­лее рас­про­стра­нен­ной об­ра­бо­т­ка с це­лью улуч­ше­ния их цве­та и сте­пе­ни ви­ди­мой чи­сто­ты, и раз­ни­ца в це­не ме­ж­ду об­ра­бо­тан­ны­ми и не­об­ра­бо­тан­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми мо­жет быть зна­чи­тель­ной. Кро­ме то­го, стиль и фор­ма огран­ки яв­ля­ют­ся це­но­вы­ми фа­к­то­ра­ми, от­ли­ча­ю­щи­ми­ся от ка­че­ства огран­ки, и мно­гие ге­м­мо­ло­ги­че­ские ла­бо­ра­то­рии в на­сто­я­щее вре­мя вы­да­ют сер­ти­фи­ка­ты на бри­л­ли­ан­ты с оцен­ка­ми огран­ки. Вы­со­ко­ка­че­ствен­ные вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты ста­ли ши­ро­ко до­сту­п­ны и про­да­ют­ся по го­раз­до бо­лее низ­кой це­не, чем до­бы­тые при­род­ные бри­л­ли­ан­ты. Ес­ли учесть все пе­ре­чис­лен­ные фа­к­то­ры, ста­но­ви­т­ся со­вер­шен­но яс­но, что «4C» боль­ше не яв­ля­ет­ся до­ста­точ­ной си­сте­мой це­но­об­ра­зо­ва­ния.

По­ку­па­те­ли бри­л­ли­ан­тов дол­ж­ны знать о сле­ду­ю­щих вось­ми ос­но­в­ных це­но­вых фа­к­то­рах:

• Цвет

• Вес в ка­ра­тах

• Ка­че­ство огран­ки (то есть, про­пор­ции, по­ли­ро­в­ка и ха­ра­к­те­ри­сти­ки цве­та)

• Стиль огран­ки и фор­ма ка­м­ня

• Чи­сто­та (то есть, сте­пень от­сут­ствия в ка­м­не вклю­че­ний и изъ­я­нов)

• Про­ис­хо­ж­де­ние (то есть, при­род­ный или вы­ра­щен­ный в ла­бо­ра­то­рии)

• Про­з­ра­ч­ность (то есть, уро­вень про­з­ра­ч­но­сти ка­м­ня, мут­но­сти или не­про­з­ра­ч­но­сти)

• На­ли­чие об­ра­бо­т­ки (то есть, про­хо­дил об­ра­бо­т­ку или нет и вид об­ра­бо­т­ки)

Эти во­семь це­но­вых фа­к­то­ров объ­яс­ня­ют­ся ни­же. Что­бы вспо­м­нить, что они из се­бя пред­став­ля­ют, про­сто обо­з­на­чь­те их как «6C» и «2T».

Объ­яс­не­ние це­но­вых фа­к­то­ро­в

Цвет

Что ка­са­ет­ся бри­л­ли­ан­тов, то чем мень­ше цве­та, тем вы­ше це­на ка­м­ня (за ис­клю­че­ни­ем фан­та­зий­ных цве­тов). Цвет D - са­мая вы­со­кая и са­мая ред­кая оцен­ка бес­цвет­ной ка­те­го­рии, в то вре­мя как цве­та от S до Z - са­мые низ­кие цве­то­вые оцен­ки, они от­но­сят­ся к свет­ло-­жел­то­му ка­м­ню. Посколь­ку оцен­ки по­ни­жа­ют­ся до Z, ко­ли­че­ство при­сут­ству­ю­ще­го цве­та уве­ли­чи­ва­ет­ся; в свою оче­редь, це­на бри­л­ли­ан­та сни­жа­ет­ся.

Ка­ж­дая бук­ва на шка­ле оце­нок пред­став­ля­ет уз­кую цве­то­вую га­м­му; не кон­крет­ный цвет. В сво­ем кур­се по оцен­ке бри­л­ли­ан­тов GIA за­яв­ля­ет, что ка­ж­дый из его эта­лон­ных ка­м­ней «о­т­ра­жа­ет на­и­вы­с­шую точ­ку - или на­и­мень­шее ко­ли­че­ство цве­та - в этом ди­а­па­зо­не. Ка­мень, об­ла­да­ю­щий цве­том, не­м­но­го ни­же цве­та H эта­лон­но­го ка­м­ня, счи­та­ет­ся бри­л­ли­ан­том цве­та G и т. д.». Эта­лон ка­м­ня GIA, клас­си­фи­ци­ро­ван­ный как G-H, пред­став­ля­ет сред­ний класс G. У не­го не так мно­го цве­та, как у H, но у не­го боль­ше цве­та, чем у клас­са G.

Ко­ри­ч­не­вые и се­рые бри­л­ли­ан­ты оце­ни­ва­ют­ся по од­ной шка­ле, но с не­ко­то­ры­ми мо­ди­фи­ка­ци­я­ми. Оцен­щи­ки GIA опи­сы­ва­ют ко­ри­ч­не­вые бри­л­ли­ан­ты, бо­лее те­м­ные, чем K, с по­мо­щью бук­вы оцен­ки и со­про­во­ж­да­ю­щим клас­сом цвет­ных бри­л­ли­ан­тов (на­при­мер, «б­лед­но ко­ри­ч­не­вый» для K - M, «о­чень свет­ло-ко­ри­ч­не­вый» для N - R и «свет­ло-ко­ри­ч­не­вый» для S - Z). Та­ким об­ра­зом, ко­ри­ч­не­вый бри­л­ли­ант цве­та L бу­дет клас­си­фи­ци­ро­вать­ся как «б­лед­но - ко­ри­ч­не­вый L». GIA де­ла­ет это, что­бы от­ли­чить ко­ри­ч­не­вые ка­м­ни, бо­лее те­м­ные, чем K в нор­маль­ном ди­а­па­зо­не, от жел­тых ка­м­ней в этом ди­а­па­зо­не. Свет­ло-ко­ри­ч­не­вые бри­л­ли­ан­ты обы­ч­но про­да­ют­ся по це­не ни­же свет­ло-­жел­тых.

GIA клас­си­фи­ци­ру­ет се­рые бри­л­ли­ан­ты бо­лее ин­тен­сив­но­го цве­та, чем у эта­лон­но­го ка­м­ня цве­та J, ис­поль­зуя свою си­сте­му фан­та­зий­ных цве­тов. Та­ким об­ра­зом, се­рый бри­л­ли­ант цве­та K бу­дет оце­ни­вать­ся про­сто как «б­лед­но-­се­рый» без бук­вен­но­го обо­з­на­че­ния. Для по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции, по­жа­луй­ста, про­чи­тай­те Курс GIA по бри­л­ли­ан­там и оцен­ке бри­л­ли­ан­тов (GIA Diamonds & Diamond Grading Course) и Ру­ко­вод­ство сер­ти­фи­ка­ци­он­ной ла­бо­ра­то­рии (Diamond Grading Lab Manual) (2006).

Бри­л­ли­ан­ты с есте­ствен­ным цве­том ка­м­ня, кро­ме свет­ло-­жел­то­го, свет­ло-ко­ри­ч­не­во­го или свет­ло-­се­ро­го, на­зы­ва­ют «фан­та­зий­ны­ми бри­л­ли­ан­та­ми». Эти ка­м­ни ча­сто сто­ят зна­чи­тель­но до­ро­же, чем бес­цвет­ные. На­при­мер, 1-ка­рат­ный при­род­ный ро­зо­вый бри­л­ли­ант мо­жет сто­ить в 5-15 раз боль­ше, чем бри­л­ли­ант цве­та D та­ко­го же раз­ме­ра и ка­че­ства.

Бри­л­ли­ан­ты фан­та­зий­но­го цве­та оце­ни­ва­ют­ся так, что­бы ка­мень был об­ра­щен ли­це­вой сто­ро­ной вверх, по­сколь­ку огран­ка мо­жет вли­ять на ви­ди­мый цвет. Ана­ло­ги­ч­но, це­на этих ка­м­ней ос­но­ва­на на цве­те, ко­г­да ка­мень об­ра­щен ли­це­вой сто­ро­ной вверх, - чем ин­тен­сив­нее цвет, тем вы­ше це­на.

Вес в ка­ра­тах

В боль­шин­стве слу­ча­ев, чем вы­ше ве­со­вая ка­те­го­рия в ка­ра­тах, тем вы­ше це­на бри­л­ли­ан­та за ка­рат. Ка­рат - это еди­ни­ца ве­са, рав­ная 0,2 гра­м­ма. Вес мел­ких бри­л­ли­ан­тов ча­сто вы­ра­жа­ет­ся в по­ин­тах, при­чем один по­инт ра­вен 0,01 ка­ра­та. В ал­маз­ных рай­о­нах вы та­к­же мо­же­те услы­шать тер­мин «грей­нер». Это сло­во ис­поль­зу­ет­ся для опи­са­ния ве­са бри­л­ли­ан­та, крат­но­го 0,25 ка­ра­та (и­ли один гран). Сле­до­ва­тель­но, «че­ты­ре грей­не­ра» - это 1-ка­рат­ный бри­л­ли­ант.

Ес­ли бри­л­ли­ант ре­кла­ми­ру­ет­ся как име­ю­щий вес 0,25 по­ин­та, это мо­жет быть не­вер­но ис­тол­ко­ва­но, буд­то его вес со­став­ля­ет 0,25 ка­ра­та; в дей­стви­тель­но­сти 0,25 по­ин­та рав­но 0,0025 ка­ра­та. Ва­шим кли­ен­там ва­ж­но по­ни­мать пра­виль­ный вес бри­л­ли­ан­тов в укра­ше­ни­ях, ко­то­рые вы про­да­е­те, ина­че вас мо­гут об­ви­нить в том, что вы вво­ди­те их в за­б­лу­ж­де­ние.

Ка­че­ство огран­ки

Ка­че­ство огран­ки (и­ли «из­го­то­в­ле­ния») от­но­си­т­ся к про­пор­ци­ям и от­дел­ке ка­м­ня. Это очень ва­ж­ный фа­к­тор, ко­то­рый мо­жет по­в­ли­ять на це­ну бри­л­ли­ан­та вплоть до 50%.

Д­ва ос­но­в­ных по­ка­за­те­ля огран­ки:

1. Ви­ди­те ли вы блеск по все­му ка­м­ню, ко­г­да смо­т­ри­те на бри­л­ли­ант, об­ра­щен­ный ли­це­вой сто­ро­ной вверх? Ал­маз­ный блеск не дол­жен пре­ры­вать­ся боль­ши­ми те­м­ны­ми участ­ка­ми.

2. Пла­ти­те ли вы за ли­ш­ний вес?

О раз­ре­зе ка­м­ня сле­ду­ет су­дить не­во­ору­жен­ным гла­зом и с по­мо­щью 10-крат­но­го уве­ли­чи­тель­но­го стек­ла. Посмо­т­ри­те на бри­л­ли­ант как с ли­це­вой сто­ро­ны, об­ра­щен­ной вверх, так и в про­филь.

Стиль огран­ки и фор­ма ка­м­ня

На се­го­д­ня­ш­нем ры­н­ке бри­л­ли­ан­ты кру­г­лой огран­ки сто­ят до­ро­же, чем огран­ки «гру­ша», «мар­киз» и «и­зу­мруд». Вли­я­ние фор­мы ка­м­ня на его це­ну ва­рьи­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от его раз­ме­ра, спро­са и су­ще­ству­ю­ще­го пред­ло­же­ния. На­при­мер, в про­ш­лом бы­ли пе­ри­о­ды, ко­г­да огран­ка «мар­киз» про­да­ва­лись до­ро­же, чем ка­м­ни кру­г­лой огран­ки.

А­на­ло­ги­ч­но, бри­л­ли­ан­ты ква­д­рат­ной фор­мы мо­гут сто­ить на 15–30 про­цен­тов де­шев­ле, чем бри­л­ли­ан­ты кру­г­лой огран­ки. Это свя­за­но с тем, что при огран­ке ка­м­ней ква­д­рат­ной фор­мы мень­ше по­те­ри ве­са при чер­но­вой об­ра­бо­т­ке и, как пра­ви­ло, спрос на ква­д­рат­ную огран­ку мень­ше.

Раз­ли­ч­ные фор­мы огран­ки мо­гут быть по­лу­че­ны с по­мо­щью раз­ли­ч­ных ви­дов на­не­се­ния гра­ней. GIA упро­сти­ла опи­са­ние этих ви­дов огран­ки, огра­ни­чив их тре­мя ос­но­в­ны­ми ти­па­ми: бри­л­ли­ан­то­вая огран­ка, сту­пе­н­ча­тая (ле­сен­кой) и сме­шан­ная.

К­ва­д­рат­ные бри­л­ли­ан­ты бри­л­ли­ан­то­вой огран­ки (и­ли огран­ки «при­н­цес­са») мо­гут сто­ить не­м­но­го боль­ше, чем ква­д­рат­ные ка­м­ни сту­пе­н­ча­той огран­ки, в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра. Эти ка­м­ни име­ют оди­на­ко­вую фор­му, но раз­ные сти­ли огран­ки. За­па­тен­то­ван­ные и за­ре­ги­стри­ро­ван­ные под тор­го­вой мар­кой сти­ли огран­ки обы­ч­но про­да­ют­ся до­ро­же, чем ти­по­вые огран­ки той же фор­мы.

Стиль огран­ки ока­зы­ва­ет зна­чи­тель­ное вли­я­ние на це­ну бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­но­го цве­та, так как цвет этих ка­м­ней, об­ра­щен­ный ли­це­вой сто­ро­ной вверх, мо­жет быть уси­лен их фор­мой и сти­лем огран­ки, а та­к­же тем, что ал­маз­ное сы­рье очень до­ро­го сто­ит. На­при­мер, яр­ко-­жел­тый кру­г­лый бри­л­ли­ант ве­сом в 1 ка­рат мо­жет сто­ить где-то на 10-100 про­цен­тов боль­ше, чем ка­мень с та­ким же ве­сом и ка­те­го­ри­ей цве­та с огран­кой «ра­ди­ант», пря­мо­у­голь­ной или ква­д­рат­ной огран­ки «бри­л­ли­ант» со ско­шен­ны­ми уг­ла­ми (ко­неч­но же, в за­ви­си­мо­сти от ка­м­ней и ди­ле­ра, ко­то­рый их про­да­ет). Это свя­за­но с тем, что для до­сти­же­ния та­ко­го же ин­тен­сив­но­го жел­то­го цве­та ка­м­ня, ко­г­да он об­ра­щен ли­це­вой сто­ро­ной вверх, не­об­ра­бо­тан­ный ал­маз для ка­м­ня кру­г­лой огран­ки дол­жен быть те­м­нее, чем для ка­м­ня огран­ки «ра­ди­ант» - огран­щи­ки не мо­гут так силь­но иг­рать с уг­ла­ми и фор­ма­ми ал­ма­за кру­г­лой огран­ки, что­бы ма­к­си­ми­зи­ро­вать их цвет. Ко­ро­че го­во­ря, чем ин­тен­сив­нее цвет ал­ма­за, тем вы­ше це­на; окон­ча­тель­ная це­на бри­л­ли­ан­та в ос­но­в­ном за­ви­сит от сто­и­мо­сти ал­ма­зов.

Чи­сто­та

Чи­сто­та от­но­си­т­ся к той сте­пе­ни, в ко­то­рой ка­мень сво­бо­ден от вне­ш­них де­фек­тов (изъ­я­нов) и внут­рен­них осо­бен­но­стей (в­клю­че­ний). Пять фа­к­то­ров оцен­ки чи­сто­ты - это раз­мер, ко­ли­че­ство, ме­сто­по­ло­же­ние, ха­ра­к­тер и ре­льеф.

Су­ще­ству­ет 11 сте­пе­ней чи­сто­ты по оцен­ке GIA, ко­то­рые опре­де­ле­ны на GIA.edu как:

• Без изъ­я­на (FL): ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный оцен­щик, ис­поль­зу­ю­щий 10-крат­ное уве­ли­че­ние, не ви­дит ни­ка­ких вклю­че­ний или изъ­я­нов.

• Внут­рен­не без изъ­я­нов (IF): ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный оцен­щик, ис­поль­зу­ю­щий 10-крат­ное уве­ли­че­ние, не ви­дит ни­ка­ких вклю­че­ний, а толь­ко изъ­я­ны.

• Очень, очень не­з­на­чи­тель­ные вклю­че­ния (VVS1 и VVS2): ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му оцен­щи­ку труд­но уви­деть вклю­че­ния при 10-крат­ном уве­ли­че­нии.

• Очень не­з­на­чи­тель­ное вклю­че­ние (VS1 и VS2): вклю­че­ния не­з­на­чи­тель­ны и ва­рьи­ру­ют­ся от труд­но опре­де­ля­е­мых до в не­ко­то­рой сте­пе­ни ле­г­ко опре­де­ля­е­мых ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным оцен­щи­ком при 10-крат­ном уве­ли­че­нии.

• Нез­на­чи­тель­ное вклю­че­ние (SI1 и SI2): Вклю­че­ния за­мет­ны для ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го оцен­щи­ка при 10-крат­ном уве­ли­че­нии.

• Вклю­че­ния (I1, I2 и I3). Вклю­че­ния оче­вид­ны при 10-крат­ном уве­ли­че­нии и мо­гут вли­ять на про­з­ра­ч­ность и свер­ка­ние.

Про­з­ра­ч­ность мо­жет иг­рать ва­ж­ную роль в опре­де­ле­нии сто­и­мо­сти и вос­тре­бо­ван­но­сти дра­го­цен­но­го ка­м­ня; в боль­шин­стве слу­ча­ев, чем вы­ше про­з­ра­ч­но­сть, тем до­ро­же дра­го­цен­ный ка­мень.

Про­ис­хо­ж­де­ни­е

Посколь­ку вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии (и­ли син­те­ти­че­ские) бри­л­ли­ан­ты ста­ли ле­г­ко до­сту­п­ны, це­ны на эти ка­м­ни зна­чи­тель­но упа­ли, и те­перь они зна­чи­тель­но ни­же сто­и­мо­сти до­бы­ва­е­мых (при­род­ных) бри­л­ли­ан­тов. На­при­мер, се­го­д­ня­ш­ний по­ку­па­тель мо­жет ку­пить вы­ра­щен­ный в ла­бо­ра­то­рии со­ли­тер ро­зо­во­го цве­та ве­сом в 0,5 ка­ра­та, встав­лен­ный в под­вес­ку из се­реб­ра вы­с­шей про­бы с по­кры­ти­ем из ро­зо­во­го зо­ло­та все­го лишь за $500.

Про­з­ра­ч­но­сть­

GIA и ча­сто ци­ти­ру­е­мый спра­воч­ник «Дра­го­цен­ные ка­м­ни» (Gems) Ро­бер­та Веб­сте­ра (Robert Webster) опре­де­ля­ют «про­з­ра­ч­но­сть» как сте­пе­нь, в ко­то­рой дра­го­цен­ный ка­мень про­пус­ка­ет свет. (Ми­не­ра­ло­ги ис­поль­зу­ют тер­мин «све­то­про­ни­ца­е­мо­сть» (diaphaneity) для опи­са­ния это­го, но ге­м­мо­ло­ги пред­по­чи­та­ют «про­з­ра­ч­но­сть», по­то­му что так ле­г­че по­нять не­про­фес­си­о­на­лам.)

Су­ще­ству­ет пять ка­те­го­рий про­з­ра­ч­но­сти:

• Про­з­ра­ч­ный (transparent): пред­ме­ты, ви­ди­мые че­рез дра­го­цен­ный ка­мень, вы­г­ля­дят чет­ки­ми и от­чет­ли­вы­ми.

• По­лу­про­з­ра­ч­ный (semi-transparent): пред­ме­ты вы­г­ля­дят сле­г­ка мут­ны­ми или раз­мы­ты­ми че­рез ка­мень.

• Про­све­чи­ва­ю­щий (translucent): бри­л­ли­ант мут­но­ва­тый и мо­лоч­ный, как ма­то­вое стек­ло.

• По­лу­про­све­чи­ва­ю­щий или по­лу­не­про­з­ра­ч­ный (semi-translucent or semi-opaque): толь­ко не­боль­шая до­ля све­та про­хо­дит че­рез ка­мень, в ос­но­в­ном по кра­ям.

• Не­про­з­ра­ч­ный (opaque): пра­к­ти­че­ски ни­ка­кой свет не мо­жет прой­ти че­рез дра­го­цен­ный ка­мень.

Про­з­ра­ч­ность мо­жет сыг­рать ва­ж­ную роль в опре­де­ле­нии сто­и­мо­сти и вос­тре­бо­ван­но­сти дра­го­цен­но­го ка­м­ня; в боль­шин­стве слу­ча­ев, чем вы­ше про­з­ра­ч­но­сть, тем цен­нее дра­го­цен­ный ка­мень.

Хо­тя чи­сто­та и про­з­ра­ч­ность вза­и­мо­свя­за­ны, они та­к­же раз­ли­ча­ют­ся. Ес­ли в про­з­ра­ч­ном бри­л­ли­ан­те об­на­ру­жи­ва­ет­ся мут­но­ва­тое пят­но, мут­но­ва­тость яв­ля­ет­ся ха­ра­к­те­ри­сти­кой чи­сто­ты; од­на­ко, ес­ли весь бри­л­ли­ант яв­ля­ет­ся мут­но­ва­тым из-­за суб­ми­к­ро­ско­пи­че­ских вклю­че­ний, мут­но­ва­тость яв­ля­ет­ся во­про­сом про­з­ра­ч­но­сти. Кро­ме то­го, ес­ли бри­л­ли­ант очень мут­ный, это, ве­ро­ят­но, по­в­ли­я­ет на оцен­ку чи­сто­ты. В боль­шин­стве слу­ча­ев, од­на­ко, оцен­ки чи­сто­ты не яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­лем сте­пе­ни про­з­ра­ч­но­сти бри­л­ли­ан­та. Это про­ис­хо­дит по­то­му что:

• Ла­бо­ра­то­рии по сер­ти­фи­ка­ции бри­л­ли­ан­тов обы­ч­но не учи­ты­ва­ют не­з­на­чи­тель­ные раз­ли­чия в про­з­ра­ч­но­сти (на­при­мер, за­ту­ма­нен­ные и сле­г­ка мут­но­ва­тые бри­л­ли­ан­ты чи­сто­ты VS); а та­к­же

• Бри­л­ли­ан­ты с яв­ны­ми про­б­ле­ма­ми про­з­ра­ч­но­сти ред­ко пе­ре­да­ют­ся в ла­бо­ра­то­рии для оцен­ки - ча­ще все­го они уста­нав­ли­ва­ют­ся в юве­ли­р­ные из­де­лия по до­го­вор­ной це­не.

Ста­тус об­ра­бо­т­ки

В от­ли­чие от цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней, боль­шин­ство бри­л­ли­ан­тов не под­вер­га­ют­ся об­ра­бо­т­ке; од­на­ко си­ту­а­ция ме­ня­ет­ся. Бри­л­ли­ан­ты те­перь мо­гут под­вер­гать­ся за­пол­не­нию тре­щин, ла­зер­но­му свер­ле­нию, на­не­се­нию по­кры­тий, об­лу­че­нию, на­гре­ву и об­ра­бо­т­ке под вы­со­ким дав­ле­ни­ем и при вы­со­кой те­м­пе­ра­ту­ре (HPHT), что­бы улуч­шить их чи­сто­ту, цвет, про­з­ра­ч­ность и то­вар­ные свой­ства.

Бри­л­ли­ан­ты, окра­шен­ные с по­мо­щью об­лу­че­ния или об­ра­бо­т­ки с по­мо­щью HPHT, сто­ят лишь ма­лую до­лю от сто­и­мо­сти при­род­ных бри­л­ли­ан­тов фан­та­зий­но­го цве­та. На­при­мер, об­ра­бо­тан­ный бри­л­ли­ант «фан­та­зий­но­го» зе­ле­но­го цве­та чи­сто­ты VS ве­сом в 1 ка­рат мо­жет сто­ить в роз­ни­ч­ной тор­го­в­ле око­ло $5 000 за ка­рат; од­на­ко, ес­ли бы этот же бри­л­ли­ант имел при­род­ный цвет, он, ве­ро­ят­но, про­да­вал­ся бы по це­не свы­ше $200 000 за ка­рат, по­сколь­ку при­род­ные зе­ле­ные ал­ма­зы не­о­бы­чай­но ред­ки. В мае 2016 го­да Christie's вы­ста­вил на тор­ги не­о­бы­ч­ный яр­ко-­зе­ле­ный бри­л­ли­ант «Aurora Green» чи­сто­ты VS2 ве­сом 5,03 ка­ра­та за $16,8 млн (и­ли $3,3 млн за ка­рат).

Об­ра­бо­тан­ные зе­ле­ные бри­л­ли­ан­ты го­раз­до ле­г­че най­ти, и их ча­сто про­из­во­дят из не­до­ро­гих ка­м­ней ко­ри­ч­не­ва­то­го цве­та или цве­та ни­же L - по су­ти, по­ку­па­тель опла­чи­ва­ет сто­и­мость не­до­ро­го­го бри­л­ли­ан­та и про­цесс об­ра­бо­т­ки.

Боль­шин­ство из слу­ча­ев за­пол­не­ния тре­щин, ла­зер­но­го свер­ле­ния и по­кры­тия мо­гут быть об­на­ру­же­ны ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми юве­ли­ра­ми и оцен­щи­ка­ми. Для точ­но­го об­на­ру­же­ния об­лу­че­ния и воз­дей­ствия HPHT обы­ч­но тре­бу­ет­ся спе­ци­аль­ный опыт и сло­ж­ное обо­ру­до­ва­ние, име­ю­ще­е­ся в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной не­за­ви­си­мой ла­бо­ра­то­рии дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Как го­во­ри­лось ра­нее, по­ку­п­ка бри­л­ли­ан­та с сер­ти­фи­ка­том, вы­дан­ным ла­бо­ра­то­ри­ей, име­ет жиз­нен­но ва­ж­ное зна­че­ние, так как эта до­ку­мен­та­ция под­твер­ж­да­ет, об­ра­бо­тан бри­л­ли­ант или нет. Кру­п­ные ла­бо­ра­то­рии спо­соб­ны иден­ти­фи­ци­ро­вать по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство об­ра­бо­тан­ных бри­л­ли­ан­то­в; ес­ли они не мо­гут, они ука­жут, что ста­тус об­ра­бо­т­ки не опре­де­лен.

С рас­про­стра­не­ни­ем об­ра­бо­ток и син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов эф­фек­тив­ная пра­к­ти­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы про­сить по­став­щи­ков при­род­ных бри­л­ли­ан­тов иден­ти­фи­ци­ро­вать свои бри­л­ли­ан­ты как не­об­ра­бо­тан­ные и при­род­ные в сче­тах, осо­бен­но при ра­бо­те с но­вы­ми по­став­щи­ка­ми. Эта пра­к­ти­ка по­мо­жет за­щи­тить юве­ли­ров от за­яв­ле­ний о воз­мо­ж­ном ис­ка­же­нии ин­фор­ма­ции, ес­ли бри­л­ли­ант ока­жет­ся об­ра­бо­тан­ным. Ес­ли ка­мень иден­ти­фи­ци­ро­ван как под­вер­г­ший­ся об­ла­го­ра­жи­ва­нию или об­ра­бо­т­ке, это озна­ча­ет, что про­ве­де­на его об­ра­бо­т­ка. Кон­крет­ная об­ра­бо­т­ка дол­ж­на быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­на и чет­ко объ­яс­не­на кли­ен­ту до со­вер­ше­ния тран­за­к­ции. Прив­ле­ка­тель­ные не­об­ра­бо­тан­ные бри­л­ли­ан­ты по-­пре­ж­не­му ле­г­ко до­сту­п­ны и пред­став­ля­ют на­и­мень­шее ко­ли­че­ство по­тен­ци­аль­ных про­б­лем для юве­ли­ров.

За­клю­че­ни­е

В то вре­мя как «4C» бы­ли в свое вре­мя все­объ­е­м­лю­щим ме­то­дом це­но­об­ра­зо­ва­ния на бри­л­ли­ан­ты, ал­маз­ная от­расль раз­ви­ва­лась и вво­ди­ла до­пол­ни­тель­ные фа­к­то­ры фор­ми­ро­ва­ния це­ны. Не­смо­т­ря на то, что бы­ло бы не­ра­зу­м­но ожи­дать, что юве­ли­ры от­ка­жут­ся от сво­их ди­а­грамм «4C» и свя­за­н­ных с ни­ми ре­кла­м­ных ма­те­ри­а­лов, участ­ни­ки тор­го­в­ли и по­тре­би­те­ли дол­ж­ны знать о до­пол­ни­тель­ных эле­мен­тах, вли­я­ю­щих на сто­и­мость бри­л­ли­ан­тов.

Ре­не Нью­ман, ба­ка­лавр, ма­гистр гу­ма­ни­тар­ных на­ук, спе­ци­а­лист по ге­м­мо­ло­гии, лек­тор и ав­тор 13 книг по дра­го­цен­ным ка­м­ням и юве­ли­р­ным из­де­ли­ям, вклю­чая «Ру­ко­вод­ство по ал­ма­зам: как иден­ти­фи­ци­ро­вать и оце­ни­вать бри­л­ли­ан­ты» (Diamond Handbook: How to Identify & Evaluate Diamonds), 3-е из­да­ние. Свою первую кни­гу «Ру­ко­вод­ство по по­ку­п­ке бри­л­ли­ан­то­во­го коль­ца» (Diamond Ring Buying Guide) она на­пи­са­ла в 1989 го­ду, ра­бо­тая в кор­по­ра­ции Josam Diamond Trading Corporation в цен­т­ре Лос-Ан­д­же­ле­са. Но­вое вось­мое из­да­ние бу­дет до­сту­п­но в фев­ра­ле 2020 го­да. По­дроб­нее о Ре­не и ее кни­гах см.www.ReneeNewman.com.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->