Петербургский ювелирный производитель ПАО «Русские самоцветы» за пять лет потерял 50% доходов от продажи продукции. Население России нищает — ему не до бриллиантов. Ювелиры банкротятся: за пять лет с рынка ушел каждый пятый игрок.
В 2018 году «Русские самоцветы», принадлежащие семье бизнесменов Докучаевых, отгрузили на внутренний и внешний рынки продукцию стоимостью 494,5 млн рублей против 630,7 млн в 2017-м. На экспорт в 2018 году ушло ювелирки всего на 29,3 млн рублей — это в 1,7 раза меньше, чем в 2017-м, когда производитель отправил за рубеж товары на 49,5 млн. За пять лет, с 2014-го, объемы упали вполовину (см. «Отгрузка продукции «Русских самоцветов»). Лучше всего раскупают столовое серебро — на него пришлось 29,5% выручки компании, на втором месте изделия с бриллиантами — 28,4%. А вот товары из «Православной коллекции», которые производитель начал выпускать в 2016 году, вложив в это направление 20 млн рублей, не оправдали ожиданий и принесли компании лишь 4% выручки. Самые активные покупатели в Петербурге, Москве, Липецкой и Московской областях — на них пришлось 53% продаж компании. Доля «Русских самоцветов» на рынке России — 0,5%.
Курсы доллара и евро растут, в итоге дорожает сырье и стоимость конечной продукции. А беднеющее население не горит желанием покупать бриллианты, объясняет снижение спроса компания в своем годовом отчете. Экспорт тоже не приносит больших прибылей — его доля в общем объеме отгрузки «Русских самоцветов» сократилась с 15,71% в 2014 году до 5,93% в 2018-м. Снижение продаж сподвигло «Русские самоцветы» на рефинансирование кредитов.
В 2016-2017 годах компания взяла в банке «Санкт-Петербург» 150 млн рублей на погашение долга в «Ланта-Банке» и 80 млн — на текущую деятельность. Теперь производитель снова рефинансирует кредит, на этот раз взяв деньги у ВТБ до 2025 года банк открыл «Русским самоцветам» невозобновляемую кредитную линию на 313 млн рублей со сроком погашения этапами в 2024-м и 2025 годах. В залог банк получил принадлежащий предприятию торговый центр «Мебель Холл» на площади Карла Фаберже и участок под ним.
В отрасли уже который год идут массовые банкротства. Первая волна банкротств потрясла рынок в 2015 году. Например, в Петербурге рухнули такие крупные игроки, как ювелирные сети «Адамас», «Яшма», завод «Альфа» и еще несколько десятков более мелких игроков. В 2016-2018 годах с рынка уходили по 7-10% компаний ежегодно. В 2019-м тенденция сохранится, предполагают эксперты.