3 апреля в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся круглый стол Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, посвященного обсуждению проекта федерального закона № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней».
В работе круглого стола приняли участие представители Государственной Думы, Минфина России, Минпромторга России, Гохрана России, Пробирной палаты России, отраслевых предприятий, профессиональных объединений и экспертного сообщества.
На рассмотрение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» (Законопроект № 638854-7).
В части 1 статьи 19.14 КоАП перечислены все виды операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением незаконного аффинажа и самовольной добычи, и установлена административная ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета, хранения, торговли, перевозки, пересылки драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий их содержащих.
Председатель Комитета ТПП РФ Игорь Тихов, открывая круглый стол, отметил, что увеличение размера штрафов, в случае вступления закона в силу, будет происходить на фоне ряда других нововведений в отраслевом законодательстве, вступивших в силу или готовящихся к принятию, каждое из которых призвано усилить контроль за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
На повестке дня обсуждение законопроекта, устанавливающего неожиданно высокое, в 20 раз, повышение штрафов, не дифференцированных по тяжести, последствиям и общественной опасности правонарушений, в связи с чем возникают риски налогового и неналогового преследования предпринимателей.
Более подробно остановился на нововведениях в законодательстве, регулирующем рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, и их возможных последствиях генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин. Учитывая, что традиционно проведение контрольных мероприятий предполагает окончание проверки обязательным привлечением проверяемого к административной ответственности, принятие предлагаемых законопроектом мер потребует существенных, а зачастую – непосильных, затрат на ведение бизнеса и приведeт к утрате конкурентоспособности российских предпринимателей. Также Гильдия ювелиров России считает необходимым до введения нормы в действие разработать единый свод правил с исчерпывающим перечнем обязательных требований в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий, их содержащих.
Заместитель председателя Комитета Олег Пелевин в своем выступлении выразил мнение аффинажных заводов и производителей технических изделий из драгоценных металлов – участников возглавляемого им Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, которые считают безосновательным утверждение разработчиков законопроекта о том, что ужесточение уже имеющихся санкций является своевременным, необходимым и обязательным в связи с тем, что последнее изменение размера штрафных санкций в соответствующей сфере датируется 2011 годом.
Следуя этой логике, все кодексы следует пересматривать с периодичностью 8-10 лет в сторону их ужесточения. Также Олег Пелевин обратил внимание, что авторами законопроекта не учтено то обстоятельство, что у аффинажных заводов, а также производителей технических изделий из драгоценных металлов отсутствует розница, используется исключительно безналичный расчет, за которым стоит банковский контроль, органы Росфинмониторинга, инспекции Пробирной палаты. Эти уже имеющиеся способы контроля и надзора в ряде случаев являются дублирующими и избыточными. Может стоять вопрос об их упорядочивании, но никак не об ужесточении.
Авторы законопроекта, по мнению Олега Пелевина, вольно обращаются с понятиями и определениями, мера наказания отдаeтся на субъективное решение конкретных представителей компетентных субъектов (органов, должностных лиц) административной юрисдикции, не обязывая их воспринимать и толковать эти нормы в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Законопроектом предусматривается административная ответственность за осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами. При этом не учтено, что в Федеральном законе посредством указанной деятельности определяется аффинаж драгоценных металлов и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 года № 972 утвержден Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.
Завершая свое выступление, Олег Пелевин заключил, что законопроект, предусматривающий широкий диапазон наказаний без конкретизации тяжести последствий от каждого деяния, носит откровенно коррупционный характер.
Заместитель директора Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России Юлия Гончаренко пояснила, что обсуждаемый законопроект был разработан в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина об усилении административной ответственности. Вместе с тем, доводы бизнеса представляются конструктивными и убедительными, и в этой связи Минфин России поддерживает мнение о необходимости доработки законопроекта.
Согласились с заявлением Минфина России и подтвердили готовность участвовать в работе по внесению поправок в законопроект заместитель руководителя Пробирной палаты России Дмитрий Замышляев, первый заместитель руководителя Гохрана России Андрей Кутепов и заместитель начальника отдела стратегического планирования и материаловедения Департамента металлургии и материалов Минпромторга России Степан Коваленко.
Участвовавший в работе круглого стола депутат Государственной Думы Виктор Зубарев, в свою очередь, подтвердил готовность содействовать работе по внесению поправок, предлагаемых бизнесом, в текст законопроекта.
Член Комитета ТПП РФ, исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народно-художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков обратил внимание собравшихся на то, что проектируемое введение в законодательстве понятия «полудрагоценные камни» окажется губительным для представителей малого бизнеса, использующих в своей деятельности полудрагоценные камни, народных художественных промыслов, коллекционеров и даже простых туристов, которым «повезeт» найти янтарь на берегу Балтийского моря в Калининградской области.
В ходе дискуссии участники круглого стола затрагивали и другие темы, касающиеся сферы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Об особенностях и возможностях онлайн-торговли ювелирными изделиями рассказал член Комитета, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артeм Соколов.
Член Комитета, председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба проинформировал участников мероприятия о взаимодействии с Минпромторгом России по вопросу экспорта российскими недропользователями концентратов упорных руд ввиду отсутствия необходимых технологических компетенций у аффинажных заводов страны.
Участники круглого стола пришли к единодушному мнению, что принятие законопроекта в рассматриваемой редакции не решит проблему эффективности системы государственного контроля (надзора) в указанной сфере, повлечет необоснованное увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в правовом поле, а также в связи с некорректностью используемых в тексте формулировок, создаст предпосылки к необоснованному привлечению к административной ответственности.
Бизнес-сообщество подчеркивает, что увеличение административных штрафов в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней на предполагаемый законопроектом уровень имеет для отрасли критическое, жизненно важное значение, способное оказать очень существенное влияние на условия ведения бизнеса в отрасли.
По итогам принято решение подготовить обращение к Президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергею Катырину с просьбой о направлении в Государственную Думу резолюции круглого стола с предлагаемыми поправками к тексту законопроекта.
Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства
драгоценных металлов и драгоценных камней,
О.Герасимова