Росфинмониторинг выпустил методические рекомендации по рискам ОД/ФТ

Раздел: Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
05 марта 2019 г.

Пи­ни­ги­на Еле­на, экс­перт в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Ко­м­мен­та­рии экс­пе­р­та к Ме­то­ди­че­ским ре­ко­мен­да­ци­ям Рос­фин­мо­ни­то­рин­га по про­ве­де­нию оцен­ки ри­с­ков ОД/ФТ от 01.03.2019.

01.03.2019 на офи­ци­аль­ном сай­те Фе­де­раль­ной служ­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу бы­ло раз­ме­ще­но Ин­фор­ма­ци­он­ное Пись­мо №59 «О ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях по про­ве­де­нию оцен­ки рис­ков ОД/ФТ ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми».

Ре­ко­мен­да­ции под­го­тов­ле­ны Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом в це­лях ока­за­ния ме­то­ди­че­ской по­мо­щи субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га по ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нию ими внут­рен­не­го кон­тро­ля в ча­сти вы­яв­ле­ния и оцен­ки сво­их рис­ков от­мы­ва­ния де­нег и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, до­ку­мен­ти­ро­ва­ния оце­нок, обес­пе­че­ния их ак­ту­аль­но­сти, а так­же фор­ми­ро­ва­ния по­ряд­ка ин­фор­ми­ро­ва­ния упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на о ре­зуль­та­тах про­во­ди­мой оцен­ки рис­ков.

За­да­ча Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций – фор­ми­ро­ва­ние внут­рен­них по­ли­тик и про­це­дур, ко­то­рые поз­во­ля­ют субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га эф­фек­тив­но кон­тро­ли­ро­вать и сни­жать вы­яв­ля­е­мые рис­ки ОД/ФТ.

О пра­к­ти­че­ском при­ме­не­нии ре­ко­мен­да­ций, да­лее чи­тай­те ко­м­мен­та­рий экс­пе­р­та в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ – Пи­ни­ги­ной Еле­ны.

Вы­пу­щен­ные ре­ко­мен­да­ции име­ют су­ще­ствен­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние так как, ра­нее субъ­ек­ты Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ име­ли воз­мож­ность ру­ко­вод­ство­вать­ся толь­ко Ин­фор­ма­ци­он­ным пись­мом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­зна­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма».

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции рас­ши­ри­ли пе­ре­чень при­зна­ков и усло­вий вы­со­ко­го уров­ня рис­ка ОД/ФТ, тре­бо­ва­ния к про­грам­ме оцен­ки рис­ков пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, что поз­во­лит субъ­ек­там пер­вич­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га бо­лее эф­фек­тив­но ре­а­ли­зо­вы­вать про­грам­му оцен­ки риска.

На ка­ких субъ­ек­тов рас­про­стра­ня­ют­ся Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции?

Ре­ко­мен­да­ции вы­пу­ще­ны для ор­га­ни­за­ций ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, пе­ре­чис­лен­ных в ста­тье 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (за ис­клю­че­ни­ем не­кре­дит­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций), к ко­то­рым от­но­сят­ся так­же ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли, осу­ществ­ля­ю­щие скуп­ку, куп­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий (роз­нич­ная и опто­вая про­да­жа, из­го­тов­ле­ние, ре­монт и про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий, скуп­ка, и др.).

Не­об­хо­ди­мо ли вно­сить из­ме­не­ния в Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в свя­зи с вы­пу­щен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми?

Тре­бо­ва­ния к Пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ уста­нов­ле­ны По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утвер­жде­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­зна­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и".

И­мен­но п. 15 рас­кры­ва­ет со­дер­жа­ние про­грам­мы оцен­ки риска, ко­то­рая обя­за­тель­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в пра­ви­лах: «Про­грам­ма оцен­ки рис­ка преду­смат­ри­ва­ет по­ря­док и пе­ри­о­дич­ность осу­ществ­ле­ния мо­ни­то­рин­га опе­ра­ций (сде­лок) кли­ен­та в це­лях про­ве­де­ния оцен­ки сте­пе­ни (у­ров­ня) рис­ка и по­сле­ду­ю­ще­го кон­тро­ля за ее из­ме­не­ни­ем».

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции так же со­дер­жат в се­бе ука­за­ние на не­об­хо­ди­мость вклю­чить в пра­ви­ла опре­де­лен­ные раз­де­лы, и рас­ши­ря­ют пе­ре­чень при­зна­ков вы­со­ко­го уров­ня риска, раз­де­ляя их по ка­те­го­ри­ям.

В про­гра­м­му оцен­ки ри­с­ка не­об­хо­ди­мо вклю­чить сле­ду­ю­щие раз­де­лы:
1. Ме­то­ди­ка оцен­ки и при­сво­е­ния кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка до при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та и в хо­де его об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рой ре­ко­мен­ду­ет­ся пре­ду­смо­т­реть:
а) клас­си­фи­ка­цию ри­с­ков по сле­ду­ю­щим ка­те­го­ри­ям:

  1. ри­с­ки, свя­за­н­ные со стра­на­ми и от­дель­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми тер­ри­то­ри­я­ми (да­лее – стра­но­вые ри­с­ки);
  2. ри­с­ки, свя­за­н­ные кли­ен­та­ми (да­лее – кли­ен­т­ские ри­с­ки);
  3. ри­с­ки, свя­за­н­ные с про­дук­та­ми, услу­га­ми, опе­ра­ци­я­ми (сдел­ка­ми) или ка­на­ла­ми по­ста­вок, со­вер­ша­е­мы­ми кли­ен­том (да­лее – опе­ра­ци­он­ные ри­с­ки).

Субъ­ек­ты пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га впра­ве раз­ра­ба­ты­вать до­пол­ни­тель­ные клас­си­фи­ка­то­ры ри­с­ков ОД/ФТ по сво­е­му усмо­т­ре­нию.
б) струк­ту­ру сте­пе­ней (у­ро­в­ней) риска [1].
в) по­ря­док при­сво­е­ния сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ, а та­к­же пе­ре­смо­т­ра при­сво­ен­ной кли­ен­ту сте­пе­ни (у­ро­в­ня) ри­с­ка ОД/ФТ.
2. По­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ре­зуль­та­тов оцен­ки ри­с­ка ОД/ФТ.
3. Управ­ле­ние ри­с­ка­ми ОД/ФТ, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ня­тие мер по сни­же­нию ри­с­ков ОД/ФТ и смя­г­че­нию их воз­мо­ж­ных по­след­ствий (раз­дел V).

Та­ким об­ра­зом, не­об­хо­ди­мость вне­сти из­ме­не­ния в ПВК в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ, су­ще­ству­ет, и я ре­ко­мен­дую не иг­но­ри­ро­вать ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на в сфе­ре ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Срок вне­се­ния из­ме­не­ний в ПВК не уста­но­в­лен, т.к. Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции не яв­ля­ют­ся нор­ма­тив­ным ак­том, я ре­ко­мен­дую учесть до­ку­мент при оче­ред­ном вне­се­нии из­ме­не­нии в Пра­ви­ла, ко­г­да это обя­за­тель­но. На­при­мер, вме­сте с ре­да­к­ци­ей, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо утвер­дить в срок до 23 мар­та 2019 го­да. По­дроб­нее >>

Ка­кие еще до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо учесть при раз­ра­бо­т­ке но­вой про­гра­м­мы оцен­ки ри­с­ка в Пра­ви­лах внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ/ФРОМУ?

Со­глас­но са­мим ре­ко­мен­да­ци­ям при оцен­ке ри­с­ков дол­ж­ны учи­ты­вать­ся:

  • ре­зуль­та­ты на­ци­о­наль­ной оцен­ки ри­с­ков - От­че­ты о на­ци­о­наль­ной оцен­ке ри­с­ков ОД/ФТ раз­ме­ще­ны на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га и Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
  • сек­то­раль­ных оце­нок ри­с­ков ОД/ФТ – раз­ме­ще­ны в Ли­ч­ных ка­би­не­тах субъ­ек­тов пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га;
  • ре­ко­мен­да­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на, из­ло­жен­ные в Ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 02.08.2011 № 17 «О при­з­на­ках опе­ра­ций, ви­дов и усло­вий де­я­тель­но­сти, име­ю­щих по­вы­шен­ный риск со­вер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма», а та­к­же на­сто­я­щие Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ци­и;
  • а та­к­же име­ю­щи­е­ся ти­по­ло­гии ОД/ФТ, раз­ме­ща­е­мые в Ли­ч­ном ка­би­не­те на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, на офи­ци­аль­ных сай­тах ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, за­ни­ма­ю­щих­ся во­про­са­ми ПОД/ФТ, и иных до­сту­п­ных ис­точ­ни­ках.

Рос­фин­мо­ни­то­ринг вво­дит но­вый вид от­чет­но­сти раз в год о ри­с­ках ОД/ФТ?

О­бя­за­н­но­сти ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг о ри­с­ках ОД/ФТ за­ко­ном не уста­но­в­ле­на. Од­на­ко, сто­ит уче­сть, что ре­ко­мен­да­ции Рос­фин­мо­ни­то­рин­га дол­ж­ны при­ни­мать­ся во вни­ма­ние субъ­ек­та­ми за­ко­на №15-ФЗ и при воз­мо­ж­но­сти их ис­пол­не­ния, дол­ж­ны ис­пол­нять­ся. Пе­ри­о­ди­ч­ность по­ря­док пред­став­ле­ния, со­дер­жа­ние от­че­та, ука­за­но в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях.

Субъ­ек­там пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ре­ко­мен­ду­ет­ся ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­ринг об ак­ту­аль­ных ри­с­ках ОД/ФТ, име­ю­щих­ся в их де­я­тель­но­сти не ре­же од­но­го ра­за в год или по ме­ре вы­яв­ле­ния но­вых ри­с­ков ОД/ФТ.

Ука­за­н­ную ин­фор­ма­цию ре­ко­мен­ду­ет­ся на­прав­лять в элек­трон­ной фор­ме че­рез Ли­ч­ный ка­би­нет субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га (раз­дел – «Рис­ки ОД/ФТ» / «Ис­хо­дя­щие»).

При этом в от­чет о ри­с­ках ОД/ФТ це­ле­со­об­раз­но вклю­чить сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

  • пе­ре­чень вы­яв­ля­е­мых ри­с­ков, с при­сво­ен­ной им сте­пе­нью (у­ро­в­нем);
  • обос­но­ва­ние при­сво­е­ния вы­яв­ля­е­мым ри­с­кам со­о­т­вет­ству­ю­щих уро­в­ней риска;
  • опи­са­ние при­ме­ня­е­мых мер по управ­ле­нию ри­с­ка­ми;
  • опи­са­ние про­б­лем, воз­ни­ка­ю­щих при вы­яв­ле­нии со­о­т­вет­ству­ю­щих ри­с­ков,
  • иная зна­чи­мая по мне­нию субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ин­фор­ма­ция.

Не­об­хо­ди­мо ли про­ве­сти внут­рен­нее обу­че­ние в фор­ме до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа в свя­зи с вы­хо­дом Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций?

Та­кой обя­за­н­но­сти нет, так как до­ку­мент нор­ма­тив­ным ак­том не яв­ля­ет­ся, но я ре­ко­мен­дую озна­ко­мить со­труд­ни­ков с тек­стом ре­ко­мен­да­ций для то­го, чтоб со­труд­ни­ки, про­во­дя­щие иден­ти­фи­ка­цию и участ­ву­ю­щие в со­вер­ше­нии сде­лок (о­пе­ра­ций) с кли­ен­та­ми, мо­г­ли эф­фек­тив­но управ­лять ри­с­ка­ми ОД/ФТ.

Оз­на­ко­мить­ся с Ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми >>

За­ка­зать но­вые ПВК с уче­том из­ме­не­ний от 23.02.2019 и Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций >>


[1]­на­при­мер, вы­со­кий, по­вы­шен­ный, уме­рен­ный, низ­кий­;

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->