Пинигина Елена, эксперт в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Комментарии эксперта №3/2019 от 15.02.2019 к Приказу Росфинмониторинга №366 от 22.11.2018
Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" вступит в силу 23.02.2019 взамен Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 N59.
На кого распространяются требования Приказа №366?
Новый приказ устанавливает правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, и подлежат применению:
Какие действия необходимо предпринять организациям и предпринимателям в связи с вступлением в силу Приказа №366?
Что изменилось с 23 февраля 2019 года в порядке идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев?
Я отмечу наиболее важные изменения, имеющие существенное значение для осуществления внутреннего контроля и связанных с ним прав и обязанностей субъектов закона №115-ФЗ.
1. Приказом закреплено право организации или предпринимателя на основании агентского договора или договора поручения привлекать третьих лиц для сбора сведений и документов, необходимых организациям и индивидуальным предпринимателям в целях идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. В этом случае идентификация проводится непосредственно самой организацией или самим индивидуальным предпринимателем.
Обращаю внимание на то, что поручать проведение идентификации третьим лицам запрещено!
2. В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, организации и индивидуальные предприниматели используют:
а) сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
б) сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;
в) информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;
г) иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации, индивидуальному предпринимателю на законных основаниях.
Адвокаты, нотариусы и лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, также руководствуются вышеуказанным.
Это означает, что использование указанных источников является обязательным.
3. C 23 февраля не будет обязанности обновлять сведения о клиентах, представителях клиента и выгодоприобретателях не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) Риска.
С 23 февраля организации и предприниматели обязаны обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений, за исключением случаев, определенных пунктом 28 Приказа.
Пунктом 28 Приказа установлены условия при которых обновление сведений может не проводиться:
Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:
а) организация и индивидуальный предприниматель предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено;
б) со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции клиентом или в отношении клиента.
При обращении клиента в организацию или к индивидуальному предпринимателю для проведения операции обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.
4. Приказ устанавливает что понимается под выражением «надлежащим образом заверенная копия документа».
Применительно к настоящим требованиям под надлежащим образом заверенной копией документа понимается его нотариально заверенная копия либо его копия, выданная в порядке, установленном пунктом 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан".
5. Важно! Формирование анкет при идентификации клиентов теперь является обязательным. Ранее в Приказе №59 было указано, что сведения целесообразно фиксировать в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным организацией в правилах внутреннего контроля.
Сведения, полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении N3 нового Приказа.
Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.
Полученные при проведении идентификации копии документов приобщаются к анкете. Документы, составляемые и получаемые формируются в досье клиента.
Внимание! При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.
Досье клиента подлежит хранению в соответствии с программой хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, включенной в ПВК и разработанной организацией, индивидуальным предпринимателем в соответствии с требованиями к ПВК.
Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
С учетом всего вышеизложенного, организациям, предпринимателям, нотариусам, адвокатам, и лицам оказывающим бухгалтерские и юридические услуги, на которых распространяет действие новый Приказ Росфинмониторинга №366, необходимо разработать и утвердить новые ПВК в целях ПОД/ФРОМУ, утвердить новые формы анкет, и новую программу обучения кадров.
Заказать новый пакет документов >>>
[ Ювелирные Известия ]