07 ноября 2018 г. вступают в силу Правила формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2018 № 1277, о чем мы ранее уже писали на нашем сайте.
Согласно пункту 9 вышеуказанных правил решения о включении, исключении, внесения изменений в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения оформляются приказом Росфинмониторинга и размещается на официальном сайте ведомства.
Вступление в силу указанного нормативного акта ожидают тысячи организаций и предпринимателей, на которых распространяются требования Федерального закона №115, ведь именно с ним связана их обязанность по проверке клиентов на причастность к распространению оружия массового уничтожения.
В связи с тем, что мы регулярно получали многочисленные письма о том, как можно было проверить клиентов на причастность к ФРОМУ в отсутствие официально опубликованного перечня на портале Росфинмониторинга, мы обратились за разъяснениями в финансовую разведку.
На наш запрос ведомство пояснило, что согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно статьи 1 Венской Конвенции о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Согласно статьи 41 Устава Организации Объединенных Наций (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 20.08.1945 «О ратификации Устава Организации Объединенных Наций») Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер.
Таким образом, по мнению Росфинмониторинга, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, не лишены права руководствоваться составляемыми Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнями организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.
Напомним, что не так давно Росфинмониторинг публиковал на своем сайте информацию о том, что были внесены изменения в санкционный перечень Совета Безопасности ООН, которые размещены на веб-сайте Совета/Комитета 1267/1989/2253, от 15 октября 2018 года, в связи с чем мы давали рекомендации нашим читателям использовать указанную информацию в своей повседневной работе по ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т.ч. и для проверки своих клиентов.