«Можно заработать 300 тысяч за сезон»

Раздел: Недра
02 августа 2018 г.

Не­боль­шое са­до­вод­че­ское то­ва­ри­ще­ство под Сер­ги­е­вым По­са­дом. По­ве­рить в то, что здесь, под но­га­ми у да­ч­ни­ков, ле­жит зо­ло­то, не­про­сто. Но ста­ра­тель-лю­би­тель Вла­ди­мир Ши­лов за­ве­ря­ет: да­же в Под­мос­ко­вье мо­ж­но до­быть не­сколь­ко гра­м­мов дра­го­цен­но­го ме­тал­ла.В Рос­сии воль­ное ста­ра­тель­ство за­пре­ще­но. Од­на­ко в зо­ло­то­нос­ных ре­ги­о­нах оно про­цве­та­ет. Здесь под вы­вес­кой про­дук­то­вых ма­га­зи­нов ра­бо­та­ют не­ле­галь­ные кас­сы по при­е­му дра­г­ме­тал­ла, а в лет­ний пе­ри­од в тай­гу ухо­дят це­лы­ми по­сел­ка­ми. Что­бы по­нять, ле­г­ко ли раз­бо­га­теть на до­бы­че зо­ло­та, кор­ре­с­пон­дент РИА Но­во­сти от­пра­ви­лась в од­ну из по­ез­док вме­сте с бло­ге­ром-ста­ра­те­лем.

Зо­ло­той са­хар

Вла­ди­ми­ра Ши­ло­ва мо­ж­но при­нять за гри­б­ни­ка: за пле­ча­ми — рю­к­зак, на но­гах — ре­зи­но­вые са­по­ги. Но ко­г­да он вы­тас­ки­ва­ет из кар­ма­на стек­лян­ную бан­ку, на дне ко­то­рой бле­стят жел­тые кру­пин­ки, со­м­не­ний не оста­ет­ся — в лес он идет не за под­о­си­но­ви­ка­ми и опя­та­ми. Зо­ло­та в бан­ке не­м­но­го, гра­м­ма пол­то­ра. Все до­бы­то в овра­гах не­по­да­ле­ку от сто­ли­цы. Вла­ди­мир утвер­ж­да­ет: сло­во­со­че­та­ние «под­мос­ко­в­ные при­ис­ки» не ок­сю­мо­рон. До­бы­ча зо­ло­та на од­ной из под­мос­ко­в­ных рек — Вп­лоть до вой­ны кре­стья­не в сво­бод­ное от сель­хоз­ра­бот вре­мя вы­хо­ди­ли в бли­жай­шие овра­ги мыть зо­ло­то. И не­п­ло­хо на этом за­ра­ба­ты­ва­ли. На­при­мер, под Ик­шей кол­хоз­ни­ки под­ни­ма­ли до 150 гра­м­мов дра­го­цен­но­го ме­тал­ла за се­зон, — при­во­дит ис­то­ри­че­ский факт Ши­лов, по­ка мы едем в сто­ро­ну Аб­ра­м­це­во. Здесь мы и бу­дем ис­кать зо­ло­то. — Ес­ли от­тал­ки­вать­ся от се­го­д­ня­ш­ней став­ки Цен­тро­бан­ка в две с по­ло­ви­ной ты­ся­чи руб­лей за грамм, по­лу­ча­ет­ся, что се­мей­ный бюд­жет они еже­год­но по­пол­ня­ли на 300 ты­сяч. Не­п­ло­хой при­ра­бо­ток. Зо­ло­то, уве­ря­ет Вла­ди­мир, на­хо­ди­ли да­же в цен­т­ре Моск­вы. На­при­мер, при ре­кон­струк­ции Куд­рин­ской пло­ща­ди стро­и­те­ли рас­ко­па­ли три са­мо­род­ка об­щим ве­сом око­ло 700 гра­м­мов. «И это лишь то, что ра­бо­чие уви­де­ли не­во­ору­жен­ным гла­зом», — го­во­рит спут­ник.

В на­ча­ле XX ве­ка мос­ко­в­ский ре­ги­он и во­в­се обу­я­ла зо­ло­тая ли­хо­ра­д­ка. То­г­да кре­стья­нин из Дми­т­ро­в­ско­го рай­о­на на­шел в ре­ке не­сколь­ко са­мо­род­ков. Га­зе­ты пе­ст­ре­ли за­мет­ка­ми о «под­мос­ко­в­ном Клон­дай­ке», а го­ро­жа­не по­тя­ну­лись в дми­т­ро­в­ские овра­ги с ло­па­та­ми и ста­ра­тель­ски­ми ло­т­ка­ми. Не­кто По­но­ма­рев да­же со­з­дал ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство для ор­га­ни­за­ции про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи дра­г­ме­тал­ла, прав­да, до­воль­но быст­ро про­го­рел.

Все это Ши­лов рас­ска­зы­ва­ет, по­ка мы про­ди­ра­е­м­ся сквозь за­рос­ли кра­пи­вы к не­боль­шо­му ру­чью, ко­то­рый стру­и­т­ся по дну овра­га. Ес­ли зо­ло­то в ме­ст­ных поч­вах есть, по­яс­ня­ет он, ис­кать его ну­ж­но имен­но здесь: «Этот овраг вы­мы­ло по­то­ка­ми та­лой во­ды. Ле­г­кую фра­к­цию — гли­ну, пе­сок — унес­ло, зо­ло­то же, как бо­лее тя­же­лое, дол­ж­но бы­ло за­бить­ся ме­ж­ду ка­м­ня­ми. Их и бу­дем от­мы­вать». Для бло­ге­ра Вла­ди­ми­ра Ши­ло­ва зо­ло­то­до­бы­ча — хоб­би. Он — ин­же­нер-­элек­трик, не­п­ло­хо за­ра­ба­ты­ва­ет. Но ле­том на вы­ход­ные со ста­ра­тель­ским ло­т­ком вы­ез­жа­ет на при­ро­ду. Ра­нь­ше увле­кал­ся при­бор­ным по­ис­ком. Од­на­ко как толь­ко за «кла­до­ис­ка­тель­ство» вве­ли уго­ло­в­ную от­вет­ствен­но­сть, пе­ре­клю­чи­л­ся на по­ис­ки зо­ло­та: «Не хва­та­ло еще из-­за ржа­вых кру­г­ля­ш­ков по­пасть в тюрь­му».

На ру­чье Вла­ди­мир со­ору­жа­ет пло­ти­ну, ста­вит шлюз.

— В ка­че­стве ос­но­в­но­го за­ра­бо­т­ка мыть зо­ло­то здесь не­рен­та­бель­но — в поч­ве его сли­ш­ком ма­ло, при­дет­ся про­мыть очень мно­го грун­та. Хо­тя один му­жик на фо­ру­ме хва­стал­ся, что за не­сколь­ко лет смог на­пол­нить бу­ты­л­ку из-­под ко­ка-ко­лы. Ве­ри­т­ся с тру­дом, ведь по­лу­ча­ет­ся, у не­го там шесть ки­ло­гра­м­мов зо­ло­та.

А это две­на­д­цать ми­л­ли­о­нов руб­лей.

«Мед­ведь вскрыл весь про­ви­ант»

От­ку­да во­об­ще взя­лось зо­ло­то в Под­мос­ко­вье? Как объ­яс­ня­ет Ши­лов, его сю­да при­та­щил ги­ган­т­ский лед­ник, ко­то­рый не­сколь­ко ты­ся­че­ле­тий на­зад сполз со Скан­ди­нав­ских гор на Сред­не­рус­скую воз­вы­шен­но­сть. Он сни­мал де­сят­ки мет­ров по­ро­ды, в том чис­ле и зо­ло­то­нос­ной. Ко­г­да льды та­я­ли, кру­пин­ки дра­г­ме­тал­ла осе­да­ли в ка­м­нях. Про­цесс про­мы­в­ки зо­ло­та ку­стар­ным спо­со­бом за по­след­ние сто­ле­тия ма­ло из­ме­ни­л­ся. В ру­чье уста­нав­ли­ва­ют шлюз, на дне — ко­вер с ячей­ка­ми. Ра­нь­ше его за­ме­ня­ла ме­ш­ко­ви­на. На ос­но­ва­ние шлю­за ки­да­ют грунт. По­ток во­ды уно­сит ле­г­кие фра­к­ции — ка­м­ни и пе­сок, тя­же­лое зо­ло­то осе­да­ет в ячей­ках. По­том ко­вер сни­ма­ют, осев­ший на нем шлих ссы­па­ют в ло­ток и на­чи­на­ют стря­хи­вать. Сто­рон­ние при­ме­си дол­ж­ны уй­ти с во­дой, на дне оста­нет­ся толь­ко дра­го­цен­ный ме­талл. Но это, что на­зы­ва­ет­ся, тео­рия. На де­ле все ку­да сло­ж­нее. Три ча­са мы с Вла­ди­ми­ром ки­да­ем ка­ме­ни­стую поч­ву на шлюз, а не про­мы­ли еще и чет­вер­ти ку­ба зе­м­ли. Ес­ли уче­сть, что в Под­мос­ко­вье ма­к­си­маль­ное со­дер­жа­ние зо­ло­та в грун­те — один грамм на куб, по­лу­ча­ет­ся, не за­ра­бо­та­ли мы еще и пя­ти­сот руб­лей.

Л­ю­ди, не свя­за­н­ные с зо­ло­то­до­бы­чей, ду­ма­ют: при­шел, ко­п­нул па­ру раз ло­па­той — и на­со­би­рал на без­бед­ную ста­ро­сть. А ведь труд ста­ра­те­лей су­ров. Мо­ют в ос­но­в­ном в тай­ге, где нет ни свя­зи, ни тран­с­пор­та. Ран­ней вес­ной, еще по зи­м­ни­ку, лю­ди ухо­дят и по зи­м­ни­ку, но уже позд­ней осе­нью, воз­вра­ща­ют­ся. При­я­тель рас­ска­зы­вал, как он шесть дней шел со всем про­ви­ан­том и обо­ру­до­ва­ни­ем до на­ме­чен­ной точ­ки. По­ста­вил шлюз, ми­ни-дра­гу и ушел по­бро­дить по окре­ст­но­стям. Воз­вра­ща­ет­ся, а мед­ведь вскрыл все его бан­ки с кон­сер­ва­ми, рас­сы­пал кру­пы. Но не вы­хо­дить же из тай­ги. При­ш­лось ему две не­де­ли, по­ка мыл, пи­тать­ся ры­бой и гри­ба­ми. Не все­г­да уда­ча улы­ба­ет­ся ста­ра­те­лям. Вла­ди­мир рас­ска­зы­ва­ет, как его зна­ко­мый в оди­ноч­ку про­шел 600 ки­ло­мет­ров по не­про­лаз­ной тай­ге — и не на­мыл ни од­ной зо­ло­ти­ны. «А у дру­го­го, гео­ло­га, убе­жа­ли ло­ша­ди, на ко­то­рых он за­хо­дил в тай­гу. При­ш­лось ему вы­би­рать — брать с со­бой в об­рат­ный путь гео­ло­ги­че­ские про­бы или са­мо­род­ки. Бы­ло это еще в со­вет­ское вре­мя, и он, как на­сто­я­щий ко­м­со­мо­лец, вы­брал пе­р­вое». Спу­стя пять ча­сов ра­бо­ты мы ре­ша­ем «вы­по­тро­шить» ко­вер и по­смо­т­реть, что на­мы­ли. Не­сколь­ко энер­ги­ч­ных дви­же­ний ру­ка­ми — и в ста­ра­тель­ском ло­т­ке оста­ет­ся чер­ный шлих, в ко­то­ром бле­стят не­сколь­ко кру­пи­нок.«По­здрав­ляю, Ана­ста­сия, у вас в ру­ках где-то сто ми­л­ли­гра­м­мов зо­ло­та. За это мо­ж­но вы­ру­чить 250 руб­лей», — под­ба­д­ри­ва­ет Вла­ди­мир. Но сдать най­ден­ное ле­галь­но не по­лу­чи­т­ся. «Ес­ли вы при­не­се­те рос­сы­п­ное зо­ло­то в ло­м­бард, по за­ко­ну про­да­вец обя­зан по­з­во­нить в по­ли­цию». За хра­не­ние и пе­ре­воз­ку это­го дра­г­ме­тал­ла пре­ду­смо­т­ре­на уго­ло­в­ная от­вет­ствен­но­сть. Прав­да, на­сту­па­ет она в слу­чае, ес­ли на ру­ках най­дут зо­ло­то на два ми­л­ли­о­на 250 ты­сяч руб­лей, это при­б­ли­зи­тель­но 900 гра­м­мов. Все осталь­ное под­па­да­ет под ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние.

«Но что­бы при­влечь нас, сна­ча­ла по­тре­бу­ет­ся про­ве­сти экс­пе­р­ти­зу, ко­то­рая под­твер­ди­ла бы, что на ру­ках у нас имен­но зо­ло­то. Вряд ли кто-то бу­дет за­ка­зы­вать до­ро­го­сто­я­щее ис­сле­до­ва­ние ра­ди трех кру­пи­нок».

«В Под­мос­ко­вье есть да­же ал­ма­зы»

Не­смо­т­ря на риск, в За­бай­ка­лье, Ир­кут­ской и Амур­ской об­ла­стях есть це­лые по­сел­ки, ко­то­рые вы­жи­ва­ют ис­клю­чи­тель­но за счет не­ле­галь­ной до­бы­чи зо­ло­та. В се­зон ту­да мо­ж­но при­е­хать и не за­стать ни од­но­го му­ж­чи­ны — все в тай­ге. До­ма оста­ют­ся толь­ко жен­щи­ны и де­ти. В та­ких на­се­лен­ных пун­к­тах вся ин­фра­струк­ту­ра кру­ти­т­ся во­круг чер­ной зо­ло­то­до­бы­чи. Есть да­же не­ле­галь­ные кас­сы по при­е­м­ке дра­г­ме­тал­ла. В про­сто­на­ро­дье их име­ну­ют «че­чен­зо­ло­то» и «ин­гу­ш­зо­ло­то». Мас­ки­ру­ют­ся они под обы­ч­ные ма­га­зи­ны. Про­дук­ты там то­же про­да­ют, но ос­но­в­ную вы­руч­ку де­ла­ют за счет при­е­ма не­ле­галь­но до­бы­то­го дра­г­ме­тал­ла.«Ес­ли став­ка ЦБ — это две с по­ло­ви­ной ты­ся­чи за грамм, то чер­ные ску­п­щи­ки при­ни­ма­ют за 1700-1800 руб­лей», — по­яс­ня­ет Ши­лов. Не­ко­то­рые воль­ные ста­ра­те­ли за се­зон не­п­ло­хо за­ра­ба­ты­ва­ют. По край­ней ме­ре, что­бы кор­мить се­мью весь год, хва­та­ет. Но Вла­ди­мир го­во­рит, что из сво­е­го зо­ло­та он да­же се­ре­ж­ки су­пру­ге не по­да­рил.

«Ес­ли че­ст­но, спе­р­ва хо­тел его пе­ре­пла­вить и от­лить юве­ли­р­ный ко­м­плект. Но по­том ста­ло ин­те­рес­но, что еще мо­ж­но най­ти в под­мос­ко­в­ных поч­вах. Стал от­да­вать на­мы­тый шлих вме­сте с зо­ло­том на ана­лиз. Вы­яс­нил, что у нас в поч­ве есть да­же цен­ные ред­ко­зе­мель­ные ме­тал­лы. А один мой при­я­тель, гео­лог, на­шел ал­ма­зы. Прав­да, они бы­ли очень ма­лень­кие, для огран­ки не го­ди­лись».

Семь ки­ло­гра­м­мов чи­сто­го зо­ло­та

Для Ру­доль­фа Кав­чи­ка зо­ло­то­до­бы­ча не хоб­би, а один из спо­со­бов за­ра­бо­т­ка. Од­на­ко в Рос­сии он уже дав­но не ко­па­ет. Го­во­рит, что про­ще по­е­хать в стра­ну, где до­бы­вать зо­ло­то раз­ре­ше­но ле­галь­но. «На­при­мер, в Ав­стра­лии за два­д­цать дол­ла­ров мо­ж­но ку­пить ли­цен­зию и мыть зо­ло­то це­лый год».

За пять лет, ко­то­рые Ру­дольф про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­ет­ся ста­ра­тель­ством, в об­щей сло­ж­но­сти он под­нял око­ло двух ки­ло­гра­м­мов дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. «В этой про­фес­сии, на­вер­ное, как ни в од­ной дру­гой, ва­ж­на уда­ча. По су­ти, это ло­те­рея. Ве­зет спе­ци­а­ли­стам и но­ви­ч­кам. Мне, на­при­мер, уда­ча улы­б­ну­лась в первую же ко­ман­ди­ро­в­ку. То­г­да мы от­пра­ви­лись в Бо­дай­бин­ский рай­он Ир­кут­ской об­ла­сти. Весь день я про­хо­дил с ме­тал­ло­ис­ка­те­лем впу­стую, а на за­ка­те, ко­г­да уже хо­тел ид­ти спать, на­шел са­мо­ро­док ве­сом 17 гра­м­мов. По­том за час еще пять та­ких же на­брал!»

В­се­го из той по­езд­ки он при­вез 157 гра­м­мов чи­сто­го зо­ло­та. А са­мый кру­п­ный са­мо­ро­док из тех, ко­то­рые Ру­дольф Кав­чик на­хо­дил, ве­сил 300 гра­м­мов. «Но и это не пре­дел меч­та­ний. На­при­мер, зна­ко­мый мо­е­го от­ца под­нял са­мо­ро­док ве­сом семь ки­ло­гра­м­мов 200 гра­м­мов».

Впро­чем, до­бы­ча боль­шин­ства чер­ных ста­ра­те­лей в ра­зы мень­ше. «Пой­ми­те, лю­ди за­ни­ма­ют­ся этим не для то­го, что­бы раз­бо­га­теть и уехать на юга, они ухо­дят в тай­гу от безыс­ход­но­сти. Дру­гой ра­бо­ты в тех рай­о­нах нет, а им ну­ж­но кор­мить се­мью».

Ру­дольф вспо­ми­на­ет, как в од­ной из не­ле­галь­ных ста­ра­тель­ских бри­гад они встре­ти­ли жен­щи­ну. «О­на рас­ска­за­ла, что по­ш­ла мыть зо­ло­то, что­бы со­брать де­тей в шко­лу. Она бук­валь­но мо­ли­лась, что­бы най­ти хоть что-то. И уда­ча ей улы­б­ну­лась: пря­мо при нас на­ш­ла са­мо­ро­док ве­сом 35 гра­м­мов. Она да­же рас­пла­ка­лась то­г­да…»

Ка­ж­дый за­ход в тай­гу со­пря­жен с риском для жиз­ни. Слу­чись что, за то­бой не при­шлют вер­то­лет, те­бя не по­бе­гут спа­сать. «В од­ной из ко­ман­ди­ро­вок мы не рас­с­чи­та­ли брод и уто­пи­ли ма­ши­ну, — вспо­ми­на­ет Кав­чик. — Де­вят­на­д­цать дней мы жи­ли в тай­ге под сне­гом без про­ви­зии».

Ру­дольф го­во­рит, что спас­ли их то­г­да ки­тай­цы, ко­то­рые ру­би­ли лес не­по­да­ле­ку. Они на­кор­ми­ли и да­ли тран­с­порт, на ко­то­ром ста­ра­те­ли вы­бра­лись из тай­ги.

«При­бавь­те к это­му ве­ро­ят­ное уго­ло­в­ное пре­сле­до­ва­ние — на от­ва­лы, где тру­дят­ся не­ле­галь­ные ста­ра­те­ли, ОБЭП при­ез­жа­ет часто. Вот и по­лу­ча­ет­ся ре­аль­ная це­на зо­ло­та. Ду­маю, ри­с­ко­вать сво­бо­дой и жиз­нью ра­ди ме­тал­ла, пусть и дра­го­цен­но­го, со­гла­си­т­ся не ка­ж­дый».

[ ria.ru ]

  • 03 августа 2018 г.:

    Выбор между ничего не кушать и работать как каторжник. Каторжники живут дольше.

  • 03 августа 2018 г.:

    С точки зрения человека - да.
    С точки зрения ювелира - поток нелегального золота, который, более, чем уверен, государством нигде не регистрируется от добычи до продажи.
    С точки зрения государства - криминал с начала до конца.

  • 04 августа 2018 г.:

    На Земле существует огромное количество государств для которых это вовсе даже не криминал. И что забавно. Многие из них живут гораздо лучше России.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->