Один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, говорит, что поправки вносят в Гражданский кодекс РФ. Они вводят новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» для «индивидуализации товара». По-другому их называют «брендами регионов».
Он также добавил, что такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим сегодня наименованием места происхождения товара (НМПТ), но предусматривать более простую процедуру регистрации. К примеру, устанавливается, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного региона. При этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество продукта, его репутация или другие характеристики. Хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории).
П. Крашенинников объяснил: «Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальского омуля, камчатского краба, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы».
В сопроводительных материалах также отмечается, что географическое указание признается и охраняется в силу госрегистрации, которая будет осуществляться Роспатентом. Лицам, зарегистрировавшим географическое указание (гражданам, организациям или объединениям лиц), предоставляется исключительное право его использования.
При этом автор ссылается на международный опыт. По его словам, в Европейском союзе охраняется более 3 тыс. географических указаний и наименований мест происхождения товаров. «В связи со вступлением в ВТО у России также возникли обязательства по охране географических указаний. Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами», - заключил глава комитета.