Потребление ювелирных изделий в РФ сокращается с 2015 года на фоне снижения доходов населения, низкой потребительской активности и склонности к сбережению средств на фоне валютных колебаний, а также выраженной конкуренции со стороны электроники (напр., все чаще молодежь предпочитает приобретать смартфоны вместо ювелирных украшений) и парфюмерно-косметической продукции (ювелирные изделия стали реже восприниматься как дорогостоящее выгодное инвестиционное вложение).
По данным исследования IndexBox Russia, величина оборота ювелирных изделий под брендами МЮЗ, Pandora, Tous и Swarowski в 2017 году составила порядка 19,2 млрд руб. Из них наибольшая доля приходится на МЮЗ и Pandora (49% и 42%). Величина оборота бренда Tous в 2017 году оценивалась на уровне 1 млрд руб., что составило порядка 5,6% от суммарного оборота указанных выше брендов. Бренд Tous наиболее широко представлен в городах Южного федерального округа: Краснодаре, Сочи, Анапе и Ростове-на-Дону.
Объем потребления ювелирных изделий в 2017 году составил 224,7 тонны, оставшись на уровне 2016 года. Спрос на ювелирные изделия снижается с 2015 года, что связано с сокращением доходов населения и уменьшением целевой аудитории (молодежь до 30 лет практически не интересуется ювелирными украшениями, предпочитая покупку смартфонов, планшетов и другой электроники). За последние годы отношение к ювелирным изделиям значительно изменилось: население все меньше воспринимает их как предмет роскоши или дорогое украшение и рассматривает, прежде всего, как аксессуары, которые должны подчеркнуть индивидуальность и стиль владельца. По этой причине решающим фактором выбора ювелирных изделий является цена, в результате чего растет спрос на серебряные украшения и снижается потребление изделий из золота.
В среднесрочной перспективе ожидается снижение потребления ювелирных изделий на 1-2% ежегодно из-за меняющихся потребительских предпочтений, роста спроса на альтернативные и зачастую более доступные товары (парфюмерию и косметику, бижутерию, нестандартные украшения из недрагоценных металлов и прочих материалов).
На рынке ювелирных изделий преобладает продукция российского производства: в 2016 году на нее пришлось около 75,9%, по итогам 2017 года ее доля выросла до 76,9%, что связано с сокращением импортных поставок, прежде всего, из Армении.
По итогам 2017 года крупнейшим потребителем ювелирных изделий остается Центральный федеральный округ с долей 28,2% в натуральном выражении. Второе место с долей 16,7% занимает Северо-Кавказский федеральный округ, третье – Южный федеральный округ (11,9%).
Ожидается, что в среднесрочной перспективе потребление ювелирных изделий будет снижаться на 1-2% ежегодно главным образом из-за сокращения количества потенциальных покупателей в условиях изменений потребительских предпочтений (молодежь до 30 лет в большинстве случаев не рассматривает вариант покупки ювелирных изделий, предпочитая тратить средства на гаджеты, путешествия или недорогие аксессуары).
Рынок ювелирных изделий. Маркетинговое исследование