Председатель Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ермек Абильдин предлагает ввести запрет на возврат и обмен золотых и ювелирных изделий в стране. По его словам, аналогичное ограничение действует в России и в Белоруссии, в связи с чем глава ассоциации предлагает унифицировать законодательство о защите прав потребителей в ЕАЭС.
«В части золотых и ювелирных изделий, если провести аналогию с законодательствами других постсоветских республик, которые в том числе состоят и в ЕАЭС, это Россия, Белоруссия и Кыргызстан, то только у нас в Казахстане золотые и ювелирные изделия подлежат возврату и обмену», - сказал Абильдин на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен».
Он напомнил, что ранее в Казахстане также действовала аналогичная норма, но после 2010 года золотые и ювелирные изделия были вновь включены в перечень возврата.
«В связи с этим просим вопрос унификации этих исключений, также поддерживаем разработку нового законопроекта в части защиты прав потребителей и готовы участвовать в рабочей группе по его подготовке», - добавил глава ассоциации.
Одновременно он признал, что проблемы с возвратом дорогостоящих приобретений в Казахстане распространяется не только на золотые и ювелирные изделия, но и на шубы, дорогостоящую одежду, сотовые телефоны и на автомобили.
«У потребителей начинается болезнь в преддверии новогодних корпоративов - то есть на праздники надо где-то «рисануться», показать бриллианты, а потом в течение 14 дней прийти и сдать обратно под предлогом: «Мне товар не понравился, возвращаю вам его обратно», - пояснил Абильдин. - Не должно быть так, здесь ведь не только предприниматель страдает, но и другие потребители, которые в последующем приобретают этот же товар. Есть вопиющие случаи, когда люди покупают изделие с бриллиантом и меняют камень на цирконий либо другие меньшей стоимости камни, а предприниматель возвращает этот товар на полки», - заключил он.
Масштабность проблемы злоупотребления потребителями своего права на возврат дорогостоящих вещей признал и директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Олег Савеленко, заявивший о появлении в стране группы покупателей, подпадающих под определение «потребительских экстремистов».
«Мы говорим о таких случаях, когда приобретаются платья перед выпускным балом и на следующий день оно возвращается или любая другая одежда, приобретаются технологически сложные вещи, такие как сотовые телефоны или автомобиль, и по малозначительным причинам – мелкие технические неисправности или просто не удовлетворяет тот или иной спрос – у потребителя идет уже возврат. Это не совсем правильно и не соответствует требованиям законодательства Таможенного союза», - заявил он.
Впрочем, в части отмены возможности возвращать золотые и ювелирные изделия представитель НПП был не столь категоричен, подтвердив лишь, что законодательство других стран ЕАЭС не предусматривает возврат ювелирных изделий, и предложив «этот вопрос обсуждать, в том числе, на законодательном уровне». Одновременно Савеленко отметил необходимость градации сроков, в течение которых можно вернуть тот или иной товар.
«По разной категории товаров можно сделать специальный срок: 14 дней – это общий срок, он оптимален для большинства товаров, которые можно обменять без утери качества и свойств этого товара. Но есть специальные товары, которые требуют особых подходов, таким образом законодательство о защите прав потребителей должно быть немного сложнее и многофункциональнее, чтобы рассматривать различные сферы деятельности», – сказал он журналистам.
Заместитель же председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики Рустам Ахметов предложил рассмотреть вопросы по изменению законодательства в рамках разработки нового проекта закона, регулирующего защиту прав потребителей.