С начала 2017 года более 700 ломбардов ушли с российского рынка, в том числе в тень. Рынок сократился на 16% — до 4,3 тысячи компаний. Эти данные Лайфу предоставили в Лиге ломбардов.
Ломбарды или закрываются совсем, или становятся комиссионными магазинами. При этом вывеска "Ломбард" может сохраниться, но это только название. Клиент рискует не получить назад вещь, которую он сдал как залог. Потому что теневой ломбард не выдаeт ему необходимых документов и запросто может продать его вещь.
Участники рынка говорят, что эта тенденция продолжается с 2014 года, когда Центробанк стал регулировать этот рынок и ужесточил требования к ломбардам (более строгие правила составления отчeтности, серьeзные суммы штрафов и т.д.). Сейчас около 30% из них работает в тени.
Ранее председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников отмечал, что в 2014 году доля теневых игроков составляла лишь 1–2%. В начале 2016 года их было уже 10–15%. Участники рынка считают, что 30% — это не предел, но надеются, что переход в тень рано или поздно остановится.
— Центробанк начинает достаточно активно с этой тенденцией бороться, — рассказала Лайфу вице-председатель Ассоциации развития ломбардов Мария Поспелова. — Проводятся проверки, проверяются документы, опрашиваются посетители. Пока результаты не очень утешительные. В том числе потому, что соблюдение законодательства обходится дороже, чем его нарушение.
По еe словам, "серые" ломбарды могут получать штрафы в 200 тысяч рублей, а "белые" — за несоблюдение требований ЦБ — 500 тысяч рублей.
— При сильно возросших затратах, например на составление отчeтности, регулятор ещe и ограничил максимальную стоимость займа и ввeл санкции — до 700 000 рублей за неисполнение предписаний регулятора, так что с каждым месяцем количество таких "серых" ломбардов увеличивается, — ранее пояснял Сергей Соковников.
При этом уйти из-под надзора Центробанка, по словам президента Лиги ломбардов Михаила Унксова, можно за 10 000 рублей — нужно всего лишь перерегистрироваться и поменять вывеску.
"Серые" ломбарды, по словам Марии Поспеловой, опасны для клиентов.
— Обязательств у комиссионки по сути никаких нет, — сказала Мария Поспелова. — То есть еe имущество может быть продано. У "серых" ломбардов остаeтся вывеска "Ломбард", но рядом может быть написано "Комиссионный магазин". Это делается для того, чтобы ввести людей в заблуждение.
По еe словам, 95–98% клиентов хотят выкупить сданные вещи назад — то есть они не продают их, а берут займ. Им действительно важно, чтобы ломбард работал именно как ломбард. При этом, по словам Марии Поспеловой, вычислить "серый" ломбард просто по двойной вывеске не всегда получится.
Дело в том, что комиссионки и так часто размещаются рядом с ломбардами (нормальными). Такое место выгодно для них, ведь у них с ломбардами практически одна и та же потенциальная аудитория. Люди идут в ломбард и видят комиссионку — тут и реклама не нужна. Также комиссионки перехватывают клиентов и по вечерам, когда ломбард не работает.
Ранее сообщалось, что в России существует от пяти до восьми тысяч комиссионных магазинов, часть из которых маскируется под ломбарды.
[ Ювелирные Известия ]