Мирзеханов Г. С., доктор геол.-минерал. наук,
Золотодобыча, №226, Сентябрь, 2017
Работа предприятий, добывающих россыпное золото, все больше осложняется вновь принятыми законами, приказами, постановлениями. Складывается впечатление, что государству не нужны налоги, и оно заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее прекратить россыпную золотодобычу в нашей стране, сделав ее экономически непривлекательной. Опыт работы в золотодобывающей промышленности (около 30 лет), многолетняя научно-исследовательская деятельность, позволяют автору этой статьи видеть проблемы недропользователей. Ниже рассмотрена только их незначительная часть, в действительности их гораздо больше.
Давайте, прежде всего, посмотрим, какие налоги и платежи поступают в бюджеты от золотодобывающих предприятий. (Оценка величины платежей сделана для предприятия, добывающего 100 кг россыпного золота.)
1. Налоги за пользование недрами
С 2001 года после принятия изменений и дополнений в налоговый кодекс [5] платежи за недра (НД и ВМСБ) производятся в форме единого налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для золотодобывающей отрасли он составляет 6%. Теоретически есть возможность снизить налог, но практически это труднореализуемо.
Кроме НДПИ, регулярные платежи за пользование недрами (до 1997 года НПР) взимаются за предоставление прав на поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых (ст.43, закон РФ «О недрах») [3]. Их размеры определяются в зависимости от экономико-географических условий региона, локализации объекта, размера участка недр, вида полезного ископаемого, степени геологической изученности территории и степени риска. Ставки регулярных платежей устанавливаются в соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются ежеквартально. Размеры ставок колеблются в интервале 100–200 рублей за каждый км2 на поисково-оценочной стадии и от 2000 до 6000 рублей на разведочной.
2. Налог на прибыль
Это единственный налог, который за последние годы в цифрах существенно понизился — с 35 до 24% и далее до 20%. Но какой эффект от этого получает недропользователь? Раньше при величине налога на прибыль в размере 35% часть прибыли (50%) разрешалось вывести из состава налогооблагаемой базы и направить на приобретение основных средств, т.е. предприятия, заинтересованные в развитии технической базы, могли снижать налогооблагаемую сумму в 2 раза, соответственно до 17,5%.
По новому порядку налогообложения, в налогооблагаемую базу включается вся прибыль, независимо от того, куда она направляется, в том числе, когда она направляется на геологоразведочные работы и на приобретение основных средств. Это фактически увеличивает налоги недропользователей.
Налогообложение затрат на геологоразведочные работы (ГРР). Немаловажным для развития горнодобывающей отрасли является порядок учета и списания расходования собственных средств на изучение недр (учет расходов на освоение природных ресурсов), особенно для недропользователей, совмещающих поисково-оценочные, разведочные и добычные работы. Государство облагает эти суммы затрат налогом, определив особый статус учета затрат на ГРР.
Учет затрат для целей налогообложения и их списание производится в течение 12 месяцев после завершения работ при получении положительного результата и в течении 5 лет при получении отрицательного результата (после 01.01.2011 г. аналогично результативным работам). Учитывая специфику геологической деятельности, практика показывает, что первый этап завершения работ может возникнуть в лучшем случае не ранее 1 года, а в худшем — через 3 и более лет. Соответственно, списание средств произойдет не ранее чем через 4 года при трехгодичном цикле и через 6 лет при пятилетнем цикле работ; если работы завершились без положительных результатов — через 8 или 10 лет (после 01.01.2011 года аналогично результативным работам). Так государство безвозмездно пользуется финансовыми средствами предприятий за счет необоснованного увеличения налогооблагаемой базы по прибыли на сумму вложений в геологоразведочные работы. Только в случае выполнения геологоразведочных работ сторонними организациями списание и включение в затраты можно произвести в течение 12 месяцев после актировки этапа (объемов) работ.
Если считать, что ежегодно организации до 30% своего валового дохода направляют на подготовку МСБ, то при существующем налоге на прибыль (20%) налоговая нагрузка на предприятие в целом возрастает на 6% в связи с невозможностью включения средств, направленных на геологоразведочные работы, в объемы затрат.
Затраты на приобретение основных средств. Порядок списания затрат, произведенных недропользователем для приобретения основных средств, является следующей проблемой. Согласно ст. 259 п. 1 пп. 1 и ст. 259.1 п. 2 налогового кодекса, списание затрат на покупку основных средств производится равномерно в течение амортизационного периода, что составляет 8–10 лет, в зависимости от группы технических средств и оборудования. То есть, приобретая дорогостоящую технику (хорошо если это ежегодное обновление технических средств, а если участок новый, то техники надо приобрести на десятки миллионов рублей), с суммы расходов за минусом амортизационных отчислений предприятие платит налог на прибыль. Есть варианты ускоренной амортизации, что позволяет сократить срок списания расходов (ст. 259.3). В той же статье п. 2 пп. 1 указано на возможность применения специального коэффициента амортизации — 3, но кроме техники, относящейся к 1–3-й амортизационным группам. Такое отношение государства привело к созданию целой сети лизинговых компаний, через которые недропользователи практически за свои же деньги «приобретают» в аренду технику на срок ускоренной амортизации 2–2,5 года; в то же время сами лизинговые компании постепенно финансово обогащаются. По окончании договора остаточная стоимость техники составляет несколько тысяч рублей, по которой недропользователь и выкупает ее у лизинговой компании. В таком случае есть определенные нюансы, позволяющие предпринимателям получить определенные выгоды. Наиболее значимая из них — это возможность включить в текущие затраты расходы на «приобретение» техники и соответственно уменьшить прибыль.
3. Налоги с ФОТ (фонд заработной платы)
Налоговые отчисления с ФОТ занимают существенную роль в себестоимости золотодобычи и, в зависимости от суммы ФОТ, направленной на заработную плату и видов экономической деятельности предприятия, могут занимать более 30% от валового дохода предприятия. Внутренняя структура налоговых отчислений с ФОТ имеет следующие позиции:
- пенсионный фонд (ПФР), который имеет две части: основной — куда платится 22%, и дополнительный (целевой) — процент отчислений зависит от условий труда на предприятии, и если рабочие места аттестованы, то колеблется в интервале от 2% до 4%. В случае отсутствия аттестации рабочих мест, отчисления увеличиваются до 6%;
- фонд медицинского страхования (ФОМС) — 5,1%;
- фонд социального страхования (ФСС) — 2,9%;
- фонд социального страхования по классам профессионального риска (ФССН), в зависимости от вида экономической деятельности в золотодобывающей отрасли (ОКВЭД) составляет 1–3,7%.
Кроме того, доходы физических лиц, получаемые на предприятии, также облагаются налогом в размере 13% (НДФЛ).
Таким образом, суммарные отчисления с ФОТ, в зависимости от условий труда и видов экономической деятельности предприятия, достигают 52,7%.
Доля ФОТ в структуре валового дохода на различных предприятиях находится в интервале 30–50%, что позволяет нам определить суммарную нагрузку от валового дохода предприятия в объеме 26,35%.
Кроме прямых отчислений, существуют косвенные, которые опосредованно поступают в доход государства через потребительский рынок и поставщиков производственных товаров (техники, ГСМ, запчастей и др.), государственные услуги, банковскую и страховую системы.
4. Налоги с поставщиков товаров
Рентабельная деятельность предприятия требует полноценного обеспечение участков работ горюче-смазочными материалами (ГСМ), запасными частями, оборудованием. Ежегодно на расходную часть (ГСМ и запчасти) предприятие направляет порядка 28–30% от валового дохода. Соответственно, поставщики ежегодно получают эту сумму и производят также налоговые отчисления. Это означает, что опосредованно в бюджет поступают дополнительные налоги, равные 15% валового дохода предприятия.
5. Платежи за государственные и посреднические услуги
Согласования проектов работ, оформление договоров на утилизацию отходов, оформление земель, договоры по аффинажу и реализации металла также требуют затрат, их суммарные объемы составляют порядка 5%.
6. Налоги с потребительских услуг
Заработная плата сотрудников предприятия тратится на приобретение товаров и услуг в магазинах, оплату ЖКХ и т.п. В цену товаров и услуг включены НДС и другие налоги. Таким образом, с заработной платы, полученной на предприятии, взимается еще около 35–40% налогов. Если учитывать, что ФОТ на предприятии составляет 40% и сотрудники расходуют на потребительские цели до 60% своего дохода, то объем опосредованных налогов потребительского рынка составит до 10% от валового дохода.
В целом структура основных и косвенных (опосредованных) отчислений в бюджет с каждого добытого килограмма драгметалла для небольшого предприятия (100 кг золота в год) приобретает следующий вид (см.табл.).
Основные и косвенные налоговые отчисления недропользователя
№ | Наименование налога, отчисления | Основные | Косвенные | ||||||
% | тыс. руб. | % | тыс. руб. | ||||||
1 | НДПИ | 6 | 138 | ||||||
2 | На прибыль (при 10% рентабельности) | 20 | 46 | ||||||
3 | С ФОТ | 26,35 | 606 | ||||||
4 | ГРР — 30% | 6 | 138 | ||||||
5 | Налоги поставщиков | 15 | 345 | ||||||
6 | Налоги через госуслуги | 5 | 115 | ||||||
7 | Налоги потребительский рынок | 10 | 230 | ||||||
ИТОГО | 928 | 690 |
Таким образом, предприятие с каждого килограмма золота, заработав 2,3 млн рублей (цена золота на дату написания статьи), производит прямых основных налоговых отчислений в бюджет государства 928 тыс. руб. (40,35%) и дополнительных, опосредованно через поставщиков, госуслуги и потребительский рынок, 690 тыс. руб. (30%).
Следует отметить, что здесь приведены только те отчисления, которые можно систематизировать и учесть. Сколько еще других платежей, штрафов, поборов, необоснованных затрат, которые приходится производить из-за несовершенства законодательных актов в сфере недропользования?
Что получаем взамен? Все изменения условий работы за последние годы систематически становятся сложнее. За последние 25 лет добыча россыпного золота сократилась с 126 до 65 тонн! Поселки закрылись, мосты и дороги разрушились, люди уехали из регионов, где плотность населения и так была весьма низкой. Сокращение золотодобычи только отчасти связано с истощением сырьевой базы, она еще может давать работу много лет, так как в нашей стране огромное количество техногенных и мелких россыпей. Однако эти объекты при существующих условиях отрабатывать невыгодно. Чтобы их осваивать, нужны изменения в нормативной базе.