Всего через месяц после ужасного несчастья на руднике «Мир» компании АЛРОСА в Якутии, где погибли восемь шахтеров после внезапного затопления подземных выработок, внимание невольно обращается на послужной список алмазодобывающей промышленности в сфере безопасности. Казалось бы, слишком рано говорить на эту тему, когда память о катастрофе все еще свежа в сознании и когда семьи и друзья восьми шахтеров все еще тяжело переживают случившееся, но этот несчастный случай все же заставляет нас обратить внимание на существующие меры и стандарты безопасности.
Во-первых, следует сказать, что российские власти заслуживают похвалы за то, что они немедленно начали спасательную операцию, в результате которой из рудника на поверхность были подняты 143 горняка. Более трехсот спасателей непрерывно боролись в течение трех недель, чтобы найти восемь пропавших без вести людей в условиях, которые были настолько опасны, принимая во внимание нависавшие над головой шахтеров 40 000 тонн воды, что большинство людей едва ли могут себе это представить. Эта огромная масса воды вместе с тоннами породы и удушающего грязевого потока могла прорваться в любой момент, в связи с чем спасателям с тяжелым сердцем пришлось прекратить работу.
Президент Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) Эрни Блом (Ernie Blom) заявил по этому поводу в выпущенном федерацией пресс-релизе: «От имени всех членов WFDB по всему миру я также хотел бы похвалить АЛРОСА за скорейшие действия, которые позволили быстро спасти 143 горняка, а также за оперативное развертывание спасательной операции. Спасатели работали круглосуточно более трех недель, они сталкивались с невероятными опасностями и работали в условиях, которые невозможно понять большинству из нас. К сожалению, был достигнут момент, когда работы просто невозможно продолжить. С большой печалью мы должны признать, что пойманные в ловушку в руднике шахтеры вряд ли все еще живы без пищи и воды, с ужасно высоким уровнем влажности и с высоким содержанием сероводорода и солей в подземной шахте».
Надежда неизбежно присутствовала в сердцах всех, кто участвовал в операции по спасению, как и в сердцах многих наблюдавших за их работой. Их вера в то, что шахтеры могут быть спасены, возможно, поддерживалась зарегистрированными несчастными случаями на рудниках, когда шахтеры долгое время находились в ловушке под землей, но выжили. Среди наиболее известных примеров - тот, который приковал к экранам телевизоров миллиарды людей во всем мире в 2010 году, когда в Чили произошла авария на медно-золотом руднике в Сан-Хосе. Кажется невероятным, что через 69 дней были спасены 33 рабочих, оказавшихся в ловушке на глубине 700 метров под землей.
Вместе с тем в связи с аварией на руднике «Мир» на ум приходит мысль о том, насколько редко такие случаи происходят в алмазодобывающей промышленности. Периодически в мире происходят случаи, когда шахтеры попадают в ловушку и, как упоминалось выше, спасаются, но, к сожалению, нередко бывает и так, что люди гибнут.
Такие происшествия типичны для производств по добыче угля. В Пакистане в начале этого месяца погибли пять шахтеров. В Иране в мае погиб 21 шахтер при попытке спасти оказавшихся в ловушке товарищей. Несчастные случаи происходили и в Китае, в результате которых погибли десятки шахтеров. В Соединенных Штатах тоже была зафиксирована гибель шахтеров, где десять с лишним человек погибли в первой половине этого года - это больше, чем во всем 2016 году.
Дело в том, что алмазодобывающая промышленность имеет отличные показатели безопасности. Последний такой случай произошел в июле 2012 года в Ботсване, когда погиб отец троих детей, работавший на огромном руднике Жваненг (Jwaneng).
Как свидетельствуют результаты спасательных работ в России, отличные показатели безопасности возможны только тогда, когда горнодобывающие компании делают упор на строгие процедуры безопасности. В сфере потенциально опасных работ всегда будут происходить непредвиденные события. Однако это не умаляет работу всех алмазодобывающих компаний и их методику и политику, в которых делается акцент на том, чтобы сотрудники придерживались очень строгих правил с целью уменьшения риска аварий до крайне низких уровней.