По легенде, геологи-первооткрыватели алмазной трубки "Мир" в июне 1955 года наткнулись на будущий флагман отечественной алмазодобычи благодаря лисице. Животное вырыло под лиственницей нору, обнажив слой породы, в которой внимание геологов привлекли минералы-спутники алмазов. На месте лисьей норы впоследствии появился крупнейший алмазный карьер в мире диаметром 1,2 км и глубиной 525 метра, на котором в лучшие годы добывалось до 10 млн карат высококачественных алмазов.
Карьер был закрыт в 2001 году, так как добыча открытым способом стала неэффективной из-за гигантских масштабов "воронки". Но кимберлитовая трубка разведана до глубины 1235 метров, а запасов при нынешних содержаниях достаточно для ведения добычи вплоть до 2052 года. Для ее отработки в 2009 году был запущен подземный рудник, который вышел на проектный уровень только в конце 2016 года. Причина - сложные горно-геологические условия. Нора лисицы пришлась на довольно опасное место.
АВАРИЯ
Случившаяся 4 августа в шахте авария не только вывела из строя один из основных производственных объектов "АЛРОСА" (MOEX: ALRS) на непрогнозируемое время, но и поставила руководство алмазодобытчика перед клубком проблем. После завершения спасательной операции недостаточно просто откачать воду из рудника и отремонтировать оборудование, отмечают эксперты, - нужны гарантии того, что катастрофа не повторится. Причем не только на "Мире", но и на других подземных рудниках (их у "АЛРОСА" еще три, на них приходится более 30% добычи в каратах, и эта доля будет расти).
"Мир" может простаивать от трех месяцев до полугодия, в худшем случае может потребоваться пересмотр проекта отработки месторождения, считают эксперты.
С точки зрения продаж ситуация пока не выглядит опасной - наоборот, "АЛРОСА" может даже поддержать цены на алмазы, сократив предложение на рынке. Но если спрос на рынке вырастет, это ограничение оберется падением финансовых показателей, отмечают аналитики.
Вероятной причиной аварии стало неконтролируемое увеличение водопритока из чаши отработанного карьера в подземный рудник, которое произошло в результате резкого ухудшения горно-геологических условий и размыва вмещающих пород в карьере, поясняла "АЛРОСА" в день аварии. Компания отметила, что работа рудника осуществлялась в полном соответствии со всеми техническими требованиями и требованиями безопасности.
Статусный источник в геолого-минеральной отрасли, попросивший об анонимности, в беседе с "Интерфаксом" отметил, что в системе предотвращения водопритока на "Мире" произошел сбой, причины которого не ясны. "Не думали, что [в чаше карьера] скопится такое количество воды, насосы, видимо, не успевали ее откачивать. Нарушился баланс, заглушка не выдержала напора - и гигантский столп воды обрушился вниз, громя все на своем пути. О том, что насосы не всегда справляются, знали давно, и конечно надо было предельно внимательно относиться к состоянию заглушки. Такое ощущение, что на ней не было приборов, функция которых - дать знать о близости критического состояния", - сказал собеседник агентства.
НЕ БЫЛО ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ
"Вряд ли случившееся - следствие "человеческого фактора", недосмотра или невыполнения условий проекта. Проекту, возможно, не хватило запаса прочности, какие-то экстремальные горно-геологические условия не были учтены", - считает Сергей Горяинов из отраслевого агентства Rough & Polished.
В этой связи он напомнил мнение, высказанное ранее профессором, доктором технических наук Львом Пучковым, экс-президентом Московского государственного горного университета. Еще в 2009 году Л.Пучков отмечал, что принятый за основу вариант строительства подземного рудника с потолочиной (заглушка между карьером и рудником) для защиты от водоносного горизонта опасен и неэффективен. "Во-первых, она [потолочина] состоит в основном из рудного тела и в ней будет "заморожено" алмазов на $3 - 3,5 млрд. А во-вторых, вести работы под потолочиной, которая якобы вас прикрывает, в условиях, когда уже карьер отработан на 500 метров, на таком пространстве очень опасно, потому что однажды потолочина может сесть и целиком накрыть горные работы вместе со всем, что там находится", - отмечал Л.Пучков.
Кроме того, в этой конфигурации, по мнению Л.Пучкова, было принципиально неверно отрабатывать рудник сверху вниз. "Если вы хотите работать под потолочиной, то проведите стволы глубже, подсекайте трубку и идите вверх до самого карьера - выйдите в карьер, не потеряв практически ничего на заключительной стадии отработки месторождения. А из-под потолочины идти вниз, а сверху закладкой закладывать - это очень опасная схема и опасность со временем будет возрастать. Конечно, если сделать закладку из одного цемента и каким-то образом еще горные породы в нее запечатать, она будет держаться, но в Якутии, на месте, закладки приличной нет, а если ее завозить, цемент и все прочее, алмазы уже будут не нужны - нерентабельна будет подземная добыча", - говорил Л.Пучков.
Ошибки на стадии выбора проектного решения не исключает и Владимир Дюкарев, первый вице-президент - гендиректор "АЛРОСА" в 1995 - 2002 гг. Компанией в этот период руководил Вячеслав Штыров, в будущем - президент Якутии. Именно в это время началось проектирование якутских подземных рудников.
При этом В.Дюкарев подчеркнул, что геологическая структура на "Мире" очень сложная. "Здесь и криогенные факторы (вечная мерзлота и оттайки), и большая насыщенность пород метаном, и нефтебитумные проявления, а также агрессивные соляные и водные рассолы при обводнении. Очень сложная "гора", - сказал он.
ОПАСНЫЕ РУДНИКИ
Тем не менее, отмечает С.Горяинов, проект рудника "Мир" прошел множество экспертиз. На любой шахте каждый год защищается план горных работ и регулярно проходят проверки надзорных органов, напомнил эксперт Rough & Polished.
По итогам проведенной в сентябре 2012 года Ленским управлением Ростехнадзора проверки деятельность "Мира" уже приостанавливалась на месяц из-за несоблюдения требований промышленной безопасности. Специалисты ведомства тогда также обратили внимание на то, что работы на руднике "ведутся в условиях повышенной обводненности, что является следствием отсутствия дренажного комплекса и наличия значительных притоков рассолов Метегеро-Ичерского водоносного комплекса через предохранительный целик из законсервированного карьера "Мир". Позже, получив объяснения от "АЛРОСА", Ростехнадзор признал, что ситуация на "Мире" не является аварийной.
Новая проверка Ростехнадзора должна пройти на "Мире" с 4 по 29 сентября, одновременно будут проведены проверки трех других подземных рудников "АЛРОСА", два из которых ("Интернациональный" и "Удачный") относятся к первому классу опасности и еще один ("Айхал") - ко второй категории опасности. Параллельно свою работу начала специальная комиссия Ростехнадзора по расследованию причин аварии. Инспекторы службы спустятся в рудник после окончания аварийно-спасательных работ.
Перед руководством "АЛРОСА" сейчас встанет задача проанализировать уровень безопасности на всех рудниках, считает С.Горяинов. Проблемой заинтересовались и силовики - в понедельник в Якутии побывал секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, заявивший в беседе с главой Якутии Егором Борисовым о недопущении подобных аварий и необходимости контроля.
Проект рудника "Интернациональный", наиболее прибыльного месторождения "АЛРОСА", также достаточно опасен. У "Интернационального" два центральных ствола, эта система уже давно не практикуется, например, в Донбассе от нее отказались еще в 70-х годах прошлого века: в случае пожара в околоствольном дворе оба ствола закрываются и люди остаются в "мешке", пояснял ранее Л.Пучков.
"В Якутии на всех рудниках такая история, везде идет протечка воды. Район насыщен подземными рассольными водами, которые не замерзают даже при температуре минус 30 градусов", - сообщил анонимный собеседник "Интерфакса".
Директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский отмечает, что на "Интернациональном" в чeм-то похожая ситуация по обводненности, причем его прибыльность еще выше - руда богаче, 6-10 карат на тонну против 3 карат на тонну "Мира". "Мир" и расположенный в 15 км к юго-западу "Интернациональный" входят в Мирнинский ГОК, директор которого Михаил Лопатинский был отстранен в пятницу до окончания проверок. На "Интернациональный" и "Мир" приходится по 11% добычи по группе "АЛРОСА".
ПЕРСПЕКТИВЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
По мнению В.Дюкарева, рудник "Мир" подлежит восстановлению. "Сейчас не так много поступает детальной информации, но то, что я вижу: производство на руднике можно восстановить, и нужно это сделать", - сказал он. В.Дюкарев затруднился оценить, сколько времени это займет. Пока сохраняется угроза безопасности, производство будет приостановлено, напомнил он.
"Остаточные запасы "Мира" очень большие, руда богатая - около 4 карата на тонну - и восстановление, конечно, имеет экономический смысл. Месторождений такого класса у "АЛРОСА" не так много", - считает академик Николай Похиленко, директор Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения РАН. "Условия на "Мире", действительно, очень сложные. Агрессивные минерализованные воды разъедают лед и даже при очень низких температурах в вечной мерзлоте образуются трещины. Наверное, это единственное место на планете, где в таких условиях добываются алмазы", - сказал он.
По мнению С.Горяинова, потребуется не менее полугода для восстановления добычи на "Мире", так как необходима полномасштабная ревизия проекта. "Если судить по имеющейся в СМИ информации, возвращение к полноценной добыче в прежних объемах может занять до полугода. Во-первых, нужно ликвидировать последствия аварии. Во-вторых, предстоит полномасштабный анализ причин произошедшего. Среди специалистов развернется дискуссия о том, как избежать повторения подобной ситуации", - заявил эксперт Rough & Polished.
"Проблема не в том, чтобы восстановить рудник и возобновить добычу, а в том, что нужны гарантии от проектировщиков и исполнителей, что такое больше не повторится. Если выяснится, что таких гарантий предоставить невозможно, проект, конечно, нужно будет пересматривать. Это очень дорогостоящее дело, но им все равно придется заниматься, потому что иначе компания будет под риском повторения катастрофы", - считает С.Горяинов.
По мнению Н.Сосновского из Prosperity, перезапуск "Мира" может произойти быстрее - в течение трех месяцев. "Если не будет серьезных обрушений и потерь оборудования, а также Ростехнадзор не выпишет предписание о внедрении концептуально новой системы безопасности либо о запрещении работы до тех пор, пока не будет отремонтирована перемычка между карьером и рудником, перезапуск возможен в обозримое время - возможно и в течение квартала", - сказал он.
ВЛИЯНИЕ НА ПРОДАЖИ
У "АЛРОСА" высокая диверсификация добычи, поэтому остановка производства на "Мире" не отразится на исполнении компанией долгосрочных контрактов, заверил президент "АЛРОСА" Сергей Иванов.
Угрозы для продаж "АЛРОСА" нет, учитывая наличие складских запасов и добычу на других рудниках, считает БКС.
"Компании в III квартале придется продавать часть сырья из стока, компенсируя выпадающий "Мир", - считает Н.Сосновский из Prosperity. В стоке на конец первого полугодия находилось около 13 млн карат, но большая его часть, если не все, это т.н. технологический сток - алмазы в незавершeнном производстве, не готовые к немедленной реализации.
В III квартале реализуется меньшая часть сырья россыпных месторождений, напомнил Н.Сосновский, производство в этот период обычно значительно опережает продажи, поэтому, скорее всего, дефицита удастся избежать. "АЛРОСА" сможет даже поддержать уровень цен на алмазное сырье, достигнутый на конец I полугодия (рост на 4%), если ограничит предложение на рынке, тем более в условиях отсутствия роста спроса.
Впрочем, если спрос на рынке будет расти, сырья может не хватить, рассуждает Н.Сосновский. В этом случае компания может мобилизовать и внутренние резервы - увеличить добычу на других месторождениях, используя наличие свободных перерабатывающих мощностей.
По подсчетам "Атона", "АЛРОСА", теряет примерно 1 млрд рублей EBITDA за каждый месяц простоя рудника "Мир". Оценить влияние аварии на деятельность компании пока невозможно, поскольку слишком много вопросов остаются без ответа: 1) как надолго будет остановлена добыча; 2) какой ущерб затопление нанесло оборудованию шахты; 3) повлечет ли авария какие-то действия со стороны госорганов; 4) какими будут долгосрочные последствия для максимальных показателей добычи "Мира".