С начала 1960-х годов началось образование отвалов вскрышных пород при отработке Малышевского и Аульского карьеров. По завершении отработки карьеров на отвалы поступали отходы (промпродукт) после обогатительной фабрики, пустые породы и некондиционные руды из Малышевской шахты.
Образованы два отвала: отвал пустых пород и отвал некондиционных руд (бедных по содержанию окиси бериллия).
По результатам опробования и оценки результатов опробования получены прогнозные ресурсы:
- руды в отвале составляют 6 млн тонн;
- кристаллосырьe: 9 154 кг изумрудов, 294 кг александрита, 435 кг фенакита;
- в балансе не учтено количество берилла, которое может быть выделено и преобразовано в ювелирное сырьe при помощи современных технологий.
То, что порода, содержащая руду, уже извлечена на поверхность и готова к переработке, является преимуществом.
Так как при подсчeте запасов выделение кристаллосырья велось методом дробления в щековой дробилке и скруббере с последующей ручной выборкой, то в балансовых запасах указано не реальное содержание кристаллосырья драгкамней, а реально извлекаемое существующими на тот момент методами.
В начале 1990-х годов был проведeн эксперимент по выделению помеченных и помещeнных в пустую породу кристаллов берилла. После дробилки и скруббера удалось из 8 кристаллов найти одну половинку и несколько мелких обломков. В сумме около 12% от начального количества.
Или другой пример: балансовые запасы изумруда в отвалах равны 9 154 кг, а александрита - 294 кг.
Но согласно статистике по месторождению, по данным ГРП Уралкварцсамоцветы, александриты составляют до 10% от количества изумрудов. То есть их должно быть 915 кг.
Именно малая эффективность существующих способов выделения драгкамней из вмещающих пород и явилась главной причиной активного поиска альтернативных методов. Было исследовано много различных приeмов разрушения вмещающих пород - от разрушения струями воды под высоким давлением до гидроударных методик. В конечном итоге все методы, основанные на механическом разрушении вмещающих пород, страдают одним общим недостатком - разрушаются и извлекаемые минералы.
Первые попытки растворения вмещающих пород также не увенчались успехом из-за химических сложностей и физического разрушения кристаллов под действием эффекта Ребиндера. Но, несмотря на принципиальную неустранимость эффекта Ребиндера, всe же было принято решение основные усилия сосредоточить именно на растворении. За несколько лет экспериментов удалось подобрать такие реактивы и режимы их применения, при которых драгкамни извлекаются без потерь, со 100-процентной сохранностью размеров, формы и веса.
Результатом исследовательских работ стал следующий алгоритм.
В самом начале процесса обогащения необходимо отказаться от дробления породы. Ведь дробление применяют для того, чтобы увидеть, что находится внутри куска породы. Во всех интересующих нас случаях внутри куска породы мы ищем минерал, содержащий в своeм составе бериллий. А бериллий диагностируется бериллометром без вскрытия вмещающей породы. Это осуществляется в автоматическом режиме со скоростями, многократно превышающими любую ручную выборку. И со 100-процентной точностью.
Мало того, так как работа бериллометра основана на радиационных эффектах, в процессе сортировки присутствие людей исключено. А значит, исключено и воровство на этом этапе работы.
На выходе этапа первичной сортировки - пустая порода возвращается в отвалы, а порода, содержащая кристаллосырьe, упаковывается в eмкости (возможно автоматически закрываемые) и поступает на склад хранения.
Далее, получив куски породы с гарантированным содержанием кристаллосырья в каждом куске, совсем не обязательно эти куски дробить, чтобы извлечь кристаллосырьe. Гораздо рациональнее по отработанной методике растворить вмещающие породы, выделив с идеальной сохранностью кристаллы драгкамней.
Во время растворения контакт персонала с сырьeм исключeн, и это тоже препятствует воровству.
Из отработанных растворов можно извлекать редкие элементы. Это не будет сложно либо дорого, так как они уже будут растворены.
Выделенное сырьe сортируется, проклеивается, если это необходимо, гранится либо перерабатывается в сувенирно-минералогическую продукцию.
На базе переработки отвалов возможно организовать минералогический и краеведческий туризм.
Как дополнение к туризму - торговля минералогическими образцами как со склада обогащeнного сырья, так и готовыми, изготовленными на предприятии. Также будут большие возможности комплектовать минералогические коллекции: любительские, школьные и академические, до любой степени сложности.
Если подытожить технологическую часть, то получается:
1. Выявление в исходной породе кристаллосырья содержащего бериллий.
2. Склад руды, содержащей кристаллосырьe.
3. Со склада руда поступает в цех растворения.
4. Выделенное кристаллосырьe сортируется:
4а) на огранку;
4в) на проклейку и огранку при необходимости;
4с) на улучшение или модификацию цвета для устранения «берилловых» серо-жeлтых оттенков и проявления зелeных и голубых основных цветов, далее – на проклейку и огранку.
Дополнительное технологическое оборудование
Стандартное оборудование для погрузки, транспортировки и классификации горной массы дополняется: сортировочной машиной с радиационной подсветкой и оборудованием для растворения вмещающих пород.
Сортировочные линии: для сортировки кристаллосырья в процессе растворения; для сортировки выделенного кристаллосырья; для сортировки облагороженного (улучшение цвета, проклейка и т. д.) сырья. Радиационная «подсветка» необходима только для первичной сортировки входящей руды. В остальных сортировочных линиях используются обычные осветители.
Оборудование для облагораживания (улучшение цвета, проклейка и т. д.) сырья.
Каких результатов ожидать?
Логично в результате переработки отвалов ожидать получения именно того количества кристаллосырья, которое заявлено в прогнозных ресурсах.
Используя ныне действующие технологии, в достижимости этих количеств можно не сомневаться. Так как именно на базе существующего техпроцесса - дробилка, скруббер, ручная выборка - и были подсчитаны запасы. Но можно подсчитать и иначе.
Например, количество берилла по отношению к изумруду в 100 раз больше. То есть на каждую тонну добытого изумруда приходится 100 тонн берилла, в котором четверть – это зелeный берилл всех сортов. Проведeнные эксперименты показали, что до 20% зелeного берилла после облагораживания и проклейки становится изумрудом. А это 5 тонн дополнительного изумруда на каждую тонну утверждeнных запасов.
Кроме того, в оставшихся 80% зелeных бериллов около 70% имеют «берилловый» оттенок, значительно понижающий их стоимость, вплоть до исключения из коммерческого оборота. После улучшения цвета и прозрачности средняя цена зелeных бериллов поднимается от первой сотни долларов за килограмм, до тысячи долларов за килограмм. При средней цене на изумруды в 10 $/гр цена в 1$/гр за берилл при 20 тоннах даeт дополнительную двукратную добавку к стоимости добытого сырья. Итого: только за счeт улучшения цвета и прозрачности зелeных бериллов стоимость добытого кристаллосырья изумрудов и бериллов увеличивается в 8 раз.
К сожалению, невозможно точно сопоставить проценты выхода кристаллосырья при дроблении и растворении исходной породы. По понятным причинам эти эксперименты не могли быть проведены. Но по косвенным признакам и накопленному практическому опыту можно утверждать, что растворение даeт как минимум в два раза больше кристаллосырья на выходе, чем дробление.
Точный учeт многих важных нюансов, влияющих на стоимость готовой продукции, таких как увеличение средних размеров и веса кусков сырья и гранeных камней, улучшение цвета, улучшение прозрачности, а также возможность вовлечения в коммерческий оборот сырья с различными декоративными эффектами, такими как «лунный эффект», «волосатики», «авантюриновый эффект», «эффект кошачьего глаза» и т. д., без проведения масштабных работ невозможны.
Но даже только с учeтом улучшения прозрачности и усиления цвета при облагораживании изумрудов и бериллов в итоге получаем 30-кратное увеличение стоимости добытого кристаллосырья по сравнению с прогнозным.
Новые технологические приeмы дают возможность изготовления различных уникальных видов продукции, невозможных при ныне действующей технологии. Контролируемое растворение исходной руды позволяет также выделять из руды минералогические образцы и сувенирную продукцию. Их стоимость полностью покрывает затраты на весь производственный цикл добычи кристаллосырья. То есть позволяет, не надеясь на случайную удачу находки особо дорогих кристаллов, строить спокойную планомерную работу предприятия.
Законодательство
По ныне действующему в России законодательству облагораживание в рамках заявленного техпроцесса до финальной сортировки и оценки вполне возможно, но только под добычную лицензию. Продажа рассортированного и оценeнного сырья изумрудов и александритов возможна только при наличии у покупателя регистрации в пробирной палате.
Продажа не вскрытых минобразцов невозможна.
Продажа не вскрытых в породе изумрудов, александритов невозможна.
Продажа минобразцов изумрудов и александритов невозможна.
Продажа сувенирной продукции, содержащей драгкамни невозможна.
Необходимо отметить, что количество получающихся минобразцов александрита в результате растворения руды в сотни раз больше, чем при дроблении. При несравненно более высокой, практически идеальной, сохранности. Малышевское месторождение - мировой монополист на эту продукцию. Так что финансовая составляющая данного законодательного запрета весьма существенна.
Цена на небольшой минобразец совершенно не ювелирного александрита начинается с нескольких сотен долларов. А на уникальные образцы может доходить и до сотен тысяч. В связи с большой редкостью минобразцов александритов на мировом рынке, стоимость куска сырья в сохранном минобразце значительно выше, чем в обломке или ювелирном сырье, либо в огранeнной вставке. И если минералогические образцы александрита в незначительных количествах встречаются на нескольких месторождениях мира, то сочетание в одном образце александрита с изумрудом или фенакитом не встречается больше нигде в мире. А на Малышевском месторождении они не редкость.
Вопрос с продажей коллекций туманен. Без драгкамней коллекции продавать можно, но сильно понижается цена. С драгкамнями нельзя. Иностранцам продавать минералогические коллекции нельзя, потому что гостайна. А как их отличишь?
Александр Боголюбов
Виктор Боголюбов
Олег Шароватов
"За несколько лет экспериментов удалось подобрать такие реактивы и режимы их применения, при которых драгкамни извлекаются без потерь, со 100-процентной сохранностью размеров, формы и веса...."
" Из отработанных растворов можно извлекать редкие элементы."
Нас заинтересовало последнее, какие элементы удалось получить в раствор, из Малышевских слюдитов !
Есть хим.анализ.
Как с Вами можно связаться ?
Васильев Владимир
+79226135708
Васильев Владимир,
Сейчас не в России. На днях вернусь, позвоню.