В последнее время вопрос о необходимости выравнивания условий ведения бизнеса, а также мер государственного регулирования, контроля и надзора в сфере производства и торговли ювелирными изделиями в странах Евразийского экономического союза, становится всe более актуальным.
На сегодняшний день условия ведения ювелирного бизнеса в России менее благоприятны, нежели в остальных странах ЕАЭС. Говоря об условиях ведения бизнеса, мы подразумеваем не только уровень налогообложения, но и контрольно-надзорную деятельность со стороны государственных органов.
Если интеграционные процессы в рамках ЕАЭС предполагают выравнивание этих условий, то возникает закономерный вопрос: это выравнивание будет производиться по более жeсткому российскому варианту, или по более мягкому варианту других участников союза?
В связи с этим Ассоциация «Гильдия ювелиров России» предлагает сообществу ювелиров начать дискуссию, посвящeнную данной теме. Ведь говоря об общем рынке сбыта, нужно отдавать отчeт и в том, что со временем доминировать на этом рынке будет тот, у кого более благоприятные условия. В данном случае можно говорить о простой закономерности: у кого меньше издержки, у того и ниже цены.
Ниже приводится информация о налоговой нагрузке на ювелирный бизнес в странах ЕАЭС, а также о требованиях в сфере противодействия отмыванию незаконно полученных средств в ЕАЭС.
Сравнение налоговой нагрузки на ювелирный бизнес в странах ЕАЭС
Государство/налог | Подоходный налог, % | Страх. взносы на ФОТ, % | Средний ежемесячный доход после оплаты налогов, в US$ | Налог на прибыль, % | Налог на имущество | НДС на драгметаллы и драгкамни, % | Таможенные пошлины на ювелирные камни, % | УСН, % |
Россия | 13 | 30,1 **** | 546 | 20 | до 2,2 | 18 | 10 – 16 | 6* |
Белоруссия | 13 | 34 | 332 | 18 | 1 | 0 для мерных слитков до 500 г | 10 – 16 | - |
Казахстан | 10 | 16 **** | 395 | 20 | - | 0 до 995 г в квартал | 10 – 16 | 3* |
Казахстан в СЭЗ | 10 | 16 **** | - | 0 (КПН) | 0 | 0 до 995 г в квартал | 10 – 16 | - |
Армения | 10…20* | Дифференцир. до 5% | 96 | 20 | 0,6 | 20 | 10 – 16 | - |
Армения в СЭЗ | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | - |
Киргизия | 10 | 17,25 | 210 | 10 | 0 | 0** | 10 – 16 | - |
* 10% с суммы примерно в 7,5 тыс. руб. в месяц, плюс 20% с суммы свыше
** НДС на аффинированные сплавы, но на ДМДК в составе ювелирных изделий НДС есть
**** полный набор взносов на страхование, но еще есть страхование от несчастного случая (по отраслям)
Требования в сфере противодействия отмыванию незаконно полученных средств в ЕАЭС
Государство/налог | Признание ювелирных изделий субъектом законодательства в сфере противодействия… | Контроль за безналичным оборотом ДМДК и ювелирных изделий | Порог начала идентификации клиента при наличном обороте ДМДК и ювелирных изделий, US$ | Порог начала идентификации клиента при безналичном обороте, US$ |
Россия | Да | Да | ок. 700 | ок. 1.750 |
Белоруссия | Нет | Нет | ок. 11.200 | Нет** |
Казахстан | Да | Да | ок. 9.600 | ок. 9.600* |
Армения | Нет | Нет | ок. 7.500 | Нет |
Киргизия | Да** | Нет | ок. 700 ** | Нет |
Требования ФАТФ | Да ** | Нет | 15.000 ** | Нет |
* возможно, при безналичном обороте порог идентификации клиента вдвое выше ($19.200), вопрос требует юридического уточнения
** обязательное применение риск-ориентированного подхода