Плазменный реактор этого стартапа создает бесконфликтные бриллианты для рынка поколения двухтысячных

Раздел: Драгоценные камни
22 мая 2017 г.

Как это сде­ла­ли? Ка­ко­во про­ис­хо­ж­де­ние? Экс­плу­а­ти­ро­ва­лись ли ра­бо­чие? На­ка­чи­ва­лись ли ко­ро­вы ан­ти­био­ти­ка­ми? Яв­ля­ет­ся ли это без­глю­те­но­вым?

В на­сто­я­щее вре­мя по­тре­би­те­ли, осо­бен­но по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных, все боль­ше тре­бу­ют про­з­ра­ч­но­сти в от­но­ше­нии то­го, что по­сту­па­ет в их ор­га­низм и при­ка­са­ет­ся к их те­лам. А для не­ко­то­рых – что на­де­ва­ет­ся на их па­лец.

«Мы за­да­ем во­про­сы обо всем, что по­ку­па­ем: я хо­чу знать, что моя кос­ме­ти­ка не пол­на то­к­си­че­ских ве­ще­ств, что мою оде­ж­ду не из­го­тав­ли­ва­ли де­ти и что в мо­их про­дук­тах пи­та­ния нет пе­сти­ци­дов, - го­во­рит Ме­лис­са Мок (Melissa Mock), 30-лет­няя ру­ко­во­ди­тель тех­но­ло­ги­че­ско­го стар­та­па, ко­то­рая об­ру­чи­лась про­ш­лым ле­том. – По­это­му, ко­неч­но, я хо­те­ла знать про­ис­хо­ж­де­ние мо­е­го бри­л­ли­ан­та».

О­на и ее же­них го­во­ри­ли о том, что она хо­чет, что­бы ее ка­мень не до­бы­ва­ли ра­бо­чие, ко­то­рых экс­плу­а­ти­ру­ют, и что­бы он не ис­поль­зо­вал­ся для фи­нан­си­ро­ва­ния бес­ко­неч­ных ме­ж­до­у­соб­ных кон­фли­к­тов, как бы­ло по­ка­за­но в филь­ме «Кро­ва­вый ал­маз» (Blood Diamond) 2006 го­да с Лео­нар­до Ди Ка­прио (Leo DiCaprio) в глав­ной ро­ли.

В День тру­да в са­ду до­ма, в ко­то­ром они вме­сте жи­ли в Сан­та Мо­ни­ке, друг Мок сде­лал ей пред­ло­же­ние, пре­под­не­ся коль­цо огран­ки «и­зу­мруд», ди­зайн ко­то­ро­го со­з­дан Vrai & Oro, и ко­то­рое пре­крас­но смо­т­ри­т­ся в «Pinterest-perfect». Ка­мень был со­з­дан Diamond Foundry, стар­та­пом из Сан-Фран­ци­с­ко, ко­то­рый из­го­тав­ли­ва­ет бри­л­ли­ан­ты с по­мо­щью устрой­ства, ко­то­рое на­гре­ва­ет уг­ле­род до та­ких вы­со­ких те­м­пе­ра­тур, как в на­ру­ж­ном слое сол­н­ца.

Мы сей­час го­во­рим не о ку­би­че­ском ци­р­ко­нии. Эти ка­м­ни по ато­м­но­му со­ста­ву иден­ти­ч­ны ал­ма­зам, до­бы­тым из зе­м­ли и не свя­за­ны с кон­фли­к­та­ми. Мок бы­ла в вос­тор­ге.

«М­не нра­ви­т­ся то, что бри­л­ли­ант яв­ля­ет­ся на­столь­ко пре­крас­ным, вы­со­ко­ка­че­ствен­ным ка­м­нем, ко­то­рый не по­ца­ра­па­ет­ся и дей­стви­тель­но бу­дет веч­ным, - го­во­рит она. - Diamond Foundry на­ш­ла спо­соб вос­со­з­дать про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в при­ро­де – они на­шли уда­ч­ное ре­ше­ние про­б­ле­мы».


Мок и ей по­доб­ные пе­ре­пи­сы­ва­ют пра­ви­ла тра­ди­ций, свя­за­н­ных с об­ру­че­ни­ем. Не­ко­то­рые да­же вы­би­ра­ют аль­тер­на­тив­ные ка­м­ни, на­при­мер, са­п­фи­ры и опа­лы. Но сре­ди же­ла­ю­щих иметь бри­л­ли­ан­ты все боль­ше рас­тет чис­ло тех, кто рас­смат­ри­ва­ет вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты, со­глас­но об­зо­ру ко­м­па­нии Bain. Хо­тя объ­ем про­даж син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов со­став­ля­ет все­го 1% от объ­е­ма ры­н­ка, есть ос­но­ва­ния счи­тать, что в сле­ду­ю­щем де­ся­ти­ле­тии бу­дет от­ме­чать­ся зна­чи­тель­ный ро­ст.

С од­ной сто­ро­ны, ожи­да­ет­ся, что объ­ем про­из­вод­ства при­род­ных ал­ма­зов до­сти­г­нет пи­ка в 2019 го­ду, со­глас­но The Economist. В это вре­мя объ­ем пред­ло­же­ния но­вых ал­ма­зов на­ч­нет со­кра­щать­ся на один - два про­цен­та в год.

С­прос то­же умень­ша­ет­ся: В От­че­те о гло­баль­ной ал­маз­ной от­рас­ли в 2016 го­ду (2016 Global Diamond Industry Report), со­став­лен­ном ко­м­па­ни­ей Bain, при­во­ди­т­ся не­у­те­ши­тель­ный про­г­ноз для сек­то­ра, сто­и­мость ко­то­ро­го $200 млрд, и «не­о­пре­де­лен­но­сти омра­ча­ют со­ци­аль­ную, по­ли­ти­че­скую и эко­но­ми­че­скую об­ста­но­в­ку на клю­че­вых ры­н­ках».

Дру­гой во­прос, на ко­то­рый син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты на­це­ле­ны, это роз­ни­ч­ная це­на. В за­ви­си­мо­сти от юве­ли­ра, мо­ж­но сэко­но­мить от 20% до 40% на син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тах.

«Д­ля са­мых рас­про­стра­нен­ных форм и раз­ме­ров, эко­но­мия со­став­ля­ет 35%», - го­во­рит Криш Хи­м­мат­ра­м­ка (Krish Himmatramka), ос­но­ва­тель Do Amore, стар­та­па эти­че­ских юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рый про­да­ет оба ви­да. Для бри­л­ли­ан­та ве­сом в один ка­рат, ко­то­рый по­чти бес­цвет­ный и чи­стый для не­во­ору­жен­но­го гла­за, сто­и­мость при­род­но­го бри­л­ли­ан­та со­став­ля­ет око­ло $5 000 в Do Amore, а вы­ра­щен­ный в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ант сто­ит око­ло $3 300. «За эти до­пол­ни­тель­ные день­ги вы мо­же­те ку­пить опра­ву для об­ру­чаль­но­го коль­ца, и день­ги еще оста­нут­ся», - го­во­рит Хи­м­мат­ра­м­ка.

Ди Ка­прио сыг­рал боль­шую роль в том, что­бы от­расль син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов окре­п­ла в США по­с­ле то­го, как узна­ли об усло­вия гор­ной до­бы­чи в Аф­ри­ке, где со­з­да­вал­ся фильм «Кро­ва­вый ал­маз» и о том на­си­лии, ко­то­рое под­пи­ты­ва­лось дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.
«Я при­шел в ужас от то­го, что про­ис­хо­ди­ло в Сьер­ра-Лео­не в кон­це 1990-х го­дов, и от то­го, как ал­ма­зы фи­нан­си­ро­ва­ли этих во­ен­ных ди­к­та­то­ров», - ска­зал он из­да­нию Time. – По дан­ным ор­га­ни­за­ции Amnesty International, око­ло 4 млн лю­дей по­те­ря­ли жиз­ни в ре­зуль­та­те этих про­даж бри­л­ли­ан­тов».

Diamond Foundry бы­ла ос­но­ва­на в Сан-Фран­ци­с­ко в 2012 го­ду с по­мо­щью фи­нан­си­ро­ва­ния со сто­ро­ны раз­ных ин­ве­сто­ров в су­м­ме $100 млн, вклю­чая Ди Ка­прио. Та­к­же при­ни­ма­ли уча­стие ин­же­не­ры из Ст­эн­фор­да, M.I.T, и Прин­сто­на. Это бы­ла од­на из трех ко­м­па­ний в ми­ре, со­з­да­ю­щих так на­зы­ва­е­мые бес­кон­фли­к­т­ные ал­ма­зы. Дву­мя дру­ги­ми яв­ля­ют­ся син­га­пур­ская Generic Diamond и рос­сий­ская New Diamond Technology.

Пер­вая труд­ность для Diamond Foundry но­си­ла тех­ни­че­ский ха­ра­к­тер: стро­и­тель­ство плаз­мен­но­го ре­а­к­то­ра, ко­то­рый мог бы со­з­да­вать вы­со­ко­ка­че­ствен­ные ал­ма­зы. По­с­ле не­сколь­ких лет про­ве­де­ния ты­сяч мо­де­ли­ро­ва­ний фи­зи­че­ской сре­ды, они со­з­да­ли устрой­ство, со­сто­я­щее из со­тен вы­со­ко­точ­ных де­та­лей, ко­то­рые бы со­з­да­ва­ли край­не вы­со­кую те­м­пе­ра­ту­ру, объ­яс­ня­ет Мар­тин Ро­шай­зен (Martin Roscheisen), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии, по­лу­чив­ший сте­пень до­к­то­ра тех­ни­че­ских на­ук в Ст­эн­фор­де, за­кон­чив­ший обу­че­ние по той же про­гра­м­ме и в той же груп­пе, что и ос­но­ва­те­ли Google – Сер­гей Брин (Sergey Brin) и Лэр­ри Пейдж (Larry Page).

В при­ро­де ал­ма­зы фор­ми­ру­ют­ся, ко­г­да уг­ле­род под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию вы­со­ких дав­ле­ний глу­бо­ко в нед­рах Зе­м­ли, а за­тем вы­но­си­т­ся на по­верх­ность во вре­мя вул­ка­ни­че­ских из­вер­же­ний. От­ча­сти их при­в­ле­ка­тель­ность объ­яс­ня­ет­ся тем, что для их су­ще­ство­ва­ния тре­бу­ет­ся ред­кое со­че­та­ние гео­ло­ги­че­ских и гео­гра­фи­че­ских фа­к­то­ров. Еще в 1941 го­ду ко­м­па­ния G. E. раз­ра­бо­та­ла устрой­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ло на­гре­вать уг­ле­род под дав­ле­ни­ем для со­з­да­ния ал­ма­зов, ко­то­рые мо­г­ли ис­поль­зо­вать­ся для тех­ни­че­ских це­лей, но эти ал­ма­зы бы­ли хру­п­ки­ми и не под­хо­ди­ли для юве­ли­р­ных из­де­лий.

По ме­ре со­вер­шен­ство­ва­ния про­цес­са про­из­вод­ства, сле­ду­ю­щей труд­но­стью был по­иск вы­хо­да на ры­нок дра­го­цен­ных ка­м­ней. Diamond Foundry со­з­да­ла кол­лек­цию юве­ли­р­ных из­де­лий со встав­ка­ми из по­чти бес­цвет­ных бри­л­ли­ан­тов, со­дер­жа­щих лишь очень не­з­на­чи­тель­ные вклю­че­ния. Ка­ж­дое из­де­лие бы­ло сер­ти­фи­ци­ро­ва­но и оце­не­но Ге­м­мо­ло­ги­че­ским ин­сти­ту­том Аме­ри­ки (Gemological Institute of America, GIA).

Ко­г­да рас­про­стра­ни­лась но­вость о том, что сде­ла­ла Diamond Foundry, ста­ли об­ра­щать­ся брен­ды из от­рас­ли с прось­бой при­об­ре­сти не­ко­то­рые из этих ка­м­ней. «Мы об­на­ру­жи­ли, что кру­п­ная от­расль на­хо­ди­т­ся в тя­же­лом по­ло­же­нии, - го­во­рит Ро­шай­зен. – Объ­ем пред­ло­же­ния до­бы­тых ал­ма­зов сни­жа­ет­ся, ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щие ко­м­па­нии край­не при­быль­ны, но все от­ме­ча­ют, что це­поч­ка по­ста­вок ис­пы­ты­ва­ет чрез­вы­чай­ные труд­но­сти».

Ко­м­па­ния про­да­ет свою соб­ствен­ную юве­ли­р­ную ли­нию на сво­ем веб-­сай­те, но она та­к­же про­да­ет че­рез та­ких ри­тей­ле­ров, как Barneys и стар­тап Vrai & Oro, ко­то­рый ра­бо­та­ет не­по­сред­ствен­но с по­тре­би­те­лем и ко­то­рый вы­пол­нил ди­зайн коль­ца Мок.

«М­но­гим ри­тей­ле­рам сей­час нра­ви­т­ся то, что те­перь у них есть ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния, от­ку­да про­ис­хо­дит бри­л­ли­ант, - объ­яс­ня­ет Ро­шай­зен. – Для из­де­лия клас­са «люкс» про­ис­хо­ж­де­ние дей­стви­тель­но име­ет клю­че­вое зна­че­ние. В слу­чае с бри­л­ли­ан­том, ко­то­рый до­бы­ва­ют, вы не мо­же­те знать, по­сколь­ку он сме­нил вла­дель­ца два­д­цать раз, пре­ж­де чем по­пал к вам».

В те­че­ние де­ся­ти­ле­тий ал­маз­ную от­расль по­ро­чил тот факт, что жа­ж­да иметь ал­ма­зы ча­сто при­во­ди­ла к же­сто­ко­сти, во­ен­ным дей­стви­ям и стра­да­ни­ям лю­дей.

Ка­рен Де Вин­сент (Karen DeVincent), ко­то­рой 29 лет и ко­то­рая не­дав­но об­ру­чи­лась, ска­за­ла, что фильм Ди Ка­прио ока­зал вли­я­ние на нее в вы­бо­ре коль­ца.

«Я не хо­чу, что­бы та­кой осо­бый мо­мент в мо­ей жиз­ни был за­пят­нан бо­лью дру­го­го че­ло­ве­ка», - го­во­рит Де Вин­сент, же­них ко­то­рой пре­под­нес ей коль­цо с ро­зо­вым са­п­фи­ром, ко­то­рый она пред­по­чла.

Ва­нес­са Што­фен­ма­хер (Vanessa Stofenmacher), ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии Vrai & Oro, го­во­рит, что от­но­ше­ние Де Вин­сент до­воль­но ти­пи­ч­но для по­ко­ле­ния двух­ты­сяч­ных, ее це­ле­вых по­тре­би­те­лей. Она раз­го­ва­ри­ва­ла с со­т­ня­ми пар, ко­то­рым за два­д­цать и трид­цать лет, ко­г­да она за­пус­ка­ла кол­лек­цию об­ру­чаль­ных и сва­деб­ных ко­лец. В груп­пах, пред­став­ля­ю­щих для нее ин­те­рес, не­ко­то­рые па­ры пред­по­чли аль­тер­на­тив­ные дра­го­цен­ные ка­м­ни, а дру­гие хо­те­ли бри­л­ли­ан­ты, но от­но­си­лись с по­до­зре­ни­ем к их эти­че­ско­му про­ис­хо­ж­де­нию. «Бри­л­ли­ант все-та­ки яв­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­ным си­м­во­лом, - го­во­рит Што­фен­ма­хер. – Его мо­ж­но вы­ло­жить в Instagram, и все узна­ют, что ты об­ру­чи­лась».

Vrai & Oro ис­поль­зу­ет ис­клю­чи­тель­но бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные ко­м­па­ни­ей Diamond Foundry, и она счи­та­ет, что по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных быст­ро вос­при­ня­ли идею о син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тах.

«В боль­шин­стве слу­ча­ев они дей­стви­тель­но их пред­по­чи­та­ют, - го­во­рит Што­фен­ма­хер. – Их впе­р­вые по­з­на­ко­ми­ли с бри­л­ли­ан­та­ми, по­это­му им го­раз­до ле­г­че обу­чать­ся, чем то­му, кто по­ку­па­ет бри­л­ли­ан­ты в те­че­ние 30 или 40 лет».

К­риш Хи­м­мат­ра­м­ка, ос­но­ва­тель ко­м­па­нии Do Amore, пред­ла­га­ет по­ку­па­те­лям ши­ро­кий вы­бор: до­бы­тые из недр бри­л­ли­ан­ты, вы­ра­щен­ные в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­ты (от рос­сий­ской ко­м­па­нии New Diamond Technology), са­п­фи­ры и бе­лые дра­го­цен­ные ка­м­ни, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся муас­са­ни­та­ми.

«Пред­ста­ви­те­ли по­ко­ле­ния двух­ты­сяч­ных не счи­та­ют, что до­бы­тые бри­л­ли­ан­ты име­ют ка­кие-то пре­и­му­ще­ства, - го­во­рит Хи­м­мат­ра­м­ка. – Наш бренд стре­ми­т­ся при­влечь по­ку­па­те­лей, для ко­то­рых име­ют зна­че­ние эти­че­ские ас­пе­к­ты, но мы ви­дим, что нам не ну­ж­но на­ста­и­вать, что­бы они рас­смат­ри­ва­ли аль­тер­на­ти­ву бри­л­ли­ан­ту».

Но да­же ес­ли обы­ч­но ле­г­ко убе­дить аме­ри­кан­ское по­ко­ле­ние двух­ты­сяч­ных, ко­г­да де­ло ка­са­ет­ся вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов, ру­ко­вод­ство Diamond Foundry зна­ет, что не­об­хо­ди­мо про­де­лать мно­го ра­бо­ты для то­го, что­бы дей­стви­тель­но на­ру­шить де­я­тель­ность тра­ди­ци­он­ной ал­маз­ной от­рас­ли.


Во-­пе­р­вых, у стар­ших по­ко­ле­ний боль­ше де­нег, ко­то­рые они мо­гут по­тра­тить на бри­л­ли­ан­то­вые юве­ли­р­ные укра­ше­ния, и во-в­то­рых, до­во­ды, ко­то­рые убе­ж­да­ют аме­ри­кан­цев по­ку­пать син­те­ти­че­ские бри­л­ли­ан­ты, не обя­за­тель­но убе­дят ин­дий­ских или ки­тай­ских по­тре­би­те­лей.

Об­зор ко­м­па­нии Bain о по­ко­ле­нии двух­ты­сяч­ных по все­му ми­ру по­ка­зал, что кон­це­п­ция вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тов мед­лен­но за­во­е­вы­ва­ет по­пу­ляр­но­сть. Мо­ло­дежь в Ки­тае, как и мо­ло­дежь в Со­е­ди­нен­ных Шта­тах, в ка­че­стве ос­но­в­но­го ре­ша­ю­ще­го по­ка­за­те­ля при­во­ди­ла бо­лее низ­кую це­ну син­те­ти­че­ских бри­л­ли­ан­тов, а мо­ло­дежь в Ин­дии це­ни­ла бо­лее вы­год­ное со­о­т­но­ше­ние це­ны и ка­че­ства. И в Ки­тае, и в Ин­дии мо­ло­де­жи нра­ви­лась клас­с­ная тех­но­ло­гия, при­ме­ня­е­мая для из­го­то­в­ле­ния бри­л­ли­ан­тов. Но бы­ли та­к­же не­ко­то­рые от­ри­ца­тель­ные ас­со­ци­а­ции с та­ки­ми сло­ва­ми, как «под­дел­ка», «не под­лин­ные» и «де­ше­вые», ко­то­ры­ми скло­ня­ли их на все ла­ды.

«В­се­г­да лю­бая но­вая тех­но­ло­гия свя­за­на со зна­чи­тель­ным об­ра­зо­ва­ни­ем, - го­во­рит Ро­шай­зен. – Боль­шая за­да­ча, сто­я­щая пе­ред на­ми, - вве­сти эту но­вую ка­те­го­рию то­ва­ра на ры­нок. Ко­г­да лю­ди не име­ют све­де­ний о вы­ра­щен­ных в ла­бо­ра­то­рии бри­л­ли­ан­тах, все­г­да есть из­на­чаль­ный ске­п­ти­цизм. Нам при­хо­ди­т­ся объ­яс­нять, что бри­л­ли­ан­ты бук­валь­но оди­на­ко­вые (как и те, что из недр зе­м­ли)».

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->