Декабрь 2014, New York Post: «Синтетические бриллианты могут иметь одинаковые характеристики с натуральными и при этом стоить на 50% меньше».
Июнь 2015, Daily Telegraph: «Синтетические бриллианты могут стоить до 50% дешевле натуральных».
Июнь 2016, CNBC: «Синтетические бриллианты могут стоить на 30% дешевле, чем натуральные».
Ноябрь 2016, WSJ: «Синтетические бриллианты стоят на 25% дешевле, чем натуральные».
Январь 2017, FOX43: «Синтетические бриллианты нравятся миллениалам, потому что стоят на 20-30% дешевле».
Февраль 2017, WEAR: «Синтетические бриллианты традиционно стоят на 20-25% меньше».
Что вы можете сказать, взглянув на эти цитаты (кроме того, что интернет хранит все, а автор этой статьи отличается потрясающим занудством)? Производители синтетических камней постоянно твердят о том, что их продукция стоит гораздо дешевле натуральных бриллиантов. Низкая цена считается самым очевидным преимуществом синтетики, и она гораздо понятнее для потребителя, чем какая-то там конфликтность или экологичность производства.
Однако посмотрите, как стремительно меняются цифры в этих утверждениях. Еще в 2015 году нам говорили, что синтетика стоит вдвое меньше натуральных камней, а зимой 2017 она дешевле уже всего-то на 20%. Это значит, что за каких-то два года синтетические бриллианты подорожали в 2,5 раза. Натуральные бриллианты за этот же период подешевели примерно на 15%.
Но 20% - все равно существенное преимущество по цене, не правда ли? Не правда. Не удивляйтесь: в рекламе вообще очень часто недоговаривают что-то важное. И если себестоимость производства синтетики ощутимо ниже себестоимости добычи натуральных алмазов, это еще не значит, что вы ощутите эту разницу и в ювелирном магазине.
Итак, представим себе помолвку с самым скромным бюджетом. Для нее нам бы подошло стандартное кольцо solitaire из 14-каратного белого золота, с одним бриллиантом в 0,5 карата не самых плохих характеристик – качеством VS2 и цветом G.
Если мы попробуем подобрать такое кольцо в интернете, мы увидим это:
Что-то странное, не правда ли?
Но, может быть, мы просто выбрали неудачный размер и характеристики камней для сравнения? Да и маловато половины карата для такого серьезного события, как помолвка. По данным исследования Эдана Голана (Edahn Golan), самый популярный выбор американских потребителей – камни размером 1-1,04 карата (на них приходится порядка 10% продаж) в диапазоне цветов от H до I и качеством SI1-SI2.
Что ж, давайте попробуем найти кольцо solitaire из белого золота с бриллиантом размером 1 карат, цвета I и качества SI1.
Это уже больше похоже на то, что нам рассказывают о дешевизне синтетических камней. Однако цифры по-прежнему не сходятся: средняя цена синтетических бриллиантов ниже натуральных на 12%, а никак не на 20%. Да и сами цены, как вы видите, значительно различаются в зависимости от магазина. За $4000 можно купить искусственный бриллиант в Brilliant Earth или точно такой же натуральный в Blue Nile.
Стоит отметить, что во время этого исследования я столкнулась с одной трудностью: далеко не все магазины предоставляют возможность выбрать бриллиант с конкретными характеристиками цвета и чистоты. Зачастую приходится выбирать из уже имеющегося ассортимента готовых изделий, в котором может и не оказаться того, что вы ищете.
Это натолкнуло меня на еще один, самый интересный эксперимент. Считается, что американский потребитель склонен выбирать камни большего размера, но более низкого качества. Что если попробовать найти в ассортименте ювелирных ретейлеров самый дешевый каратник? Не для помолвки, а для себя! Пусть с плохими характеристиками, лишь бы камень был большого размера и блестел на зависть всем знакомым!
Двадцать пять процентов. Именно на столько в среднем обойдется дешевле кольцо с «ширпотребным» натуральным бриллиантом по сравнению с минимальными ценами, которые предлагают продавцы синтетики. Натуральный камень дешевле, а не наоборот.
Более того, цена на натуральные камни у некоторых ретейлеров могла бы быть еще ниже, продавай они бриллианты с более низкими параметрами качества. Но, например, Blue Nile и Brilliant Earth заканчивают ассортимент на позициях SI1-SI2 и не продают камни чистоты I. В среднем же все перечисленные выше бриллианты имеют цвета I-K и чистоту I1-I3.
Ценообразование на кольца с синтетическими бриллиантами оказалось весьма занятной штукой (которую еще надо будет изучить поподробнее). В каких-то случаях цена искусственного бриллианта оказывалась сопоставима с ценой натурального. В других случаях сам камень был дешевле, но вот оправа стоила непозволительно дорого. Для сравнения, самая простая и дешевая оправа solitaire из 14-каратного золота у Blue Nile стоит $210, а у Diamond Foundry - $500 (и это далеко не предел!).
Без сомнения, себестоимость синтетических камней ниже, чем стоимость натуральных. Для того, чтобы вырастить синтетический камень, не нужно копать глубокую шахту, строить обогатительную фабрику, платить зарплату тысячам рабочих и строить школы для их семей. Потребитель слушает это и радуется: покупая искусственный камень, он не только сэкономит, но еще и не будет финансировать загрязнение окружающей среды бессовестными алмазодобывающими картелями. Вот только выясняется, что все это – не более чем рекламные слоганы. В реальности потребитель не увидит никакой разницы в цене. Пользуясь тем, что потребитель доверчив, но при этом по-прежнему верит в притягательность бриллиантов, продавцы синтетики снимут с него полную сумму, положив эту разницу к себе в карман. Это, видимо, и есть новые стандарты ethical jewelry и responsible supply chain.
PS: Исследуя ювелирную розницу, я сделала и несколько других важных наблюдений.
Наблюдение № 1: Следите за своим кошельком. В одном и том же магазине можно встретить два камня одинакового размера и характеристик, но один из них будет значительно дороже другого. За каратник цвета I качества I2 могут попросить как $2000, так и $8000. Подобным недугом страдают абсолютно все магазины, продающие бриллианты самых разных ценовых категорий, как натуральные, так и синтетические. Возможно (и даже скорее всего!), услужливый консультант в беседе сможет объяснить вам разницу и обосновать, почему стоит купить именно тот камень, на котором стоит больший ценник. Но пока это выглядит просто как тест на внимательность, где выигрывает тот, кто вдумчиво читает все описания.
Наблюдение № 2: Чтобы не вгонять покупателей в искушение, некоторые магазины (особенно в сегменте масс-маркет) в принципе не утруждают себя указанием точных характеристик камней. Они указывают единую стоимость кольца, в описании которого значится, например, «цвет от H до J, качество S1-S2». Подумаешь, что разница между H/S1 и J/S2 по прайс-листу Рапапорта достигает $1500 за карат! Сомнительно, чтобы это был аттракцион великой щедрости, в котором дорогие бриллианты продаются дешевле. Скорее, камни качеством похуже удачно продаются подороже.
Благодаря именно таким «маневрам» ювелирной розницы у продавцов синтетики появляется возможность заявлять, что их продукция стоит ощутимо дешевле, чем натуральные камни. Для того, чтобы придумать красивый рекламный слоган, не обязательно сравнивать действительно сопоставимые вещи. Достаточно просто сравнить самый дешевый синтетический каратник и самый дорогой натуральный, из серии тех, что описаны выше.