Почему ювелиры создают новые формы огранки для бриллиантов

Раздел: Драгоценные камни
13 февраля 2017 г.

(The Financial Times) Ко­г­да по­ку­па­е­те дра­го­цен­но­сти, вам ред­ко про­да­дут бри­л­ли­ант кру­г­лой огран­ки. Вме­сто это­го вы ку­пи­те ка­мень кру­г­лой огран­ки под на­з­ва­ни­ем «бри­л­ли­ант» - до­пол­ни­тель­ное опре­де­ле­ние от­но­си­т­ся к огран­ке, изоб­ре­тен­ной в 1919 го­ду Мар­се­лем Тол­ко­в­ски (Marcel Tolkowsky), ко­то­рый из­ме­нил иг­ру све­та в бри­л­ли­ан­тах и спо­соб их про­да­жи. Но век спу­стя мы на­б­лю­да­ем по­яв­ле­ние по­ко­ле­ния но­вых огра­нок.

Со­вре­мен­ная кру­г­лая огран­ка «бри­л­ли­ант» Тол­ко­в­ски ста­ла ре­во­лю­ци­он­ной. В ней ис­поль­зу­ют­ся 58 гра­ней для до­сти­же­ния ма­к­си­маль­но пол­но­го от­ра­же­ния све­та, и она обес­пе­чи­ва­ет блеск и свер­ка­ние ка­м­ня - по­ро­ж­дая иг­ру цве­тов ра­ду­ги и ле­дя­ное мер­ца­ние, – че­го нет у ста­рых огра­нок. К се­ре­ди­не ве­ка боль­шин­ство но­вых бри­л­ли­ан­то­вых юве­ли­р­ных из­де­лий пе­ре­шло к это­му сти­лю со­з­да­ния гра­ней, со­глас­но дан­ным Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Аме­ри­ки (Gemological Institute of America).

Кру­г­лая огран­ка «бри­л­ли­ант» оста­ва­лась по су­ще­ству не­пре­взой­дeн­ный до на­ча­ла это­го ве­ка, ко­г­да це­но­вые вой­ны, на­чав­ши­е­ся с по­яв­ле­ни­ем ди­а­ман­те­ров, тор­гу­ю­щих толь­ко по ин­тер­не­ту и пред­ла­га­ю­щих ми­ни­маль­ные це­ны, вы­з­ва­ли по­яв­ле­ние ин­но­ва­ций. Юве­ли­ры из се­г­мен­та роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли в ма­га­зи­нах, име­ю­щие вы­со­кие на­кла­д­ные рас­хо­ды, не смо­г­ли кон­ку­ри­ро­вать по це­нам, ис­хо­дя лишь из ве­са в ка­ра­тах, чи­сто­ты и цве­та, и по­это­му про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов ре­ши­ли до­ба­вить по­след­нюю ха­ра­к­те­ри­сти­ку из 4С - огран­ку. Они изоб­ре­ли брен­ди­ро­ван­ные ка­м­ни пре­ми­ум-клас­са, ко­то­рые бли­ста­ли яр­че за счет до­пол­ни­тель­ных гра­ней.

«Но­вое ты­ся­че­ле­тие при­нес­ло мно­го фи­р­мен­ных огра­нок бри­л­ли­ан­тов», - вспо­ми­на­ет Уи­л­ли Га­миль­тон (Willie Hamilton), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Company of Master Jewellers - се­ти са­мо­сто­я­тель­ных юве­ли­р­ных ри­тей­ле­ров. Од­ной из при­чин та­ко­го оби­лия, по мне­нию од­но­го ру­ко­во­ди­те­ля от­рас­ли, бы­ло же­ла­ние от­ме­тить но­вое ты­ся­че­ле­тие дол­го­веч­но­стью, ко­то­рую оли­це­тво­ря­ет со­бой бри­л­ли­ант.

Ор­га­ни­за­ция г-­на Га­миль­то­на при­со­е­ди­ни­лась к трен­ду, со­з­дав Mastercut, бренд юве­ли­р­ных из­де­лий ис­клю­чи­тель­но для груп­пы, ко­то­рая за­яв­ля­ет, что при­да­ет бри­л­ли­ан­там спо­соб­ность свер­кать на 30 про­цен­тов яр­че за счет уве­ли­че­ния чис­ла гра­ней в огран­ке «бри­л­ли­ант» до 89. «Сред­ние рас­хо­ды на бри­л­ли­ан­то­вое об­ру­чаль­ное коль­цо в Ве­ли­ко­бри­та­нии все еще ни­же £1 500, это озна­ча­ет, что про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов по­сто­ян­но жа­лу­ют­ся на па­де­ние при­бы­лей, - го­во­рит он. – Ко­г­да про­ис­хо­дит та­кое сни­же­ние, про­из­во­ди­те­ли бри­л­ли­ан­тов вы­ну­ж­де­ны на­чи­нать ис­кать пу­ти уве­ли­че­ния до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти, а не пы­тать­ся со­кра­тить рас­хо­ды… Это мо­ж­но сде­лать за счет осо­бых огра­нок и брен­ди­ро­ван­ных бри­л­ли­ан­тов, но на это тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные ин­ве­сти­ции».

М­но­гие из брен­дов, пред­ла­га­ю­щие мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные кру­г­лые огран­ки «бри­л­ли­ант», с тех пор ис­чез­ли из се­г­мен­та ре­аль­но­го ры­н­ка, по­ро­ж­дая во­прос, не бы­ло ли это про­сто ре­кла­м­ным хо­дом. «На мой взгляд, од­ни толь­ко до­пол­ни­тель­ные гра­ни – это мар­ке­тин­го­вый трюк, и к не­му ну­ж­но от­но­сить­ся с по­до­зре­ни­ем, - го­во­рит Эн­д­рю Ко­к­сон (Andrew Coxon), пре­зи­дент Ин­сти­ту­та ал­ма­зов ко­м­па­нии De Beers (De Beers Institute of Diamonds). – Прав­да за­клю­ча­ет­ся в том, что до­пол­ни­тель­ные гра­ни са­ми по се­бе не га­ран­ти­ру­ют до­пол­ни­тель­ной иг­ры све­та в ка­м­не. Бо­лее ва­ж­ное зна­че­ние име­ет пра­виль­ность рас­по­ло­же­ния ка­ж­дой гра­ни. То, что боль­шие гра­ни де­ла­ют мень­ше, раз­де­ляя их и уве­ли­чи­вая их чис­ло, ча­сто при­во­дит к умень­ше­нию свер­ка­ния бри­л­ли­ан­та, а не к его уси­ле­нию».

De Beers Diamond Jewellers, под­раз­де­ле­ние роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей кор­по­ра­ции, ко­то­рая бы­ла со­з­да­на в ви­де со­в­ме­ст­но­го пред­при­я­тия с LVMH, пред­ло­жи­ла за­па­тен­то­ван­ную огран­ку, ко­г­да на­ча­ла свою ра­бо­ту в 2001 го­ду - вось­ми­гран­ный ква­д­рат­ный бри­л­ли­ант, но кон­це­п­ция не смо­г­ла вой­ти в мо­ду, и г-н Ко­к­сон по это­му по­во­ду го­во­рит: «Наш опыт по­ка­зы­ва­ет, что по­ку­па­те­ли мо­гут с удо­воль­стви­ем смо­т­реть на но­вые огран­ки, но они обы­ч­но по­ку­па­ют ка­м­ни с пре­крас­но вы­стро­ен­ны­ми клас­си­че­ски­ми огран­ка­ми, ко­то­рые силь­нее свер­ка­ют под лю­бым уг­лом и при лю­бом осве­ще­нии».

Дру­гие огран­ки но­во­го ты­ся­че­ле­тия вы­дер­жа­ли ис­пы­та­ние вре­ме­нем. Как и De Beers, Tiffany & Co и Garrard пред­по­чли раз­ра­бо­тать к 2000 го­ду спе­ци­аль­ные фан­та­зий­ные огран­ки (фан­та­зий­ная огран­ка – это та, что от­ли­ча­ет­ся от кру­г­лой огран­ки «бри­л­ли­ант»), а не про­сто мо­ди­фи­ци­ро­вать кру­г­лые огран­ки. Ква­д­рат­ная огран­ка Lucida, у ко­то­рой есть тор­го­вая мар­ка ко­м­па­нии Tiffany, бы­ла за­пу­ще­на в 1999 го­ду и до сих пор яв­ля­ет­ся кра­е­у­голь­ным ка­м­нем в ра­м­ках ее пред­ло­же­ния сва­деб­ных ко­лец, как и огран­ка Eternal ко­м­па­нии Garrard. Это огра­ноч­ный ша­б­лон с 81 гра­нью для боль­шей иг­ры све­та, ко­то­рый был раз­ра­бо­тан Га­би Тол­ко­в­ски (Gabi Tolkowsky), вну­ча­тым пле­мян­ни­ком Мар­се­ля Тол­ко­в­ски и мо­жет быть при­ме­нен в ря­де огра­нок, та­ких, на­при­мер, как «мар­киз» или «сер­деч­ко», а та­к­же в кру­г­лых фор­мах огран­ки.

По­след­ние ин­но­ва­ции со­сре­до­то­че­ны как раз на фан­та­зий­ных огран­ках, но это бо­лее до­ро­го­сто­я­щее за­ня­тие, чем вне­се­ние не­боль­ших из­ме­не­ний в со­вре­мен­ную кру­г­лую огран­ку «бри­л­ли­ант». «Бы­ло сло­ж­но, - при­з­на­ет Джо­на­тан Кен­далл (Jonathan Kendall), ди­рек­тор по гло­баль­но­му про­из­вод­ству ко­м­па­нии Forevermark, брен­да роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли ко­м­па­нии De Beers, ко­то­рая в этом го­ду за­пу­сти­ла кол­лек­цию бри­л­ли­ан­тов мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных фан­та­зий­ных огра­нок Black Label. – Мы вло­жи­ли огро­м­ные ре­сур­сы в раз­ра­бо­т­ку этих огра­нок. У нас 60 или 70 уче­ных в Мей­ден­хе­де ра­бо­та­ют над ал­маз­ны­ми про­ек­та­ми – очень ма­ло лю­дей в от­рас­ли име­ют та­кую воз­мо­ж­но­сть».

Хо­тя про­цесс раз­ра­бо­т­ки кол­лек­ции Black Label тре­бу­ет уча­стия уче­ных, это не озна­ча­ет, что ре­зуль­тат бу­дет свя­зан с ко­ли­че­ством гра­ней или про­цен­та­ми до­пол­ни­тель­ной иг­ры све­та в бри­л­ли­ан­тах. «М­но­гие рас­су­ж­да­ют о по­ка­за­те­лях све­та, гра­фи­ках и сред­ствах из­ме­ре­ния, но ре­аль­ность та­ко­ва, что по­тре­би­те­ли хо­тят иметь ви­зу­аль­но са­мый кра­си­вый бри­л­ли­ант», - го­во­рит г-н Кен­далл.

Кол­лек­ция Black Label в на­сто­я­щее вре­мя на­с­чи­ты­ва­ет пять форм огран­ки – «ку­шон», «сер­деч­ко», «к­ва­д­рат», «о­вал» и «круг», при­чем г-н Кен­далл на­ме­ка­ет, что мо­гут быть еще. Хо­тя це­ны на бри­л­ли­ан­ты фан­та­зий­ной огран­ки из кол­лек­ции Black Label на 30 про­цен­тов вы­ше, чем на бри­л­ли­ан­ты ее стан­дар­т­ных фан­та­зий­ных огра­нок - от­ча­сти из-­за уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства ка­м­ня, ухо­дя­ще­го в от­хо­ды, - мя­г­кие за­пус­ки их в про­да­жу в этом го­ду хо­ро­шо бы­ли встре­че­ны в Со­е­ди­нен­ных Шта­тах, Япо­нии, Ки­тае и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Са­мой по­пу­ляр­ной ста­ла «о­валь­ная» огран­ка, пе­р­вая пар­тия ко­то­рой бы­ла про­да­на за че­ты­ре ме­ся­ца с мо­мен­та за­пус­ка, и ри­тей­ле­ры ожи­да­ют но­вых сто­ков. «Я на са­мом де­ле не удив­лен, - го­во­рит г-н Кен­далл. – От­расль от­ча­ян­но ну­ж­да­ет­ся в ин­но­ва­ци­ях как в ди­зай­не юве­ли­р­ных из­де­лий, так и в огран­ках бри­л­ли­ан­тов».

В­се-та­ки для не­ко­то­рых юве­ли­ров – и их по­ку­па­те­лей – во­прос со­о­т­вет­ствия це­ны и ка­че­ства от­хо­дит на вто­рой план пе­ред кра­со­той. Ни­рав Мо­ди (Nirav Modi), от­кры­в­ший ма­га­зин на Бонд Ст­рит в этом го­ду, раз­ра­бо­тал свою за­па­тен­то­ван­ную огран­ку. «Я ду­маю, она вы­зо­вет боль­шой ин­те­рес, - го­во­рит ос­но­ва­тель и кре­а­тив­ный ди­рек­тор Ни­рав Мо­ди. – Ко­г­да вы мо­же­те пред­ло­жить что-то но­вое, что-то от­ли­ч­ное, то кли­ен­тов это ин­те­ре­су­ет».

Хо­тя его огран­ки «Жас­мин» («Jasmine») и «Фи­ал­ка мо­го­лов» («Mughal»), на­ве­ян­ные цве­точ­ной те­мой, яв­ля­ют­ся са­мым по­пу­ляр­ны­ми, г-н Мо­ди боль­ше все­го гор­ди­т­ся сво­ей огран­кой «Бе­с­ко­неч­ное» («Endless»), в ко­то­рой бри­л­ли­ан­ты так «и­зо­г­ну­ты», что их ряд мо­жет оги­бать па­лец, со­з­да­вая не­пре­ры­в­ное бри­л­ли­ан­то­вое коль­цо без ви­ди­мой ме­тал­ли­че­ской опра­вы. «Ее не­ве­ро­ят­но труд­но де­лать – не бы­ва­ет ал­ма­зов та­кой фор­мы, по­это­му вы­ход бри­л­ли­ан­тов очень низ­кий, 85 про­цен­тов ал­ма­за ухо­дит в от­хо­ды», - го­во­рит г-н Мо­ди, ко­то­рый вы­на­ши­вал меч­ту о та­кой огран­ке в те­че­ние 20 лет. И, ко­неч­но, со­з­дан­ное ра­ди лю­би­мо­го де­ла тво­ре­ние - пе­р­вое «бес­ко­неч­ное» коль­цо - ста­ло по­дар­ком для же­ны г-­на Мо­ди.

Бро­сят ли ка­кие-то из этих огра­нок 21-­го ве­ка вы­зов пре­вос­ход­ству со­вре­мен­ной кру­г­лой огран­ки «бри­л­ли­ант» или нет, по­ка­жет бу­ду­щее, но они под­дер­жи­ва­ют ис­кус­ство огран­щи­ка дра­го­цен­ных ка­м­ней на вы­с­шей гра­ни со­вер­шен­ства.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->