Маркировать нельзя клеймить. Где поставить запятую?

Раздел: Рынки
18 января 2017 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

И­дея пред­ло­жить Про­би­р­ной па­ла­те Рос­сии пе­рей­ти на Ай-ти кон­троль обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий с мар­ки­ро­в­кой RFID ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми ро­ди­лась в 2010 го­ду, ко­г­да во всех СМИ об­су­ж­да­лось за­си­лие кон­тра­бан­ды и кон­тра­фа­к­та на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке. Пред­ло­же­ние От­рас­ле­во­го от­де­ле­ния ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии» бы­ло вне­се­но в мо­мент, ко­г­да в Мин­фи­не раз­ра­ба­ты­ва­лись пла­ны со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю ДМДК, и Ай-ти кон­троль мог бы быть ча­сти­ч­ной аль­тер­на­ти­вой до­ро­го­сто­я­щей ини­ци­а­ти­ве об­ра­зо­ва­ния но­во­го ве­до­м­ства. Но на от­кры­том об­су­ж­де­нии пред­ло­же­ния в ок­тяб­ре 2010 го­да Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии в ли­це то­г­да­ш­не­го за­ме­сти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля Бо­ри­со­ва Б.П. ока­за­ла острое про­ти­во­дей­ствие даль­ней­ше­му об­су­ж­де­нию идеи Ай-ти кон­тро­ля в про­би­р­ном на­д­зо­ре.

Вто­рой вол­ной всплес­ка ин­те­ре­са к Ай-ти кон­тро­лю че­рез мар­ки­ро­в­ку би­рок ста­ла сло­жив­ша­я­ся кри­зис­ная си­ту­а­ция в 2014 го­ду, ко­г­да на вол­не рез­ко­го «за­кру­чи­ва­ния га­ек» во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки ста­ло оче­вид­но, что уси­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в юве­ли­р­ной сфе­ре не­из­бе­ж­но и оста­ет­ся лишь во­про­сом вре­ме­ни. То­г­да и на­ча­лись пе­р­вые про­дук­тив­ные кон­суль­та­ции с Про­би­р­ной па­ла­той Рос­сии. Од­на­ко спад про­даж в юве­ли­р­ной от­рас­ли и, глав­ное, рез­кое сни­же­ние юве­ли­р­ной кон­тра­бан­ды из-­за ро­ста кур­са дол­ла­ра сни­зи­ли ак­ту­аль­ность во­про­са уси­ле­ния кон­тро­ля.

И вот в кон­це 2016 го­да при­ш­ла тре­тья вол­на воз­вра­ще­ния к во­про­су. Те­перь уже об­су­ж­де­ние те­мы ини­ци­и­ро­ва­но го­су­дар­ством, точ­нее – на­д­го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном, Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­си­ей. Соб­ствен­но, эта вол­на по­ш­ла во­об­ще «не от юве­ли­р­ки», а от под­ве­де­ния ито­гов пи­ло­т­но­го про­ек­та по мар­ки­ро­в­ке ме­хо­вых из­де­лий. Как по­ка­за­ли ито­ги пи­ло­т­но­го «шуб­но­го» про­ек­та мар­ки­ро­в­ки RFID ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми, от экс­пе­ри­мен­та вы­и­г­ра­ли все: и по­тре­би­тель, и про­из­во­ди­тель, и го­су­дар­ство.

Ус­пе­хи мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий в стра­нах ЕврАзЭС по­бу­ди­ли чи­но­в­ни­ков пе­ре­не­сти эту ме­то­ди­ку и на дру­гие от­рас­ли эко­но­ми­ки - в бу­ду­щем пе­ре­чень ка­те­го­рий то­ва­ров, где пла­ни­ру­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние мар­ки­ро­в­ки, рас­ши­ри­т­ся. В чис­ле про­че­го, где пред­по­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние мар­ки­ро­в­ки, об­су­ж­да­ет­ся и юве­ли­р­ная сфе­ра.

П­ло­хо это для юве­ли­р­но­го биз­не­са, или хо­ро­шо? Для это­го да­вай­те оце­ним пе­р­с­пе­к­ти­вы рос­сий­ской юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти в ра­м­ках ожи­да­е­мых но­ва­ций – при­з­на­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии про­би­р­ных клейм Бе­ла­ру­си, Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­на и Ки­р­ги­зии. Этим фа­к­том на­прочь уби­ва­ет­ся ар­гу­мент Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии о том, что в Рос­сии юве­ли­р­ные из­де­лия на­де­ж­но за­щи­ще­ны го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом. Те­перь оно, это клей­мо, не все­г­да бу­дет го­су­дар­ствен­ным (в Ка­за­х­ста­не Про­би­р­ная па­ла­та част­ная), и уж точ­но – не все­г­да рос­сий­ское.

С уче­том фа­к­ти­че­ско­го от­сут­ствия на дан­ный мо­мент эф­фек­тив­ной си­сте­мы про­би­р­но­го на­д­зо­ра в Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­не, и осо­бен­но – в Ки­р­ги­зии, нет ни­ка­ких на­дежд на то, что про­би­р­ные клей­ма на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях этих стран бу­дут: а) со­о­т­вет­ство­вать ре­аль­ным до­лям дра­го­цен­ных ме­тал­лов в спла­ве, б) во­об­ще бу­дут на­сто­я­щи­ми про­би­р­ны­ми клей­ма­ми, а не эле­мен­та­ми юве­ли­р­ных из­де­лий, вы­пол­нен­ны­ми са­ми­ми юве­ли­р­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми и/и­ли им­пор­те­ра­ми.

Нет со­м­не­ний, что в усло­ви­ях со­хра­не­ния хоть и не­боль­шой, но дей­ству­ю­щей ввоз­ной по­ш­ли­ны на юве­ли­р­ные из­де­лия, и в усло­ви­ях иной, чем в Рос­сии, сте­пе­ни про­з­ра­ч­но­сти гра­ниц трех упо­мя­ну­тых стран Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, тол­пы жу­ли­ков на­ч­нут бес­по­шлин­но вво­зить в них ту­ре­ц­кие, ки­тай­ские, да чьи угод­но юве­ли­р­ные из­де­лия. В ка­че­стве тран­зи­та на глав­ный ры­нок стран ЕврАзЭС – в Рос­сию. И на этих из­де­ли­ях из­на­чаль­но, уже при пе­ре­се­че­нии гра­ниц этих стран, бу­дут сто­ять яко­бы про­би­р­ные клей­ма дан­ных упо­мя­ну­тых рес­пуб­лик. При­чем с эти­ми «про­би­р­ны­ми клей­ма­ми» юве­ли­р­ные из­де­лия из Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­на и Ки­р­ги­зии смо­гут со­вер­шен­но сво­бод­но вво­зить­ся в Рос­сию и про­да­вать­ся у нас в лю­бом юве­ли­р­ном ма­га­зи­не. О ка­кой то­г­да за­щи­те по­тре­би­те­ля про­би­р­ным клей­мом мо­ж­но бу­дет го­во­рить?

Ко­неч­но, в Рос­сии пред­при­мут не­кие ме­ры для сдер­жи­ва­ния ожи­да­е­мо­го по­то­ка фа­к­ти­че­ски кон­тра­бан­д­ных, хоть и «о­бе­лен­ных» в дру­же­ствен­ных стра­нах юве­ли­р­ных из­де­лий. Но мо­гут ли та­кие ме­ры быть эф­фек­тив­ны­ми без ор­га­ни­за­ции Ай-ти кон­тро­ля за всем обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий? Уве­рен, что нет, ни­ка­кой сдер­жи­ва­ю­щей си­лы не по­лу­чи­т­ся, ес­ли Ай-ти кон­троль не бу­дет вве­ден в юве­ли­р­ную сфе­ру.

А мо­жет ли быть ор­га­ни­зо­ван Ай-ти кон­троль за обо­ро­том то­ва­ра без обя­за­тель­ной ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки это­го са­мо­го то­ва­ра? Нет, не мо­жет. Ими­та­ция Ай-ти кон­тро­ля мо­жет быть в лю­бом ви­де ор­га­ни­зо­ва­на, но на­сто­я­щее от­сле­жи­ва­ние дви­же­ния по­то­ков то­ва­ра без его ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки, под­да­ю­щей­ся ма­шин­но­му счи­ты­ва­нию, не­воз­мо­ж­на в при­н­ци­пе.

Итак, у рос­сий­ских юве­ли­ров на­ри­со­ва­лась аль­тер­на­ти­ва:
- ли­бо на рос­сий­ский ры­нок при­дет по­ток яко­бы за­клей­мен­ных про­би­р­ным клей­мом юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ве­ден­ных яко­бы в дру­же­ствен­ных рес­пуб­ли­ках ЕврАзЭС,
- ли­бо в ра­м­ках ЕврАзЭС бу­дет при­ня­то обя­за­тель­ное мар­ки­ро­ва­ние юве­ли­р­ных из­де­лий и го­су­дар­ством бу­дет ор­га­ни­зо­ван сквоз­ной Ай-ти кон­троль за их обо­ро­том.

А в чем, соб­ствен­но, раз­ни­ца этих двух сце­на­ри­ев для рос­сий­ско­го по­тре­би­те­ля и про­из­во­ди­те­ля юве­ли­р­ных из­де­лий? А в том, что бла­го­да­ря ор­га­ни­за­ции на ба­зе мар­ки­ро­в­ки Ай-ти кон­тро­ля за их обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий, лю­бой по­тре­би­тель в лю­бом ма­га­зи­не смо­жет без про­б­лем узнать, где же на са­мом де­ле бы­ло из­го­то­в­ле­но юве­ли­р­ное из­де­лие. И сде­лать са­мо­сто­я­тель­ный вы­вод: мо­ж­но ли до­ве­рять та­ко­му про­из­во­ди­те­лю? Не ва­ж­но, есть ли при этом на са­мом из­де­лии про­би­р­ное клей­мо, чье оно, на­сто­я­щее ли и что на нем на­пи­са­но. Ду­маю, то до­ве­рие, ко­то­рое бы­ло сфор­ми­ро­ва­но на рос­сий­ском ры­н­ке рос­сий­ски­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и Рос­сий­ской про­би­р­ной па­ла­той, со­хра­нят на­шим из­де­ли­ям хо­ро­шее кон­ку­рен­т­ное пре­и­му­ще­ство…

О­п­по­нен­ты вве­де­ния Ай-ти кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий обы­ч­но ссы­ла­ют­ся на «о­то­р­ван­но­сть» ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки от са­мо­го из­де­лия (ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка ста­ви­т­ся не на из­де­лие, а на его би­р­ку). Но ведь би­р­ка не­раз­ры­в­но свя­за­на с юве­ли­р­ным из­де­ли­ем вплоть до мо­мен­та его роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции. И имен­но до это­го мо­мен­та и дол­жен осу­ще­ств­лять­ся Ай-ти кон­троль за обо­ро­том то­ва­ра. Все, что по­с­ле кас­сы – это уже гра­ж­дан­ский обо­рот то­ва­ра, не под­ле­жа­щий ни­ка­ко­му кон­тро­лю. По­нят­но, что ни один ло­м­бард или ску­п­ка при при­е­ме юве­ли­р­но­го из­де­лия от гра­ж­дан по-лю­бо­му не об­ра­ща­ют вни­ма­ние на клей­мо, са­мо­сто­я­тель­но про­ве­ряя ме­талл.

Од­ним из по­во­дов опа­се­ния рос­сий­ских юве­ли­ров при об­су­ж­де­нии вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки вы­сту­па­ет опас­ность до­пол­ни­тель­ных из­дер­жек на ее осу­ще­ств­ле­ние. Здесь есть по­ле для ма­невра: мар­ки­ро­в­ка мо­жет быть с ис­поль­зо­ва­ни­ем RFID ра­дио­ча­сто­т­ных ме­ток (их це­на мо­жет ле­жать в пре­де­лах 10 – 60 руб­лей за шту­ку), ли­бо с ис­поль­зо­ва­ни­ем дву­мер­ных (2D) пе­чат­ных ко­дов, на­и­бо­лее по­пу­ляр­ным из ко­то­рых стал се­го­д­ня QR код. На­не­се­ние та­кой мар­ки­ро­в­ки на би­р­ку не сто­ит ни­че­го, т.к. его фор­ми­ро­ва­ние идет бес­плат­ной про­гра­м­мой, а сам он про­сто пе­ча­та­ет­ся на бу­ма­ге, т.е. на би­р­ке.

Ва­ж­но от­ме­тить, что Ай-ти кон­троль смо­жет до­пол­ни­тель­но по­вы­сить кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий по срав­не­нию с за­ру­бе­ж­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми им­пор­ти­ру­е­мых в Рос­сию из­де­лий. Ес­ли се­го­д­ня про­дук­ция толь­ко оте­че­ствен­ных юве­ли­р­ных про­из­во­ди­те­лей по­лу­ча­ет «об­рат­ный ад­рес» - от­тиск имен­ни­ка про­из­во­ди­те­ля, то им­пор­т­ные же из­де­лия се­го­д­ня во­об­ще не по­лу­ча­ют на рос­сий­ском ры­н­ке яв­но счи­ты­ва­е­мых све­де­ний об «об­рат­ном ад­ре­се». И про­да­вец мо­жет ле­г­ко ска­зать про ту­ре­ц­кое из­де­лие без имен­ни­ка, что оно, ска­жем, из Ита­лии, не­о­прав­дан­но за­вы­шая его пре­стиж в про­ти­во­вес рос­сий­ской про­дук­ции.

Пер­со­на­ли­за­ция кон­крет­но­го юве­ли­р­но­го из­де­лия, до­сти­га­е­мая мар­ки­ро­в­кой, да­ет воз­мо­ж­ность ра­ди­каль­но­го пе­ре­но­са от­вет­ствен­но­сти за ка­че­ство из­де­лий от го­су­дар­ства как на оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля, так и на им­пор­те­ра из­де­лий. Оче­вид­но, в этих усло­ви­ях вы­и­г­ры­ва­ет и по­тре­би­тель - по­яв­ля­ет­ся воз­мо­ж­ность предъ­яв­ле­ния су­деб­ных ис­ков к ре­аль­но­му ви­но­в­ни­ку в слу­чае ка­ких-­ли­бо на­ру­ше­ний ка­че­ства из­де­лий.

Ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий во­об­ще мо­жет ока­зать­ся един­ствен­ным шан­сом спа­се­ния юве­ли­р­но­го ры­н­ка, до­ве­рие к ко­то­ро­му во мно­гом уже по­до­р­ва­но из-­за слу­ча­ев об­ма­на по­тре­би­те­лей в ча­сти вста­вок. Ка­че­ствен­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки юве­ли­р­ных вста­вок, вклю­чая бри­л­ли­ан­ты, се­го­д­ня за­яв­ля­ет про­из­во­ди­тель, им­пор­тер или тор­го­в­ля, и про­би­р­ный на­д­зор их не кон­тро­ли­ру­ет. При­чем за­яв­ля­ет в та­ком ви­де и фор­ме, как раз­ре­ше­но го­су­дар­ством, но в боль­шин­стве слу­ча­ев не­по­нят­но по­тре­би­те­лю (и­ме­ют­ся в ви­ду со­кра­ще­ния опи­са­ния вста­вок на би­р­ках). Хо­тя сто­и­мость бри­л­ли­ан­тов в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях мо­жет в со­т­ни раз пре­вы­шать сто­и­мость дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в тех же из­де­ли­ях, и га­ран­тия го­су­дар­ства по ка­че­ству дра­го­цен­но­го ме­тал­ла – ни­что для по­тре­би­те­ля, ес­ли про­из­во­ди­те­лем или им­пор­те­ром при­ве­де­ны на би­р­ке за­вы­шен­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки юве­ли­р­ной встав­ки. Ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка поз­во­лит че­ст­но­му про­из­во­ди­те­лю по­дроб­но и без со­кра­ще­ний рас­ска­зать по­тре­би­те­лю про ис­поль­зо­ван­ные в из­де­лии встав­ки.

Вве­де­ние Ай-ти кон­тро­ля с ис­поль­зо­ва­ни­ем мар­ки­ро­в­ки вы­год­но та­к­же роз­ни­ч­ной юве­ли­р­ной тор­го­в­ле. Се­год­ня роз­ни­ца от­ве­ча­ет не толь­ко за то, что­бы на при­лав­ке бы­ли вы­ло­же­ны лишь за­клей­мен­ные юве­ли­р­ные из­де­лия, но фа­к­ти­че­ски и за то, сто­ят ли под­лин­ные или под­дель­ные от­тис­ки клейм на из­де­ли­ях, за до­сто­вер­ность ха­ра­к­те­ри­стик юве­ли­р­ных вста­вок, за­яв­лен­ных на би­р­ках из­де­лий. В слу­чае вве­де­ния Ай-ти кон­тро­ля по мар­ки­ро­в­ке, юве­ли­р­ная тор­го­в­ля бу­дет от­ве­чать ис­клю­чи­тель­но за то, что­бы на при­лав­ках у всех из­де­лий бы­ла эта мар­ки­ро­в­ка, а при про­да­же вы­би­вал­ся кас­со­вый чек. Ни­ка­ких со­про­во­ди­тель­ных до­ку­мен­тов по­ку­па­те­лям вы­пи­сы­вать не на­до – все не­об­хо­ди­мое по­ку­па­те­лю уже есть в мар­ки­ро­в­ке и по­ку­па­тель все­г­да мо­жет счи­тать в ма­га­зи­не или в су­де эту ин­фор­ма­цию.

О­ши­боч­но мне­ние, что с вве­де­ни­ем А-ти кон­тро­ля с ис­поль­зо­ва­ни­ем мар­ки­ро­в­ки по­ку­па­тель ли­ши­т­ся при­вы­ч­но­го про­би­р­но­го клей­ма. Про­сто с вве­де­ни­ем та­ко­го кон­тро­ля от­па­да­ет не­об­хо­ди­мость в обя­за­тель­ном ре­жи­ме го­су­дар­ствен­но­го опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. За­хо­чет го­су­дар­ство – со­хра­нит его, не за­хо­чет, пой­мет, что Ай-ти кон­тро­ля по мар­ки­ро­в­ке до­ста­точ­но – сде­ла­ет доб­ро­воль­ным клей­ме­ние. При этом рос­сий­ское го­су­дар­ствен­ное про­би­р­ное клей­мо ста­нет не ин­стру­мен­том, поз­во­ля­ю­щим осу­ще­ств­лять про­би­р­ный на­д­зор, а не­ким до­пол­ни­тель­ным ат­ри­бу­том юве­ли­р­ных из­де­лий, по­вы­ша­ю­щим к не­му до­ве­рие. А вы­сво­бо­див­ши­е­ся при пе­ре­хо­де на доб­ро­воль­ное клей­ме­ние со­труд­ни­ки ГИПН, смо­гут быть на­прав­ле­ны на кон­троль роз­ни­ч­ных то­чек ре­а­ли­за­ции юве­ли­р­ной про­дук­ции, что мно­го­крат­но уси­лит эф­фект со­б­лю­де­ния ре­жи­ма обя­за­тель­но­го Ай-ти кон­тро­ля.

В сле­ду­ю­щей ста­тье бу­дет рас­сказ об этих двух воз­мо­ж­ных спо­со­бах мар­ки­ро­в­ки, их воз­мо­ж­но­стях и оп­ти­маль­ных сфе­рах при­ме­не­ния.

[ Ювелирные Известия ]

  • 18 января 2017 г.:

    мда.... а кто мешает навесить левую бирку с чужими данными на левое же изделие ? а что бирки у нас прикреплены к изделиям титановыми нитками? да они после возврата обрываются к чертям приходиться "перебирковывать". а как будет это информация обстоять если был ремонт изделия ? и вес вставки после ремонта изменился? новую бирку лепим с новым кодом ? а старую куда денем ?

  • 22 января 2017 г.:

    Переклеивание этикеток всегда было любимым народным занятием. Стоит российское клеймо на изделии - всем всё ясно. Стоит любое другое из Евразии - человек чешет голову. Вот и конкурентное преимущество. А захочет купить - ради Бога, на свой риск. Кто возразит? Постепенно тенденции проявятся, а сначала конечно будут неприятности. Но Российское клеймо на изделии - штука известная и народу более-менее знакомая. А эти игры в цветные фантики, ну охота цены на изделия поднять (а хорошего в ближайшем будущем ждать не приходится), затевайтесь, кому интересно...

  • Полезное

    Полезное

     
    -->